Введение в Новейшую историю России: что ждёт девятиклассников и учителей истории в новом учебном году?
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
16.08.2023
Введение в Новейшую историю России: что ждёт девятиклассников и учителей истории в новом учебном году?

Выступая на заседании Президиума Совета законодателей Российской Федерации 8 декабря 2022 г., министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что «в центре исторического образования несущим стержнем должна стать Россия».

Этой цели очевидным образом служит ряд последних шагов Министерства просвещения, в частности некоторое сокращение числа часов на всеобщую историю (по новой федеральной образовательной программе — 23 часа) и увеличение таковых на историю России (соответственно 45 часов). Более глубокому изучению истории России способствует несомненно и утверждённый Министерством просвещения модуль «Введение в Новейшую историю России», подлежащий изучению в 9 классе. На уже упомянутой встрече Сергей Кравцов подчеркнул, что в рамках модуля обучающиеся познакомятся с важнейшими вехами истории России в XX — начале XXI в.


О каких вехах истории России говорил министр?

Содержание курса было разработано и утверждено Федеральным учебно-методическим объединением (ФУМО) в апреле 2022 г., а затем было включено в обе редакции Федеральной образовательной программы основного общего образования (1-я редакция принята в ноябре 2022 г., 18 мая 2023 г. заменена новым документом).

Внимание учащихся предполагается сосредоточить на причинах и основных событиях Российской революции 1917 г., Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., распада СССР и становления новой России в 1990-е гг. Особое внимание предполагается уделить периоду начала XXI в., становлению внешней политики России, воссоединению РФ с Крымом и другим важным событиям недавней истории.

Составители примерной программы курса из Института стратегии развития образования РАО пишут: «Содержание учебного модуля, его воспитательный потенциал призван реализовать условия для формирования у подрастающего поколения граждан целостной картины российской истории, осмысления роли современной России в мире, важности вклада каждого народа в общую историю Отечества, позволит создать основу для овладения знаниями об основных этапах и событиях новейшей истории России на ступени среднего общего образования».


Как преподавать новый курс и где брать часы?

Курс «Введение в Новейшую историю» является пропедевтическим, то есть призван познакомить обучающихся с богатой на события историей нашей страны в XX в. и начале XXI в., подготовить их к более глубокому осмыслению и более продуктивному усвоению материала по истории России в 10 и 11 классах. Каждый, кто хоть немного знаком с содержанием предмета «История России» в 9 классе, может задать резонный вопрос: где брать время на изучение нового модуля? Особенно учитывая то, что курс отечественной истории в последнем классе основной школы также насыщен событиями, ведь согласно Историко-культурному стандарту девятиклассники должны изучить историю «долгого» XIX века — с 1801 по 1914 гг.!

Составители Федеральной образовательной программы рассчитывают, что на курс может быть выделено 17 часов за счёт части «учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, включающей, в частности, учебные модули по выбору обучающихся». Есть и другой путь, когда учитель, самостоятельно планируя курс истории России 1801–1914 гг., может включать туда отдельные темы модуля для установления взаимосвязей отдельных событий этого периода с важнейшими вехами нашей Новейшей истории. В частности, изучая Отечественную войну 1812 г., учитель может кратко осветить события Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., революцию 1905–1907 гг. связать с событиями революционных потрясений 1917 г., а изучая Крымскую войну 1853–1856 гг. — актуализировать недавние и памятные всем ныне живущим россиянам радостные моменты воссоединения с Крымом.


Какие пособия использовать?

В настоящий момент в действующем Федеральном перечне нет ни одного учебника по модулю «Введение в Новейшую историю России». «Русское слово» предлагает учителям и обучающимся учебное пособие «Введение в Новейшую историю России», автором которого является доктор исторических наук Сергей Журавлёв, заместитель директора Института российской истории РАН, а научным редактором — доктор исторических наук и директор ИРИ РАН Юрий Петров. Оба учёных — признанные специалисты по истории XX в., авторы множества монографий и десятков научных статей. Методический аппарат учебного пособия разработан Людмилой Алексашкиной, одним из ведущих специалистов по методике преподавания истории нашей страны, доктором педагогических наук, ведущим сотрудником лаборатории социально-гуманитарного общего образования ИСРО РАО.

Учитывая особенности преподавания модуля, пособие Сергея Журавлёва несколько отходит от канонов классического учебника, задача которого давать краткий, но информативный и методически нагруженный текст, содержание которого должно быть прочно усвоено обучающимися. В пособии Сергея Журавлёва материал носит характер повествования, обозначающего основные проблемы эпохи, дающего общее понимание процессов, изучать которые во всех деталях обучающиеся будут уже в старшей школе. Задача учителя — опираясь на текст пособия, выработать у школьников личностное представление о каждом рассматриваемом событии и понимании его важности для истории нашей страны, ярко обозначить главные вехи XX–XXI вв. на линии времени тысячелетней российской истории.

«Какую бы форму государственного устройства  дореволюционной Российской империи, социалистического Советского Союза или современной Российской Федерации  ни имела наша страна, она всегда воспринималась её гражданами как историческая Россия“. В идее исторической преемственности есть и важная моральная составляющая: ведь это наши предки, наши родные и близкие из поколения в поколение строили эту страну и защищали её, искренне стремились сделать жизнь в ней лучше и справедливее. Как бы она ни называлась, Россия была и остаётся для них просто Родиной», — отмечает Сергей Журавлёв во введении к пособию.


Пособие не перегружено дополнительными материалами. Предметом обсуждений учителя и обучающихся могут стать рубрики «Человек эпохи» и «Документ эпохи», а вопросы и задания в конце каждого тематического блока должны служить скорее основой для эвристической беседы и дискуссий, нежели для репродуктивного контроля усвоенных знаний. Такой подход позволит органично встроить курс «Введение в Новейшую историю» в общую канву изучения событий основного курса по истории России в 9 классе, ненавязчиво, без излишнего заучивания связать их с актуальными проблемами современности. Чтобы связать тематические блоки между собой, после каждого из них предлагается краткий раздел «Для тех, кто хочет знать больше» с кратким изложением остальных событий истории России.

Автор и издательство надеются, что представленное учебное пособие послужит хорошим подспорьем в преподавании нового модуля, утверждённого новой Федеральной образовательной программой.

Ознакомиться с учебным пособием для 9 класса «Введение в Новейшую историю России», пролистав его избранные страницы, можно в официальном интернет-магазине издательства «Русское слово».


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары