ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК «СКАЗКИ НА ЛАДОШКЕ: ЧИТАЕМ И ИГРАЕМ»
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку
ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРУЖОК «СКАЗКИ НА ЛАДОШКЕ: ЧИТАЕМ И ИГРАЕМ»
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
12 книжек-игрушек из серии «Сказка на ладошке» легко станут основой занятий круглогодичного кружка, который познакомит детей с миром сказок. В ходе занятий дети улучшат мелкую моторику, научатся пересказывать, разовьют воображение и артистичность, разыгрывая спектакли по прочитанным сказкам. Вы удивитесь пользе игр, основанных на фольклорном и литературном материале!

УНИКАЛЬНОСТЬ
Практика позволяет педагогам и родителям через самое таинственное и увлекательное с точки зрения детей занятие — знакомство со сказками – решить большое количество образовательных задач, а детям провести время весело и с пользой!

АКТУАЛЬНОСТЬ, ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Знакомство со сказками – неотъемлемая составляющая развития ребенка. В современном мире самый легкий путь познакомить со сказкой маленького ценителя этого жанра — показать мультипликационный или художественный фильм, снятый по сказке, послушать аудиокнигу. Ввиду загруженности родителей эти способы наиболее распространены. Но кто в таком случае поможет ребенку в полном объеме извлечь из сказки драгоценный образовательный потенциал? Предлагаемая практика позволит решить через сказку максимум задач. На занятиях кружка ребенок погружается в особый мир, ведь что бы ни предлагал сделать ведущий кружка детям (чтение, обсуждение, игры, творчество), это обязательно будет посвящено сказке. Ну кто бы в детстве отказался посещать такой полезный и увлекательный кружок? Практика поможет взрослым организовывать интересный детский досуг с максимальной пользой для развития!

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
4+

КНИГИ ДЛЯ ПРАКТИКИ
1.  Обработка К.Д. Ушинского, «Колобок: русская народная сказка»
2. Обработка К.Д. Ушинского, «Репка: русская народная сказка»
3. Л.Н. Толстой, «Три медведя»
4. Обработка А.Н. Толстого, «Волк и козлята: русская народная сказка»
5. Обработка О.И. Капицы, «Заюшкина избушка: русская народная сказка»
6. Обработка О.И. Капицы, «Петушок и бобовое зернышко: русская народная сказка»
7. Обработка М.М. Серовой, «У страха глаза велики: русская народная сказка»
8. Обработка И.С. Соколова-Микитова, «Зимовье: русская народная сказка»
9. М.Л. Михайлов, «Два Мороза»
10. Пересказ К.Д. Ушинского, «Сивка-бурка: русская народная сказка»
11. Из сборника А.Н. Афанасьева, «Солдатская загадка: русская народная сказка»
12. Обработка А.Н. Толстого, «Иван-царевич и серый волк: русская народная сказка»
13. Шестипалова К.П., «Изучение сказок разных типов в начальной школе»

ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГ


ПОДАРОК ДЛЯ БИБЛИОТЕК ПРИ ПОКУПКЕ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ПРАКТИКИ
Выкройки для изготовления фигурок сказочных персонажей (в pdf-формате).

ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
Интегрированные занятия (чтение сказок + элементы конструирования из бумаги, игры-драматизации), театрализованные постановки, выставки рисунков, конкурсы индивидуальных проектов. 

ЦЕЛЬ
Развить у детей интерес к художественной литературе и театрализованной деятельности, совершенствовать художественно-речевые и исполнительские умения участников кружка.

ЗАДАЧИ:
- формировать навык совместного слушания выразительного чтения и рассказывания (с наглядным сопровождением и без него);
- способствовать восприятию и пониманию содержания и композиции текста (последовательность событий в сказках; оценка характера персонажа с опорой на его портрет, поступки, мотивы поведения и другие средства раскрытия образа) развитие поэтического слуха;
- формировать отношение детей к книге как эстетическому объекту, поддерживать положительные эмоциональные проявления детей (радость, удовольствие от прослушивания произведений);
- учить пересказывать литературные произведения по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и косвенной речью;
- формировать у детей интонационную выразительность речи в процессе театрально-игровой деятельности;
- развивать диалогическую речь в процессе театрально-игровой деятельности;
- формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях;
- формировать умение использовать импровизационные формы диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках;
- формировать простейшие образно-выразительные умения, имитировать характерные движения животных и других персонажей;
- приобщать к изготовлению персонажей для игр-драматизаций, воспитывать аккуратность в работе с ножницами, бумагой и клеем.

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ/ОБОРУДОВАНИЕ
Достаточное для организации практики количество книг из серии «Сказка на ладошке», столы и стулья для комфортного проведения занятий, экран для демонстрации презентаций, принтер и бумага для печати дополнительных материалов, распечатанные вкладыши из книг с героями сказок, ножницы, средства изобразительной деятельности, жетоны для поощрения детей во время викторин и бесед, волшебная палочка (по количеству детей), атрибуты для подвижных игр (в зависимости от выбранной игры).

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ (ТЕМЫ/ВИДЫ/ТИПЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА РАБОТЫ КРУЖКА)

Знакомство с одной сказкой можно разбить на четыре мероприятия, последнее мероприятие может быть организовано как итоговое (досуг, презентация семейного проекта, конкурс, театрализованная постановка и т.д.) при взаимодействии с родителями.
  • Чтение и разбор сказки ([1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12]), тематические игры.
  • Изготовление персонажей сказки и разыгрывание сказки по ролям.
  • Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация и др.) по мотивам сказки.
Варианты итоговых мероприятий:
  • Конкурс на лучшего рассказчика.
  • Конкурс на лучший фанфик «Старая сказка на новый лад».
  • Фестиваль семейных представлений.
  • Конкурс рисунков «Мой любимый персонаж».
  • Квест по сказке (игровой досуг).
  • Викторина по сказке.
Рекомендуем разбивать занятие на несколько этапов и включать игры малой подвижности для смены деятельности и отдыха детей. В книге М.М. Борисовой «Тематические подвижные игры для детей от 2 до 7 лет можно подобрать игру практически к каждому занятию.

ФОТОГАЛЕРЕЯ


ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ №1 
ЗАНЯТИЕ  «КТО ОТ ДЕДУШКИ УШЁЛ, КТО ОТ БАБУШКИ УШЁЛ?» (ПО СКАЗКЕ «КОЛОБОК»).

Цель занятия: Закрепить знания детей сказки «Колобок».

Задачи: 
- формировать навык совместного слушания выразительного чтения и рассказывания соблюдая последовательность событий.
- учить детей анализировать характеры персонажей, поступки, мотивы поведения;
- раскрыть значения незнакомых слов.

Для занятия необходимы:
– книга «Колобок: русская народная сказка», обработка К.Д. Ушинского;
– методические пособие «Изучение сказок разных типов в начальной школе», К.П. Шестипалова;
– жетоны или наклейки для поощрения детей, отвечающих на
– волшебные палочки по количеству детей;
– мяч;
– игрушка «Лиса».

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Здравствуйте, дорогие гости!
Я рада приветствовать вас на первой сказочной встрече!
Все наши встречи будут сказочные! А знаете почему? Потому, что на наших встречах мы будем с вами читать сказки, разговаривать о сказах, играть в сказки, рисовать сказки, придумывать сказки и многое другое. Главное — на наших встречах сказка будет все время с нами!

Дети, а вы любите СКАЗКИ? Назовите свою любимую сказку?
Ведущий слушает ответы детей.

Как много вы знаете сказок! А вот отгадайте загадку, чтобы узнать, с какой сказкой мы встретимся сегодня!

Он от дедушки ушёл,
И от бабушки ушёл.
Только на беду в лесу
Встретил хитрую лису.

Ответы детей.

Молодцы! Отгадали загадку! Сегодня мы встретимся со сказкой «Колобок», а поможет нам в этом книга.
Ведущий показывает издание детям.
 
ЧТЕНИЕ И БЕСЕДА ПО СКАЗКЕ

Я предлагаю вам послушать сказку внимательно. Запоминайте, что и как говорят друг другу герои. Самые внимательные слушатели, которые смогут ответить на вопросы по сказке, получат жетоны! Педагог демонстрирует жетон.
Далее ведущий читает выразительно сказку, интонацией и голосом старается передать характеры персонажей (задорный заяц, злой волк, сильный ворчливый медведь, хитрая лиса и т.д.), сопровождает чтение показом иллюстраций. Колобок тоже может песенку петь по-разному — волка и медведя он боялся больше всех, поэтому пел с испугом, а лису не боялся и пел весело и с удовольствием.

