Морякам будущего и защитникам Родины: как и зачем создавались учебники «Основы военно-морской подготовки»?
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
30.08.2024
Морякам будущего и защитникам Родины: как и зачем создавались учебники «Основы военно-морской подготовки»?
В Нахимовском военно-морском училище используются учебники «Русского слова». Об особенностях этих учебников, а также о том, можно ли их использовать в обычной общеобразовательной школы при изучении предмета «Основы безопасности и защита Родины», в интервью «Русскому слову» рассказывает Фёдор Вячеславович Еленин — преподаватель-организатор Нахимовского военно-морского училища, капитан 1-го ранга запаса, автор учебников «Основы военно-морской подготовки».

Федор Вячеславович, расскажите о выборе Вами профессии? Принадлежите ли Вы к военной династии?

Мой отец не был профессиональным военным, но он служил срочную службу, был подводником. Тогда служили 5 лет. Рассказы отца, в общем-то, и заронили во мне мечту стать офицером. Я увидел в этом какую-то романтику, поступил в училище. Конечно, было много трудностей, но сейчас вспоминается только хорошее. Дети, к сожалению, не пошли по моим стопам – заставлять их мне не хотелось, а желания у них не оказалось. Внук еще маленький, ему всего четыре с половиной года, поэтому я очень надеюсь, что, когда он вырастет, поступит Нахимовское училище и свяжет свою судьбу с Военно-морским флотом.

Кто сейчас поступает в Нахимовское училище? Достаточная ли подготовка у этих ребят, есть ли понимание того, чему они будут учиться?

Сейчас поступают две основные группы. Первая – это дети или внуки военных, вторая – дети, у которых есть интерес к морскому делу. Нельзя сказать, что все они понимают в 5 классе (даже дети военных), чем они будут заниматься и кем они станут в будущем… Чёткое понимание приходит гораздо позже, классе в 9-м. Человек должен повзрослеть и понять, а в 5 классе – это на уровне мечты. Что, конечно, тоже хорошо, мы всегда поддерживаем мечту.


Приходят ребята, кто занимался в кадетских классах, различных школах юнг, учреждениях дополнительного образования морской направленности — конечно, по предмету «Основы военно-морской подготовки» им гораздо проще. Этого предмета нет в обычных школах, а у нас он в основной сетке. Подготовка у ребят разнообразная. На самом деле, хорошо, если ребёнок что-то знает о кораблях. Необязательно уметь вязать морские узлы, главное — когда видно, что ребёнку хочется узнать что-то новое.

Что могу сказать тем, кто собирается поступать в Нахимовское училище, — читайте детские книги о море. К сожалению, дети нынешние очень мало читают. Подчас задаешь вопрос: кто читал «Дети капитана Гранта» или «Пятнадцатилетний капитан», т.е. то, на чём мы воспитывались... Оказывается, что сейчас редко кто читает такие книги. Или даже про пиратов — понимаете, это тоже морская романтика... Читайте!

Отличать нос от кормы или рангоут от такелажа мы научим, хотелось бы, чтобы ребёнок приходил в Нахимовское училище с желанием быть моряком — это главное.

Расскажите о создании учебников «Основы военно-морской подготовки». Сложно было? Что вы использовали из своего практического опыта при написании учебников?

В основу учебников положен опыт преподавания в Нахимовском училище. Я пришёл в 2010 году, тогда преподавателей, которые были военнослужащими, поменяли на преподавателей гражданских. Программа военно-морской подготовки ранее была рассчитана на 3 года, а здесь пришлось с нуля делать программу на 7 лет. Первое время было очень тяжело, мы сами составили программу, сами искали материал… В каком классе что давать – это все достаточно долго выстраивалось в какую-то логику. Первая попытка издать учебники была в 2017 году – мы тогда издали учебные пособия, они, конечно, были ещё сырые, но основа, таким образом, уже была. Да, сложно, но уже имея понимание, какие требования нам предъявлять к детям после каждого класса, имея наработанный материал на уроках, на практике, мы учебники «Основы военно-морской подготовки» в течение 1,5 лет написали, и они включены в Федеральный перечень.


Давайте поговорим о содержании учебников. Вы лично приложили руку к учебникам для 5–6 классов и для 11 класса. Почему именно эти классы?

На самом деле, я приложил руку ко всем учебникам. Моя была и идея, и программа... Я решил на себя взять 56 классы и 11 класс. Это важно. В 56 классе мы детей вводим в сообщество военных моряков. Ребенок должен почувствовать себя частью такой громадной организации, как Военно-морской флот. Нужно дать ему понимание, что такое Вооруженные силы, какое место в них занимает Военно-морской флот, какие основы корабельной организации. Т.е. нужно объяснить, что во главе корабля стоит не капитан, а командир, что существует экипаж, который разделен по функциям... Флаг как символ, Военно-морской флаг Российской Федерации, его история... Зрительная связь, флажный семафор, световая связь, флаги Военно-морского свода сигналов... Очень интересные исторические факты также представлены. В общем, мы закладываем крепкую основу для того, чтобы воспитанник почувствовал, что принадлежит к морскому сообществу.

11 класс — это уже класс выпускной, нужно дать то, что поможет в дальнейшем при обучении уже в военно-морском училище: классы кораблей и их основные тактико-технические характеристики, не обошли мы вниманием и зарубежные флота — тех, кто нам противостоит на море. Ну и еще частично тематика 11 класса связана с тем, что у нас выпускник может пойти в ГИМС МЧС и сдать экзамены на права судоводителя маломерного судна.

Наши учебники мы писали с тем, чтобы был выход на практическую составляющую, чтобы достичь определенных целей на каждом этапе обучения. Собственно, учебники и называются: «Начальная военно-морская подготовка», «Специальная военно-морская подготовка», «Предпрофильная военно-морская подготовка».
А как достигается баланс теории и практики?

У нас есть такой отдельный вид образовательной деятельности, как морская практика. Она проводится после 5, 6, 7, 8 и после 10 классов. Практику любят все. Начиная с 6 класса мы детей уже приучаем к шестивесельным ялам. 7, 8 классы — это уже не просто умение грести, а умение управлять. После 7-го класса воспитанник должен сдать определенные зачеты и получить удостоверение старшины шлюпки на веслах. А после 8 класса мы уже стараемся, чтобы ребята освоили управление шлюпкой под парусом и получили удостоверение старшины по управлению шлюпкой под парусом.

Ял-6 — это достаточно серьезное морское судно, длиной 6 метров, шириной почти 2 метра. И когда 14-летний ребенок садится за руль, у него появляется ответственность не только за себя, а за тех, кто сидит в этом яле. Он получает навыки уже руководителя. То есть шлюпка чем хороша? Тем, что позволяет научиться выполнять команды, давать команды, правильно принимать решения, иногда принимать решения очень быстро...

В 10-м классе у нас организована или корабельная, или катерная практика. Это, конечно, у нас во взаимодействии с Военно-морским флотом идет... То есть, повторюсь, учебники направлены на то, чтобы выйти на практику, чтобы знания, которые получены, и умения превратить в навыки.

Давайте перейдем от Нахимовского училища к обычной школе. Какие разделы, какие параграфы в ваших учебниках могут быть полезными учителям ОБЖ?

Мы понимаем, что сейчас предмет называется «Основы безопасности и защита Родины», там модуль военной подготовки присутствует, и можно использовать материал, который есть в наших учебниках, связанный с историей, с организацией Вооруженных сил. В 5 классе есть такой интересный раздел, посвященный истории навигации, навигационным приборам — думаю, это тоже можно использовать. Ещё что касается безопасности, в 9 классе мы даем организацию безопасности на корабле. Да, понятно, что это касается корабля, но корабельные правила и в повседневной жизни могут пригодиться, это лишним никогда не будет. То же самое касается 7–8 класса — безопасность занятий на шлюпках. Как действовать, когда вдруг налетел внезапный шквал? Какие действия могут спасти тебе жизнь? Или спасение человека, упавшего за борт... Я всегда говорю детям, что те знания, которые вы получаете, они у вас где-то на подкорке, в критических ситуациях они, скорее всего, выйдут, и вы будете знать, что делать в том или ином случае. Я сам достаточно много вел ОБЖ...

Частично, конечно, темы из наших учебников можно посмотреть, можно использовать, тем более, что нет пока учебников по новому предмету «Основы безопасности и защиты Родины».

Как вы считаете, сейчас военно-морские профессии по-прежнему воспринимаются с оттенком романтизма? Восхищаются ли моряками, встречая, например, их на улице, или это уже ушло в прошлое?

Вы знаете, вопрос, на самом деле, непростой. Все-таки время, 1990-е и 2000-е годы, оно поменяло отношение к Вооруженным силам. Сейчас идет как раз период, когда вновь мы должны гордиться военными и в черной форме, и в зеленой форме.

Романтика, я думаю, всегда присутствует, потому что без романтики нельзя. Она появляется тогда, когда ты видишь море, когда ты чувствуешь, что такое вода, как она бежит за кормой. Когда поднят парус, дует ветер. Преодоление страха, победа над собой, борьба со стихией. Вот это и есть романтика. Я думаю, что в душе у каждого, кто выходил в море на корабле, или на подводной лодке, или на яхте, на шлюпке, всегда будет романтика.

Отношение... Сама по себе черная форма привлекает внимание (правда, я считаю, что раньше была форма намного красивее, элегантнее). Невольно ты задерживаешь взгляд на курсантах и офицерах, потому что они выделяются. Я не могу сказать, что, встречая на улице, восхищаются, но обращают внимание — это точно.

Можно сказать, что не все потеряно, да?

Ни в коем случае нельзя говорить о том, что все потеряно. Наоборот, идет возрождение флота. Я ребятам говорю: «Ребят, вы попали в такое счастливое время! Когда вы будете офицерами, вы даже не представляете, на каких кораблях вы будете служить». Уже техника настолько далеко ушла на современных кораблях, на подводных лодках, что я такой даже представить себе не мог. Современный корабль имеет совершенно другой облик, чем даже корабли, которые были построены, скажем, в 80-х годах прошлого века. И дети, которые выберут профессию военного моряка, они будут себя ощущать уверенно, будут чувствовать себя настоящими мужчинами, выполняющими свою работу.

Федор Вячеславович, можно напоследок задать еще один вопрос: в Нахимовском училище ученики живут по времени или все-таки по склянкам?

«Зачем отбиваются склянки?» — это мой любимый вопрос для учеников 5 класса. И когда отвечают, что для времени, я говорю: «Нет, неправильно, они отбиваются по традиции». Поэтому живут, конечно, по времени, а склянки отбиваются по традиции. И на кораблях живут по времени, но склянки отбиваются по традиции. И вот эта традиция отбития склянок, она, кстати, законодательно установлена Корабельным уставом Военно-морского флота. Традиция, которой уже более 300 лет.

Беседовал Юрий Кочеров, руководитель
Информационно-методического центра
издательства «Русское слово»

Фото с официального сайта Нахимовского военно-морского училища.

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары