Профессии прекрасней нет на свете… «Русское слово» поздравляет с Днём учителя!
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
05.10.2023
Профессии прекрасней нет на свете… «Русское слово» поздравляет с Днём учителя!

5 октября в России и многих других странах мира отмечается День учителя. В школах дети благодарят своих наставников, вручают им букеты и подарки, представляют концертные номера. Сегодня уместным будет задуматься о том, насколько профессия учителя сложная, ответственная и одновременно творческая.

Быть учителем непросто. Недостаточно хорошо знать свой предмет. Надо уметь объяснять сложное простыми словами, находить общий язык с детьми, быть для них и наставником, и другом. А ещё нужно постоянно учиться самому, ведь жизнь не стоит на месте: новые требования, методики, образовательные стандарты…

Издательство «Русское слово» восхищается учителями, их работоспособностью и готовностью отдавать себя детям без остатка! Сегодня мы от души поздравляем с праздником всех представителей этой профессии!

Желаем вам, дорогие учителя, талантливых и отзывчивых учеников,
неиссякаемой энергии, творческих побед, карьерных взлётов и удачи во всех делах!

«Русское слово» поздравляет с Днём учителя! 

В разное время учителями были многие известные люди. В честь праздника мы предлагаем вспомнить имена и биографии выдающихся литераторов, отметившихся на педагогическом поприще.

Г.Р. Державин. Жизнь и творческий путьГаврила Державин (1743–1816)

Поэт и государственный деятель эпохи Екатерины II придерживался идеи просвещённого самодержавия. Во время его службы правителем Тамбовского наместничества (1786–1788 гг.) в Тамбове и уездных городах были созданы Главное и малые народные училища, семинария с классами риторики, философии и богословия.

В своём доме Державин организовал школу, в которой детей дворян обучали грамоте, при этом он сам экзаменовал учеников.

Хорошо известно, что Державин присутствовал в 1815 г. в Царскосельском лицее, когда молодой Пушкин сдавал экзамен.

Василий ЖуковскийВасилий Жуковский (1783–1852)

Поэт был наставником будущего императора Александра II, а ранее преподавал русский язык его матери – Александре Фёдоровне.

«Воспитать не царя, а гражданина» – такую задачу поставил себе Жуковский. По плану поэта наследник престола изучал философию и историю, геологию и этнографию, иностранные языки и математику. Жуковский преподавал ему русский язык и литературу и лично отбирал книги. Некоторые из них специально переводили для цесаревича с английского, французского и немецкого языков.

Н.В. Гоголь. Жизнь и творческий путьНиколай Гоголь (1809–1852)

Переехав в Петербург, писатель стал преподавателем истории в Патриотическом институте – женском учебном заведении. Он также давал частные уроки в дворянских семьях. В 1834 г. его назначили на должность адъюнкт-профессора на кафедре всеобщей истории в Петербургском университете. Здесь он читал собственный курс. Впрочем, педагогическая карьера Гоголя была недолгой: вскоре он полностью сосредоточился на литературной работе.

И.А. Гончаров. Жизнь и творческий путьИван Гончаров (1812–1891)

Автор «Обломова» был домашним учителем двух старших сыновей художника Николая Майкова: Аполлона (будущего поэта) и Валериана (будущего литературного критика и публициста). Им он преподавал латинский язык и русскую словесность.

В 1857–1858 гг. Гончаров преподавал русскую словесность цесаревичу Николаю Александровичу, старшему сыну императора Александра II.

И.А. Крылов. Жизнь и творческий путьИван Крылов (1769–1844)

У знаменитого баснописца было хорошее образование, он знал несколько языков, играл на скрипке. В 1797 г. он познакомился с князем Сергеем Голицыным, который пригласил его в свое имение – служить секретарем и учить детей. Детям Голицына Крылов преподавал основы русской словесности и иностранные языки, давал уроки музыки.

Константин ПаустовскийКонстантин Паустовский (1892–1968)

Педагогической деятельностью писатель вынужден был начать заниматься очень рано. «Когда я был в шестом классе, семья наша распалась, и с тех пор я сам должен был зарабатывать себе на жизнь и ученье. Перебивался я довольно тяжёлым трудом, так называемым репетиторством», – писал Паустовский в автобиографии.

В 1950-х гг., будучи уже широко известным, писатель преподавал в Литературном институте. Многие из его учеников пополнили ряды классиков советской прозы.

Лев ТолстойЛев Толстой (1828–1910)

Открыл более 20 народных школ в Ясной Поляне и окрестностях и сам обучал грамоте крестьянских детей.