Давайте проверим, все ли все поняли! Вопросы ( с. 3 [13]).
1. Все из вас знают, что такое «СУСЕК»? Верно, это большой деревянный ящик для хранения муки или зерна.
2. Давайте вспомним с чего сказка началась. Кто первым встретился колобку? А что было дальше?
3. Ребята, а колобок одинаково разговаривал со всеми зверями? Что сказали ему заяц, волк и медведь? А лиса?
4. Для кого колобок поет со страхом, с дрожью в голосе, а для кого — задорно и весело? Кто из вас хочет спеть песенку колобка для зайца/волка/медведя/лисы?
5. Почему колобок не побоялся сесть лисе на мордочку? Потому что он смелый? Добрый? Думает о других? Потому что его похвалила лиса? Он не подозревал, что она хочет съесть его, или понадеялся на свою ловкость? А может, пожалел лисичку, подумав, что она старенькая и оглохла?

За правильные ответы детям выдаются жетоны.
 
Молодцы, внимательно меня слушали!

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

Устали? Давайте поиграем в игру «Колобок и лиса»!
Игра из книги «Тематические подвижные игры для детей от 2 до 7 лет» М.М. Борисовой.

Игроки образуют круг. Одному ребенку дают мяч — это колобок, другому, стоящему напротив, — мягкую игрушку лису. По сигналу дети передают предметы по кругу. Колобок старается «убежать», а лиса — «догнать» его. Если лиса догонит колобка, игра продолжается в обратном направлении. Колобка и лису нужно передавать аккуратно, не бросать и стараться не уронить.

ИГРА НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЛЛЮСТРАЦИЯМ КНИГИ

Дети, вернёмся к книге, ведь книга не только рассказывает нам сказку, с ней можно и поиграть!
Ваша задача — рассмотреть иллюстрацию и правильно ответить на мои вопросы. Кто знает ответ, поднимает волшебную палочку. За правильные ответы я буду давать жетоны.

Давайте рассмотрим первую иллюстрацию к сказке (с. 2 [1]). Иллюстрации можно демонстрировать на экране.
1. Какое животное проживает в доме у старика и старухи? (Кошка).
2. Как называется обувь, в которую носят старик и старуха? (Лапти).
3. Сколько пар лаптей на картинке? (Две).
4. Для чего нужна печь в доме старика и старухи? (Обогревать дом и готовить еду).

Вопросы к иллюстрации (с. 3 [1]):
1. Из чего построен дом старика и старухи? (Из дерева, брёвен).
2. Значит, дом какой? (Деревянный, бревенчатый).
3. Для какой птицы построен дом на крыше дома старика и старухи? (Для скворца).
4. Как называются дверцы у окошек? (Ставни).
 
Вопросы к иллюстрации (с. 4 [1]):
1. Назовите предметы на картинке, которые украшены вышивкой? (Рубаха, полотенце (рушник), скатерть).

Вопросы к иллюстрации (с. 5 [1]):
1. Сколько ромашек на картинке? (с. 9 [1]).
2. Как называется дерево на первом плане иллюстрации? (Береза).
 
Вопросы к иллюстрации (с. 6–7 [1]):
1. Как вы думаете какое время года изобразил художник? (Лето. Заготовка сена тоже осуществляется летом, когда высокая трава).
2. Какие деревянные постройки на картинке не относятся к жилищу человека? (Колодец, хлев (сарай)).
Вопросы к иллюстрации (с. 8–9 [1]):
1. Как называется дерево на первом плане иллюстрации? (Дуб).

Вопросы к иллюстрации (с. 10–11 [1]):
1. Сколько животных изобразил художник? (Два — медведя и ежа).
2. Придумайте задачу про грибы, опираясь на иллюстрацию.

Вопросы к иллюстрации (с. 15 [1]):
1. Как называется птичка, пролетающая мимо лисы с колобком? (Синица).
2. Назовите всё, что художник раскрасил красным цветом. (Полоски на сарафане, манжеты на рубахе, бусы, язычок лисы и узоры на платке).

