КЛУБ ТОЛКОВЫХ И НАХОДЧИВЫХ
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку
КЛУБ ТОЛКОВЫХ И НАХОДЧИВЫХ
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Словари – незаменимые помощники в учёбе, нужно только уметь правильно ими пользоваться. Для этого приглашаем в клуб! Заниматься в нём будет интересно школьникам разных возрастов. Ученики младших классов смогут начать со словарных блокнотов, а детям постарше могут быть предложены разноплановые занятия, рассказывающие о том, какие существуют словари, как они устроены и какого рода информацию содержат, в чём их ценность и польза для человека любой профессии.

УНИКАЛЬНОСТЬ
Уникальность библиотечной практики заключается в её универсальности с точки зрения целевой аудитории. Членами клуба могут быть люди разных возрастов, профессий и национальностей, с разным уровнем владения русским языком.

АКТУАЛЬНОСТЬ, ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Актуальность организации занятий «Клуба толковых и находчивых» продиктовано значением и ролью русского языка в жизни общества и государства. Русский язык – один из мировых языков и государственный язык Российской Федерации, родной язык для миллионов носителей в разных странах мира. Словари играют важную роль в изучении русского языка, отражая информацию о значении, написании, происхождении и употреблении слов. Словари – это не просто справочники, а фундамент языковой компетенции, что, в свою очередь, способствует сохранению норм русского языка.
Востребованность практики обусловлена возможностями обогатить словарный запас, повысить грамотность, выработать индивидуальный стиль речи, научиться правильному словоупотреблению, а также углублённому пониманию языковой системы, развить навыки самостоятельного поиска информации и научиться более точному и выразительному выражению мыслей.
Социальная значимость функционирования клуба также многогранна: от расширения ассортимента образовательно-педагогических мероприятий библиотеки за счёт серии занятий по приобщению к тайнам словарей, богатству и секретам русского слова до противодействия девиантным формам поведения среди молодёжи. Повышение уровня владения русским языком, его популяризация – задачи, которые несут высокую социальную нагрузку всегда.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
7+
 
КНИГА ДЛЯ ПРАКТИКИ
1. Федорова А.Р., Кузьмина М.В., Мицура Н.Л. и др.; под рук. А.Р. Федоровой, «Словарный блокнот: для 1 класса общеобразовательных организаций»
2. Федорова А.Р., Кузьмина М.В., Мицура Н.Л. и др.; под рук. А.Р. Федоровой, «Словарный блокнот: для 2 класса общеобразовательных организаций»
3. Федорова А.Р., Кузьмина М.В., Мицура Н.Л. и др.; под рук. А.Р. Федоровой, «Словарный блокнот: для 3 класса общеобразовательных организаций»
4. Федорова А.Р., Кузьмина М.В., Мицура Н.Л. и др.; под рук. А.Р. Федоровой «Словарный блокнот: для 4 класса общеобразовательных организаций»
5. Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н., под общ. ред. А.Н. Бертяковой, «Школьный орфографический словарь русского языка»
6. Семенюк А.А., Семенюк И.А., «Школьный словарь синонимов русского языка»
7. Николина Н.А., «Школьный словарь лингвистических терминов»
8. Жуков А.В., «Школьный лексико-фразеологический словарь русского языка»
9. С.А. Кузнецов, «Толковый словарь русского языка» (в 2 т.)
10. Крысин Л.П., «Рассказы о русских словарях»


ПОДАРОК ДЛЯ БИБЛИОТЕК ПРИ ПОКУПКЕ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ПРАКТИКИ
Годовая лицензия на электронное издание «Школьный морфемный словарь русского языка».

ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
Мультиформатные/разноформатные занятия в течение учебного года (от мини-лекций до интерактивных занятий в виде лингвоквестов).

ЦЕЛЬ
Формирование функциональной грамотности, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций, а также развитие универсальных учебных действий у участников клуба через организацию занятий со словарями.

ЗАДАЧИ:
- воспитать интерес к изучению русского языка;
- обогатить речь детей через усвоение новых, ранее неизвестных слов, а также посредством уточнения значений уже имеющихся в словарном запасе слов;
- активизировать словарь участников клуба через перенос как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный;
- устранить из речи нелитературные слова посредством перевода их из активного словаря в пассивный (исключение диалектных, просторечных, жаргонных и др.);
- способствовать развитию всех видов речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо);
- повысить орфографическую грамотность у обучающихся/ посетителей библиотеки;
- научить основным приёмам работы со словарями;
- сформировать умение находить, анализировать и систематизировать информацию, работая со справочными пособиями;
- развить навыки самостоятельной работы у членов клуба;
- сформировать навыки критического мышления и умения высказывать собственные суждения, формулировать цели, задачи, ориентироваться в средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ/ОБОРУДОВАНИЕ
Достаточное количество словарных блокнотов, словарей и издания «Рассказы о русских словарях». Столы и стулья для комфортного проведения занятий, экран для демонстрации презентаций, принтер и бумага для печати материалов занятий, карандаши, ручки. 

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ (ТЕМЫ/ВИДЫ/ТИПЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА РАБОТЫ КРУЖКА)
  • Словари как компонент национальной культуры (c. 3–5 [10]).
  • Типы словарей ([5], [6], [7], [8], [9], c. 9–14 [10]).
  • Обучающее занятие по работе со словарём «Словарь – это просто!» [10], [1–4], [5], [6], [7], [8], [9].
  • Толковые словари – основная разновидность лингвистических словарей. Порядок расположения слов в словаре. Требования, предъявляемые к толкованию. Всё ли одинаково легко поддаётся толкованию в толковом словаре? ([9], c. 14–38 [10]).
  • Особенности словарного описания многозначных слов ([9], c. 42–45 [10]).
  • Слова-«кентавры» (c. 50–59 [10]).
  • Интересные факты о толковых словарях русского языка разных времен:
  • а) ХVIII–ХIХ век – «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля (c. 75–79 [10]);
    б) ХХ век – «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (c. 79–83 [10]), «Словарь русского языка» С.И. Ожегова (c. 83–86 [10]), «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (c. 86–87 [10]), «Большой» и «Малый» академические толковые словари (c. 87–90 [10]), «Толковый словарь русского языка» под редакцией С.А. Кузнецова ([9], c. 90 [10]);
    в) Век ХХI – «Толковый словарь…» под редакцией Н.Ю. Шведовой и «Толковый словарь…» В.В. и Л.Е. Лопатиных (c. 90–92 [10]).
  • Словарь иностранных слов как разновидность толковых словарей и как справочник (c. 105–150 [10]).
  • От смысла к слову: идеографические словари (c. 151–155 [10]).
  • Разные названия одного и того же: словари синонимов (c. 155–158 [10]).
  • Разные названия противоположного: словари антонимов (c. 158–160 [10]).
  • Одинаковые обозначения разного: словари омонимов (c. 160–161 [10]).
  • Что такое паронимы? Словари паронимов (c. 161–163 [10]).
  • Фразеологические словари и словари крылатых слов ([8], c. 163–166 [10]).
  • Как «докопаться» до корней слова? Этимологические и исторические словари (c. 166–169 [10]).
  • Говори и пиши правильно: орфоэпические и орфографические словари. Словарные блокноты (c. 169–178 [10]).
  • Другие словари: языка писателей, диалектные, жаргонной лексики, частотные и обратные, словообразовательные, лексической сочетаемости, новых слов (c. 180–191 [10]).
  • Словарные шутки: толково-эНтимологический словарь (c. 204–210 [10]). Проведение командной игры «Словарный батл: придумываем словарные шутки наперегонки».
  • Интеллектуальная олимпиада «Проверить нельзя, запомнить». [1–4].
  • Познавательный квест «Где прячется правда о слове?» [10], [9], [5], [6], [7], [8].
  • Квест «Словари – наши помощники» [5], [6], [7], [8], [9].
  • Путешествие «Сказочные и не совсем сказочные слова в словарях» [9], [8], [6].
  • Интерактивная викторина по разным типам словарей «Где так сказано о слове?» [5], [6], [7], [8], [9], [10].
  • Мастер-класс по какографии [7], [8], [9], [10].
  • Брейн-ринг «Какой словарь самый главный?» [5], [6], [7], [8], [9], [10].
  • Обучающая игра «Знаешь ли ты словари?» [10], [5], [6], [7], [8], [9].
  • Программа по популяризации словарей «Словаропанорама» [5], [6], [7], [8], [9], [10], [1–4].
  • Турнир интеллектуалов «Азбука безопасного письма» (орфографический словарь) [5], [1–4].
  • Час безопасности «Внимание: слово! (значение, правописание, произношение)» [9], [5], [10].
  • Проведение викторины для профилактики ошибок «Знай и соблюдай» [5], [8], [9].
  • Разработка викторин «Убери лишнее» (исключить неверный синоним, антоним) ([6], с. 155–160 [10]).
  • Флешмоб «Пишем словарные диктанты в библиотеке!» [1–4].

  • ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА ПО КАКОГРАФИИ

    Для проведения мастер-класса необходимы:
  • проектор и экран/интерактивная доска;
  • раздаточные листы с какографическими текстами (3–4 варианта);
  • цветные ручки/карандаши (красный, зелёный, синий);
  • памятки «Алгоритм работы с какографией» (по числу участников);
  • чистые листы для создания собственных заданий.

  • I. Вводная часть. Руководитель кружка начинает встречу с участниками с интерактивной беседы/опроса присутствующих о том, кто что знает о словарях и правилах их составления.

    Словарь — это научное издание справочного характера, представляющее собой систематизированный перечень слов, словосочетаний, терминов или других языковых единиц, расположенных по определенному принципу (чаще всего в алфавитном порядке) с соответствующими пояснениями, толкованиями или переводом.

    Словари являются одним из древнейших видов справочной литературы. Первые словари появились еще в Античности и представляли собой своеобразные энциклопедии понятий. На Руси существовали азбуковники — особые издания, содержащие объяснения слов из Библии и церковной жизни.

    По назначению выделяют три основные группы.

    1. Энциклопедические словари содержат сведения из различных областей науки и человеческой деятельности.

    2. Предметные словари систематизируют термины определенной научной области.

    3. Лингвистические словари посвящены описанию языковых норм и исследованию языка.

    Для более детального разговора о лингвистических словарях, овладения знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, а также для формирования у школьников языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции рекомендуем «Школьный словарь лингвистических терминов», автор Н.А. Николина [М.: ООО «Русское слово — учебник», 2022].

    К.Д. Ушинский говорил: «...Занятие весьма полезное, но её должны употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний». Речь идёт о какографии [письмо с ошибками].

    II. Основная часть. Руководитель кружка может задать участникам вопрос, какие трудности они испытывают при самопроверке письменных работ, а также продемонстрировать типичные примеры «невидимых» ошибок в детских работах. Следует предварительно подготовить соответствующие слайды, например:

  • парные согласные («зуп» → «зуб»);
  • безударные гласные в корне («вада» → «вода»);
  • разделительные ъ/ь («сёмка» → «съёмка»);
  • пробелы и дефисы («порусски» → «по‑русски»);
  • прописная буква в именах собственных («маша» → «Маша»).

  • Коллективная работа. На экране — текст с ошибками. Текст подбирается в соответствии с возрастом членов клуба. Руководитель просит его прочесть и определить, что написано не так.

    В воскресение мы поехали на дачу. Там расцвели прикрасные цветы. Я помог папе капать грядку и полить расстения.

    Ошибки: «воскресение» → «воскресенье», «прикрасные» → «прекрасные», «капать» → «копать», «расстения» → «растения».


    Участники по очереди называют ошибку, объясняют правило, предлагают исправление. Таким образом, происходит определение типа орфограммы, повторение правила, решение орфографической задачи.

    Для более детального изучения трудных случаев написания слов и образования словоформ, а также повторения орфографических правил рекомендуем «Школьный орфографический словарь русского языка», автор Л.Д. Чеснокова, А.Н. Бертякова/ под общ. ред. А.Н. Бертяковой [М.: ООО «Русское слово — учебник», 2023].