Свои задумки и методики он описывал в педагогическом журнале «Ясная Поляна». В 1872 г. писатель издал «Азбуку» – четырёхтомник с былинами, баснями, загадками для учеников и методическими советами для учителей.

«Я хочу образования для народа… только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных… Ломоносовых…», – объяснял Толстой.

Николай ЧернышевскийНиколай Чернышевский (1828–1889)

Во время учёбы в Петербургском университете давал частные уроки. По окончании в 1850 г. Чернышевский работал преподавателем во Втором Петербургском кадетском корпусе. Год спустя занял должность старшего учителя русской словесности в Саратовской гимназии с твёрдым намерением вскоре вернуться в Петербург. В 1853 г. ему это удалось, но пребывание его в кадетском корпусе продлилось недолго – Чернышевский был вынужден уйти в отставку.

Василий ШукшинВасилий Шукшин (1929–1974)

Будущий писатель, актёр и режиссёр работал учителем русского языка и литературы в школе рабочей молодёжи алтайского села Сростки. Также он непродолжительное время был директором этой школы. В местной районной газете были опубликовали его статьи «Больше внимания учащимся вечерних школ» и «Учиться никогда не поздно».

«Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное…», – писал впоследствии Шукшин.

Летом 1954 г. Василий Шукшин оставил работу в Сростках и поехал в Москву, где поступил во ВГИК.

Павел БажовПавел Бажов (1879–1950)

Преподавал в сельской школе, затем работал учителем русского языка в духовном училище в Камышлове. Переехав в Екатеринбург, преподавал в епархиальном учебном заведении для девочек. Его уроки пользовались популярностью.

Во время летних каникул Бажов ездил по округе и собирал местный фольклор: уральские сказания, загадки, поговорки, речевые обороты. К этому процессу он привлекал и своих учеников.

Пётр ЕршовПётр Ершов (1815–1869)

Автор знаменитой стихотворной сказки «Конёк-Горбунок» по окончании Петербургского университета работал учителем Тобольской гимназии, затем стал инспектором (с 1844 г.) и директором (с 1857 г.) гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии.

По его мнению, учитель должен «употребить всё, чтобы сделать свой предмет сколько можно яснее и занимательнее». В числе трудов Ершова – «Курс русской словесности» и «Мысли о гимназическом курсе».

Василий АксёновВасилий Аксёнов (1932–2009)

По образованию – врач, но с 1960 г. всерьёз занялся литературой. С начала 1980-х гг. Василий Аксёнов преподавал русскую литературу в США. Сначала в Институте Кеннана, потом в Университете Джорджа Вашингтона, Гаучер-колледже и Институте имени Джорджа Кеннана.

Иннокентий АнненскийИннокентий Анненский (1855–1909)

Для современников был в большей степени педагогом, чем поэтом. Выпускник Петербургского университета, он служил преподавателем древних языков и русской словесности в гимназии Гуревича, был директором гимназии в Царском Селе в 1896–1906 гг. Под его началом в этом заведении учился будущий поэт Николай Гумилёв.

Виталий БианкиВиталий Бианки (1894–1959)

После установления Советской власти Бианки стал работать в Бийске в отделе народного образования по музейной части, был назначен заведующим музеем. Позднее стал преподавателем школы имени III Коминтерна.

«Тогда была принята лекционная система преподавания. Свои лекции по естествознанию Виталий Валентинович готовил и читал с большим увлечением, часто не укладывался в рамки отведённых часов. Ученики охотно оставались слушать и дольше, только уборщица напоминала, что пора и по домам», – рассказала дочь писателя в книге «Краткая биография Виталия Валентиновича Бианки».

Без произведений Бианки невозможно представить уроки литературного чтения в начальной школе.

Александр ВолковАлександр Волков (1891–1977)

Автор книги «Волшебник Изумрудного города» окончил в 1909 г. Томский учительский институт и получил диплом с правом преподавать все предметы школьной программы, кроме Закона Божьего. Так и случилось: Волков преподавал естествознание, физику, математику, географию, русский язык, литературу, латынь, историю, рисование. Работал в школе в своём родном городе Усть-Каменогорске, а также на Алтае. Позже переехал в Ярославль, где работал директором школы.

О жизни и творчестве классиков русской литературы можно прочитать в книгах обновлённой серии «Писатели-классики».

В каталоге «Русского слова» также представлены специальные издания для учителей – методические пособия, монографии, книги серии «Библиотека педагога» и др.

Не пропустите: до 20 октября в официальном интернет-магазине действует акция «Классные скидки для КЛАССных учителей!» – это отличная возможность получить скидку до 28% в честь Дня учителя!

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары