Современность предоставляет нам новые возможности для развития, образования, общения, предъявляя при этом особые требования к знаниям и умениям человека. Большое внимание в настоящее время уделяется, например, формированию у школьников функциональной грамотности в рамках всех изучаемых в школе предметов, информационной безопасности, профориентации, вопросам воспитания подрастающего поколения и приобщения его к российским традиционным духовно-нравственным ценностям.
В Методических рекомендациях по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, разработанных Минпросвещения России, отмечается, что «программа профессиональной ориентации должна способствовать развитию у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению». Курс «Кибербезопасность» (авторы — Г.У. Солдатова, С.В. Чигарькова, И.Д. Пермякова), выпущенный издательством «Русское слово» и включённый в Федеральный перечень учебников согласно приказу Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858, позволяет обсудить с обучающимися широкий круг вопросов, в том числе и выбор будущей профессии.
Один из модулей курса — «Цифровое будущее». В его задачи входит формирование у школьников способности и готовности выбирать и планировать оптимальный путь реализации личностного потенциала и жизненного плана в условиях цифрового общества.
Магистр Кибер Нетов, персональный помощник учеников в освоении курса, отмечает: «Под влиянием цифровых технологий мир стремительно меняется. Профессии, которые сейчас кажутся необходимыми, совсем скоро могут стать невостребованными и исчезнуть, а другие — сильно измениться...».
Тема, связанная с профессиями будущего, рассматривается в учебнике «Кибербезопасность» для 8 класса. Подростки не только узнают о таких профессиях, как специалист по кибербезопасности, архитектор виртуальной реальности, онлайн-тьютор или агрокибернетик, но и размышляют о востребованности разных профессий в будущем, строят прогнозы о появлении совершенно новых профессий.
При изучении данной темы решаются следующие задачи:
— формирование у обучающихся представлений о перспективных профессиональных сферах, в которых используются цифровые технологии;
— знакомство обучающихся с влиянием цифровых технологий на профессии;
— получение ориентиров для формирования профессионального плана;
— получение ориентиров для планирования реализации личностного потенциала.
Помимо этого, при изучении такого материала, как безопасные покупки в Интернете, интернет-мошенничество или агрессия в Сети, ребята могут задуматься, что сделать в будущем, чтобы снизить такие риски для себя и других пользователей, и, возможно, наметить дальнейший путь собственного развития и профессиональной деятельности.
Но какую бы профессию человек ни выбрал, вопросы безопасности, особенно информационной, всегда будут актуальны. Курс «Кибербезопасность» поможет школьникам освоить важные умения XXI века:
— безопасно подключаться к Интернету;
— защищать свои персональные данные в виртуальном пространстве;
— эффективно искать информацию и отличать правду от вымысла;
— корректно общаться на просторах Интернета с другими пользователями и др.
Материалы курса, относящиеся к профориентации, могут быть актуальны на классных часах, полезны при организации внеурочной деятельности, вовлечении школьников в проектную деятельность, дискуссию, деловую игру.
Кто знает, может быть, на занятиях по кибербезопасности родится идея новой востребованной в будущем профессии или ребята загорятся принять участие в конкурсах, посвящённых профессиям будущего!
Наталья Слепова,
методист издательства «Русское слово»,
автор методических пособий
Подробнее ознакомиться с учебниками «Кибербезопасность» можно в официальном интернет-магазине издательства «Русское слово». Напоминаем, что к этим учебникам на сайте издательства можно бесплатно скачать рабочие программы и методическое пособия.
Полный каталог продукции издательства «Русское слово» доступен на сайте интернет-магазина: https://russkoe-slovo.ru/.