    Работа в паре. Раздать участникам 2–3 варианта текстов с ошибками (по 5–6 ошибок в каждом) и попросить выполнить следующие задания:

    - найти и подчеркнуть ошибки красным;
    - исправить зелёным, указав правило синим (кратко);
    - подсчитать количество каждого типа ошибок.

    Затем предлагается обсудить результаты выполнения заданий в парах, свериться с текстом без ошибок, представленным на экране.

    Также можно предложить участникам создать собственные задания, составить короткий текст (4–5 предложений) с 5–6 запланированными ошибками и обменяться работами с соседом для проверки.

    III. Итоги. В финале мастер-класса можно провести завершающую беседу (Что узнали нового на сегодняшнем занятии? Какие сложности возникли при составлении какографических текстов? Какой вопрос остался у вас после проведенного занятия?)

    IV. Ресурсно-методическая поддержка занятия

    Памятка «Алгоритм работы с какографией»

  • Прочитай текст целиком — пойми смысл.
  • Найди ошибк (подчеркни красным).
  • Определи тип орфограммы (например, «безударная гласная в корне слова»).
  • Вспомни правило (кратко запиши синим цветом).
  • Исправь ошибку (зелёным цветом).
  • Проверь ещё раз, не осталось ли других неточностей.

  • Стихотворения о словарях


    Словарь

    Усердней с каждым днём гляжу в словарь,
    В его столбцах мелькают искры чувства.
    В подвалы слов не раз сойдет искусство,
    Держа в руках свой потайной фонарь.
    На всех словах события печать,
    Они дались недаром человеку.
    Читают: «Век. От века. Вековать.
    Век доживать. Бог не дал веку,
    Век заедать, век заживать чужой…»
    В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
    Нет, не словарь лежит передо мной,
    А древняя рассыпанная повесть.

    С. Маршак

    Толковый словарь

    То ловишь отзвук древнего напева,
    То говор поздних дней.
    И слово состоит, подобно древу,
    Из веток и корней.
    Незабываема его первооснова
    На много тысяч лет.
    Выходит так, что у любого слова
    Есть запах, вкус и цвет.
    Слова и фразы нижутся как звенья,
    И так растёт строка.
    И можно различить сердцебиенье
    Живого языка.
    Сидят теперь четыре института
    Над словарём одним,
    А Даль всё так же нужен почему-то,
    А Даль незаменим.

    М. Матусовский

    Словарь

    Я ветвь меньшая от ствола России,
    Я плоть её, и до листвы моей
    Доходят жилы влажные, стальные,
    Льняные, кровяные, костяные,
    Прямые продолжения корней.

    Есть высоты властительная тяга,
    И потому бессмертен я, пока
    Течёт по жилам – боль моя и благо –
    Ключей подземных ледяная влага,
    Все эр и эль святого языка.

    Я призван к жизни кровью всех рождений
    И всех смертей, я жил во времена,
    Когда народа безымянный гений
    Немую плоть предметов и явлений
    Одушевлял, даруя имена. 

    Его словарь открыт во всю страницу,
    От облаков до глубины земной.
    – Разумной речи научить синицу
    И лист единый заронить в криницу,
    Зелёный, рдяный, ржавый, золотой…

    А. Тарковский

    Словари, словари

    Словари, словари
    Раскрывайте снова.
    Словно алый свет зари
    В них любое слово.

    Слышен крик петухов,
    Громыхают грозы.
    Там слова для стихов
    И слова для прозы.

    А слова для любви
    Блещут новизною,
    Вместе с ними живи
    Жизнию одною!

    В. Шилин

    Читая словарь Даля

    В тиши медлительной рукой
    Страницы жёлтые листаю, –
    С чужбины возвратясь домой,
    Хожу по дедовскому краю.

    И чувствую себя, как внук,
    Приехавший в глубинку, в гости…
    Здесь свеж и сладок каждый звук,
    Как земляника на погосте.

    И. Бурсов

    ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ ПРАКТИКИ

     

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Вернуться к списку
Все вебинары
Мы используем cookies для улучшения работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и обработкой персональных данных.
Принять