Идеи, смыслы, ценности всегда сплачивали народы и нации. Великая Отечественная война повлияла на судьбу каждой семьи. «В целях сохранения исторической памяти» 2020 год указом президента объявлен Годом памяти и славы в честь 75-летия Победы. О том времени, о родственниках, о людях, которые сражались на поле боя и работали в тылу, вспомнит каждая семья.
26 августа 2019 года в Москве состоялось установочное совещание по вопросам проведения серии уроков и внеурочных мероприятий «Семья и Отечество в моей жизни», посвящённых подготовке к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» реализует этот проект в 2019 году при поддержке Министерства просвещения РФ.
Руководитель Центра социализации, воспитания и дополнительного образования издательства «Русское слово» Хмайра Тимофеевна Загладина рассказала о «Семье и школе в образовательном процессе».
«Важно создать условия для восстановления традиций нравственного и духовного развития детей как в семье, так и в школе. И здесь большая роль принадлежит педагогу», — отметила кандидат исторических наук.
В условиях сетевого столетия, информационного общества школа идёт по пути обновления форм, методов, технологий и средств воспитания. Уходят в прошлое старые малопродуктивные и назидательные формы общения с молодёжью, где ребёнок занимает пассивную позицию. Зато широко используются игровые методы и технологии, сетевое информационно-коммуникационное взаимодействие.
Хмайра Тимофеевна Загладина выделила формы работы, где активность проявляют все члены семьи:
— семейные проекты (поисковые, исследовательские, социальноориентированные «Дети войны», «История одной фотографии»);
— акции, инициируемые школой и семьёй («Свеча памяти», «Портреты наших героев», «Синий платочек», «Подарок ветерану»);
— технологии группового действия; (квест-технологии, флешмобы, смартмобы);
— технологии событийной педагогики, художественные события (форумы, вечера военной песни, гала-концерты и др.).
Для того чтобы школа могла использовать ресурсы внеурочной деятельности для сохранения и возрождения семейных традиций, сохранения исторической памяти Победы в ВОВ, издательство «Русское слово» выпускает специальную внеурочную литературу, серии учебно-методических комплектов. Опубликована книга «Наша Победа: рассказы, стихи, воспоминания, письма, документы. 1–4 классы» для самостоятельного чтения и совместного обсуждения с родителями текстов о ВОВ. Для педагогов ДОО вышли рекомендации по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, подготовке и проведению праздников ко Дню Победы и Дню защитника Отечества — «Расскажем детям о Победе».
В рамках внеурочной деятельности подготовлен курс «Дорогою добра» (для 5–9 классов общеобразовательной школы), он предусматривает активное взаимодействие педагога и школьников с семьёй. В учебном пособии дан алгоритм проведения волонтерского социального проекта, который обязательно должен иметь следующие составляющие: актуальность, цель, задачи, географию проекта, сроки реализации и предполагаемый результат.
Участие детей и родителей в проектах, связанных с историей, с помощью образовательной литературы, интерактивных современных форм, таких как участие в исторических реконструкциях, способствуют:
· получению новых знаний, навыков, сохранению памяти о Великой Победе;
· гражданско-патриотическому воспитанию;
· популяризации истории;
· досуговому времяпрепровождению;
укрепляют:
· детско-взрослые отношения;
· семейные традиции и ценности.
Уроки, внеурочная деятельность, система дополнительного образования, неформальное образование, отметила Хмайра Тимофеевна Загладина, предоставляют большие возможности для укрепления воспитательного потенциала семьи и школы.