КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Словари – незаменимые помощники в учёбе, нужно только уметь правильно ими пользоваться. Для этого приглашаем в клуб! Заниматься в нём будет интересно школьникам разных возрастов. Ученики младших классов смогут начать со словарных блокнотов, а детям постарше могут быть предложены разноплановые занятия, рассказывающие о том, какие существуют словари, как они устроены и какого рода информацию содержат, в чём их ценность и польза для человека любой профессии.
УНИКАЛЬНОСТЬ
Уникальность библиотечной практики заключается в её универсальности с точки зрения целевой аудитории. Членами клуба могут быть люди разных возрастов, профессий и национальностей, с разным уровнем владения русским языком.
АКТУАЛЬНОСТЬ, ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Актуальность организации занятий «Клуба толковых и находчивых» продиктовано значением и ролью русского языка в жизни общества и государства. Русский язык – один из мировых языков и государственный язык Российской Федерации, родной язык для миллионов носителей в разных странах мира. Словари играют важную роль в изучении русского языка, отражая информацию о значении, написании, происхождении и употреблении слов.
Словари – это не просто справочники, а фундамент языковой компетенции, что, в свою очередь, способствует сохранению норм русского языка.
Востребованность практики обусловлена возможностями обогатить словарный запас, повысить грамотность, выработать индивидуальный стиль речи, научиться правильному словоупотреблению, а также углублённому пониманию языковой системы, развить навыки самостоятельного поиска информации и научиться более точному и выразительному выражению мыслей.
Социальная значимость функционирования клуба также многогранна: от расширения ассортимента образовательно-педагогических мероприятий библиотеки за счёт серии занятий по приобщению к тайнам словарей, богатству и секретам русского слова до противодействия девиантным формам поведения среди молодёжи. Повышение уровня владения русским языком, его популяризация – задачи, которые несут высокую социальную нагрузку всегда.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
7+
КНИГА ДЛЯ ПРАКТИКИ
1. Федорова А.Р., Кузьмина М.В., Мицура Н.Л. и др.; под рук. А.Р. Федоровой, «
Словарный блокнот: для 1 класса общеобразовательных организаций»
2. Федорова А.Р., Кузьмина М.В., Мицура Н.Л. и др.; под рук. А.Р. Федоровой, «
Словарный блокнот: для 2 класса
общеобразовательных организаций»
3. Федорова А.Р., Кузьмина М.В., Мицура Н.Л. и др.; под рук. А.Р. Федоровой, «
Словарный блокнот: для 3 класса
общеобразовательных организаций»
4. Федорова А.Р., Кузьмина М.В., Мицура Н.Л. и др.; под рук. А.Р. Федоровой «
Словарный блокнот: для 4 класса общеобразовательных организаций»
5. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н., под общ. ред. А.Н. Бертяковой, «
Школьный орфографический словарь русского языка»
6. Семенюк А.А., Семенюк И.А., «
Школьный словарь синонимов русского языка»
7. Николина Н.А., «
Школьный словарь лингвистических терминов»
8. Жуков А.В.,
«Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка»
9. С.А. Кузнецов,
«Толковый словарь русского языка» (в 2 т.)
10. Крысин Л.П.,
«Рассказы о русских словарях»
ПОДАРОК ДЛЯ БИБЛИОТЕК ПРИ ПОКУПКЕ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ПРАКТИКИ
Годовая лицензия на электронное издание
«Школьный морфемный словарь русского языка».
ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
Мультиформатные/разноформатные занятия в течение учебного года (от мини-лекций до интерактивных занятий в виде лингвоквестов).
ЦЕЛЬ
Формирование функциональной грамотности, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций, а также развитие универсальных учебных действий у участников клуба через организацию занятий со словарями.
ЗАДАЧИ:
- воспитать интерес к изучению русского языка;
- обогатить речь детей через усвоение новых, ранее неизвестных слов, а также посредством уточнения значений уже имеющихся в словарном запасе слов;
- активизировать словарь участников клуба через перенос как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный;
- устранить из речи нелитературные слова посредством перевода их из активного словаря в пассивный (исключение диалектных, просторечных, жаргонных и др.);
- способствовать развитию всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо);
- повысить орфографическую грамотность у обучающихся/ посетителей библиотеки;
- научить основным приёмам работы со словарями;
- сформировать умение находить, анализировать и систематизировать информацию, работая со справочными пособиями;
- развить навыки самостоятельной работы у членов клуба;
- сформировать навыки критического мышления и умения высказывать собственные суждения, формулировать цели, задачи, ориентироваться в средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ/ОБОРУДОВАНИЕ
Достаточное количество
словарных блокнотов,
словарей и издания
«Рассказы о русских словарях». Столы и стулья для комфортного проведения занятий, экран для демонстрации презентаций, принтер и бумага для печати материалов занятий, карандаши, ручки.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ (ТЕМЫ/ВИДЫ/ТИПЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА РАБОТЫ КРУЖКА)
- Словари как компонент национальной культуры (c. 3–5 [10]).
- Типы словарей ([5], [6], [7], [8], [9], c. 9–14 [10]).
- Обучающее занятие по работе со словарём «Словарь – это просто!» [10], [1–4], [5], [6], [7], [8], [9].
- Толковые словари – основная разновидность лингвистических словарей. Порядок расположения слов в словаре. Требования, предъявляемые к толкованию. Всё ли одинаково легко поддаётся толкованию в толковом словаре? ([9], c. 14–38 [10]).
- Особенности словарного описания многозначных слов ([9], c. 42–45 [10]).
- Слова-«кентавры» (c. 50–59 [10]).
- Интересные факты о толковых словарях русского языка разных времен:
а) ХVIII–ХIХ век – «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля (c. 75–79 [10]);
б) ХХ век – «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (c. 79–83 [10]), «Словарь русского языка» С.И. Ожегова (c. 83–86 [10]), «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (c. 86–87 [10]), «Большой» и «Малый» академические толковые словари (c. 87–90 [10]), «Толковый словарь русского языка» под редакцией С.А. Кузнецова ([9], c. 90 [10]);
в) Век ХХI – «Толковый словарь…» под редакцией Н.Ю. Шведовой и «Толковый словарь…» В.В. и Л.Е. Лопатиных (c. 90–92 [10]).
- Словарь иностранных слов как разновидность толковых словарей и как справочник (c. 105–150 [10]).
- От смысла к слову: идеографические словари (c. 151–155 [10]).
- Разные названия одного и того же: словари синонимов (c. 155–158 [10]).
- Разные названия противоположного: словари антонимов (c. 158–160 [10]).
- Одинаковые обозначения разного: словари омонимов (c. 160–161 [10]).
- Что такое паронимы? Словари паронимов (c. 161–163 [10]).
- Фразеологические словари и словари крылатых слов ([8], c. 163–166 [10]).
- Как «докопаться» до корней слова? Этимологические и исторические словари (c. 166–169 [10]).
- Говори и пиши правильно: орфоэпические и орфографические словари. Словарные блокноты (c. 169–178 [10]).
- Другие словари: языка писателей, диалектные, жаргонной лексики, частотные и обратные, словообразовательные, лексической сочетаемости, новых слов (c. 180–191 [10]).
- Словарные шутки: толково-эНтимологический словарь (c. 204–210 [10]). Проведение командной игры «Словарный батл: придумываем словарные шутки наперегонки».
- Интеллектуальная олимпиада «Проверить нельзя, запомнить». [1–4].
- Познавательный квест «Где прячется правда о слове?» [10], [9], [5], [6], [7], [8].
- Квест «Словари – наши помощники» [5], [6], [7], [8], [9].
- Путешествие «Сказочные и не совсем сказочные слова в словарях» [9], [8], [6].
- Интерактивная викторина по разным типам словарей «Где так сказано о слове?» [5], [6], [7], [8], [9], [10].
- Мастер-класс по какографии [7], [8], [9], [10].
- Брейн-ринг «Какой словарь самый главный?» [5], [6], [7], [8], [9], [10].
- Обучающая игра «Знаешь ли ты словари?» [10], [5], [6], [7], [8], [9].
- Программа по популяризации словарей «Словаропанорама» [5], [6], [7], [8], [9], [10], [1–4].
- Турнир интеллектуалов «Азбука безопасного письма» (орфографический словарь) [5], [1–4].
- Час безопасности «Внимание: слово! (значение, правописание, произношение)» [9], [5], [10].
- Проведение викторины для профилактики ошибок «Знай и соблюдай» [5], [8], [9].
- Разработка викторин «Убери лишнее» (исключить неверный синоним, антоним) ([6], с. 155–160 [10]).
- Флешмоб «Пишем словарные диктанты в библиотеке!» [1–4].
ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА ПО КАКОГРАФИИ
Для проведения мастер-класса необходимы:
- проектор и экран/интерактивная доска;
- раздаточные листы с какографическими текстами (3–4 варианта);
- цветные ручки/карандаши (красный, зелёный, синий);
- памятки «Алгоритм работы с какографией» (по числу участников);
- чистые листы для создания собственных заданий.
I. Вводная часть. Руководитель кружка начинает встречу с участниками с интерактивной беседы/опроса присутствующих о том, кто что знает о словарях и правилах их составления.
Словарь — это научное издание справочного характера, представляющее собой систематизированный перечень слов, словосочетаний, терминов или других языковых единиц, расположенных по определенному принципу (чаще всего в алфавитном порядке) с соответствующими пояснениями, толкованиями или переводом.
Словари являются одним из древнейших видов справочной литературы. Первые словари появились еще в Античности и представляли собой своеобразные энциклопедии понятий. На Руси существовали азбуковники — особые издания, содержащие объяснения слов из Библии и церковной жизни.
По назначению выделяют три основные группы.
1. Энциклопедические словари содержат сведения из различных областей науки и человеческой деятельности.
2. Предметные словари систематизируют термины определенной научной области.
3. Лингвистические словари посвящены описанию языковых норм и исследованию языка.
Для более детального разговора о лингвистических словарях, овладения знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, а также для формирования у школьников языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции рекомендуем «Школьный словарь лингвистических терминов», автор Н.А. Николина [М.: ООО «Русское слово — учебник», 2022].
К.Д. Ушинский говорил: «...Занятие весьма полезное, но её должны употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний». Речь идёт о какографии [письмо с ошибками].
II. Основная часть. Руководитель кружка может задать участникам вопрос, какие трудности они испытывают при самопроверке письменных работ, а также продемонстрировать типичные примеры «невидимых» ошибок в детских работах. Следует предварительно подготовить соответствующие слайды, например:
- парные согласные («зуп» → «зуб»);
- безударные гласные в корне («вада» → «вода»);
- разделительные ъ/ь («сёмка» → «съёмка»);
- пробелы и дефисы («порусски» → «по‑русски»);
- прописная буква в именах собственных («маша» → «Маша»).
Коллективная работа. На экране — текст с ошибками. Текст подбирается в соответствии с возрастом членов клуба. Руководитель просит его прочесть и определить, что написано не так.
В воскресение мы поехали на дачу. Там расцвели прикрасные цветы. Я помог папе капать грядку и полить расстения.
Ошибки: «воскресение» → «воскресенье», «прикрасные» → «прекрасные», «капать» → «копать», «расстения» → «растения».
Участники по очереди называют ошибку, объясняют правило, предлагают исправление. Таким образом, происходит определение типа орфограммы, повторение правила, решение орфографической задачи.
Для более детального изучения трудных случаев написания слов и образования словоформ, а также повторения орфографических правил рекомендуем «Школьный орфографический словарь русского языка», автор Л.Д. Чеснокова, А.Н. Бертякова/ под общ. ред. А.Н. Бертяковой [М.: ООО «Русское слово — учебник», 2023].
Работа в паре. Раздать участникам 2–3 варианта текстов с ошибками (по 5–6 ошибок в каждом) и попросить выполнить следующие задания:
- найти и подчеркнуть ошибки красным;
- исправить зелёным, указав правило синим (кратко);
- подсчитать количество каждого типа ошибок.
Затем предлагается обсудить результаты выполнения заданий в парах, свериться с текстом без ошибок, представленным на экране.
Также можно предложить участникам создать собственные задания, составить короткий текст (4–5 предложений) с 5–6 запланированными ошибками и обменяться работами с соседом для проверки.
III. Итоги. В финале мастер-класса можно провести завершающую беседу (Что узнали нового на сегодняшнем занятии? Какие сложности возникли при составлении какографических текстов? Какой вопрос остался у вас после проведенного занятия?)
IV. Ресурсно-методическая поддержка занятия
Памятка «Алгоритм работы с какографией»
- Прочитай текст целиком — пойми смысл.
- Найди ошибк (подчеркни красным).
- Определи тип орфограммы (например, «безударная гласная в корне слова»).
- Вспомни правило (кратко запиши синим цветом).
- Исправь ошибку (зелёным цветом).
- Проверь ещё раз, не осталось ли других неточностей.
Стихотворения о словарях
Словарь
Усердней с каждым днём гляжу в словарь,
В его столбцах мелькают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь.
На всех словах события печать,
Они дались недаром человеку.
Читают: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог не дал веку,
Век заедать, век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С. Маршак
Толковый словарь
То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незабываема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся как звенья,
И так растёт строка.
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
Сидят теперь четыре института
Над словарём одним,
А Даль всё так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.
М. Матусовский
Словарь
Я ветвь меньшая от ствола России,
Я плоть её, и до листвы моей
Доходят жилы влажные, стальные,
Льняные, кровяные, костяные,
Прямые продолжения корней.
Есть высоты властительная тяга,
И потому бессмертен я, пока
Течёт по жилам – боль моя и благо –
Ключей подземных ледяная влага,
Все эр и эль святого языка.
Я призван к жизни кровью всех рождений
И всех смертей, я жил во времена,
Когда народа безымянный гений
Немую плоть предметов и явлений
Одушевлял, даруя имена.
Его словарь открыт во всю страницу,
От облаков до глубины земной.
– Разумной речи научить синицу
И лист единый заронить в криницу,
Зелёный, рдяный, ржавый, золотой…
А. Тарковский
Словари, словари
Словари, словари
Раскрывайте снова.
Словно алый свет зари
В них любое слово.
Слышен крик петухов,
Громыхают грозы.
Там слова для стихов
И слова для прозы.
А слова для любви
Блещут новизною,
Вместе с ними живи
Жизнию одною!
В. Шилин
Читая словарь Даля
В тиши медлительной рукой
Страницы жёлтые листаю, –
С чужбины возвратясь домой,
Хожу по дедовскому краю.
И чувствую себя, как внук,
Приехавший в глубинку, в гости…
Здесь свеж и сладок каждый звук,
Как земляника на погосте.
И. Бурсов
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ ПРАКТИКИ