Ведущий с детьми подсчитывает жетоны, отмечает самых активных ребят.
В конце мероприятия следует пригласить детей на следующую встречу в кружке, заранее оговорив, что их ожидает.

Дети! Я приглашаю вас на следующее занятие, где мы вместе смастерим героев сказки «Колобок» и оживим сказку!

ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ №2
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО СКАЗКЕ «КОЛОБОК» «ОЖИВИМ СКАЗКУ ВМЕСТЕ»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
 
Здравствуйте, дети!
Я рада приветствовать вас снова на сказочной встрече!
В прошлый раз мы с вами читали сказку «Колобок». И даже старались запомнить песенку колобка и повторяли, как и что говорят персонажи. Сегодня все эти знания и умения нам пригодятся!
Вы знаете, что сказку можно не только прочитать, но и «оживить», поиграть с персонажами и, может быть, даже придумать другую сказку, но с теми же любимыми героями?
В книжке, которую мы читали, есть все герои сказки «Колобок», но для того чтобы с ними играть, надо их смастерить.

ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ

Всего семь героев. Педагог раздает в зависимости от количества детей уже разрезанные на прямоугольники заготовки для вырезания (понадобятся 1–2 цветные копии разворота с выкройками). Демонстрирует этапы создания персонажей используя образец.

Посмотрите, как правильно по контуру нужно вырезать фигурку, потом по пунктирным линиям согнуть и склеить заготовку по образцу. Педагог показывает заготовку на листе, вырезанный образец и склеенный образец персонажа или на одной заготовке показывает весь процесс.

Ребята, кроме заготовок персонажей, я вам дам ножницы и клей, это очень полезные предметы, но важно помнить и соблюдать правила работы с ними.
Давайте поиграем и заодно проверим, знаете ли вы эти правила! Я буду называть правило, если оно верное, то вы показывайте большой палец вверх. А если это неверное правило и так поступать нельзя, то показывайте запрещающий знак — скрещенные руки перед грудью.

1. Ножницами работают, сидя за столом, нельзя играть и бегать с ножницами.
2. Ножницами можно резать дома шторы и покрывала, мама будет рада.
3. Ножницы нельзя подносить близко к своему лицу и лицам других детей.
4. Ножницы можно бросать с раскрытыми лезвиями где угодно.
5. Чтобы воспользоваться ножницами, не нужно ни у кого спрашивать разрешения, главное знать, где мама их хранит.
6. Ножницы нужно хранить в определенном месте и всегда следить, чтобы лезвия были сомкнуты.
7. Клей можно попробовать на вкус.
8. Стержень клея всегда надо закрывать.
9. Клеем можно клеить все подряд, даже папины документы, он будет рад.

Молодцы, все правила знаете. Можно приступать к работе!

Дети мастерят персонажей, педагог следит за техникой безопасности, помогает при возникновении трудностей.

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

После изготовления персонажей педагог предлагает детям отдохнуть и поиграть в уже знакомую подвижную игру «Колобок и лиса».
 
ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ

После подвижной игры можно приступить к разыгрыванию сказки по ролям, используя сделанных детьми персонажей. Перед игрой предложите:
– вспомнить песенку колобка;
– проговорить текст голосом зайчика, волка, медведя и т.д., напомнив детям интонацию персонажей;
– упражнения-загадки, когда взрослый проговаривает слова, а дети угадывают персонажа по интонации.
Более взрослым детям (6+) можно предложить воспроизвести диалоги двух персонажей — это усложненная задача, ведь необходимо передать контрастные интонации.
Затем можно приступить к проигрыванию сказки с бумажными героями. Роль автора (сказочника) можно предложить наиболее взрослому ребенку из кружка с развитой речью. Помогите каждому участнику выбрать себе роль. На втором этапе игры более взрослым детям (6+) можно усложнить задачу — придумать новую концовку сказки и проиграть ее.

В конце мероприятия не забудьте пригласить детей на следующую встречу в кружке, заранее оговорив, что их ожидает!

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Вернуться к списку
Все вебинары
Мы используем cookies для улучшения работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и обработкой персональных данных.
Принять