ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ «ОТКРЫВАЕМ ТАЙНЫ КНИГ И ЯЗЫКА»
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ «ОТКРЫВАЕМ ТАЙНЫ КНИГ И ЯЗЫКА»
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Как развивалась письменность? Как появилась книга и какой она была в разные эпохи? Какие книги хранятся в самых известных библиотеках России? Как функционирует слово в языке и в нашей повседневной речи? Что представляют собой лингвистические задачи? Цикл занятий, основанных на материале учебных пособий «Чудо, имя которому – книга. Основы информационно-библиографической грамотности», «История письменности» и книге «Жизнь слова», расширит представления детей в области языкознания и культуры, дополнит знания, полученные на уроках русского языка и истории.

УНИКАЛЬНОСТЬ
Цикл занятий, во-первых, даёт возможность показать слушателям «живую» науку: загадки, которые учёные ещё не разрешили и по поводу которых идут оживлённые споры; факты, которые сегодня являются общеизвестными, но вокруг которых в своё время разворачивались поистине детективные истории. Во-вторых, изучение истории письменности, книг, библиотек позволяет реализовать принцип межпредметности (история, литература, русский и иностранные языки, математика и т.д.). Многократное обращение к разным историческим эпохам и культурам расширяет кругозор слушателей.

Наконец, подробное знакомство с происхождением и историей родного алфавита – кириллицы – в контексте общей истории письменности расширяет и конкретизируют представления о собственной культуре, её корнях и связях с историей и культурой других народов.

Особенностью цикла занятий является использование лингвистических задач и филологических историй как источника информации о разных письменностях и закономерностях развития письма. Работа над этими задачами/заданиями приближает слушателей к позиции исследователя: отыскивая, нащупывая способ решения, они «открывают» неизвестные им факты и закономерности. В итоге прививается вкус к размышлению над вопросами из области гуманитарных наук.

АКТУАЛЬНОСТЬ, ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Получение углублённых знаний о языке, речи и письменности, а также о книге как источнике информации актуально всегда и для всех, поскольку формирует прочный фундамент для будущего обучения в любом направлении. Повышение уровня информационно-библиографической грамотности и информационной культуры в век цифровизации является гарантией безопасности, признаком образованности и способности самостоятельно заниматься проектной деятельностью.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
10+

КНИГИ ДЛЯ ПРАКТИКИ
1. Кашурникова Т.М., «Чудо, имя которому — книга: основы информационно-библиографической грамотности»
2. Крысин Л.П., «Жизнь слова»
3. Луховицкий В.В., Луховицкая А.А., «История письменности»

О КНИГАХ
Презентация книги «Чудо, имя которому — книга: основы информационно-библиографической грамотности»

Статьи на сайте:
Книга как чудо, или Почему важно повышать информационно-библиографическую грамотность школьников
Книга. Библиотека. Общество. «Русское слово» приняло участие в библиотечном форуме
От пиктограмм до буквенных алфавитов: новое пособие расскажет школьникам об истории письменности

ПОДАРОК ДЛЯ БИБЛИОТЕК ПРИ ПОКУПКЕ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ПРАКТИКИ
Методические рекомендации для проведения занятий в pdf-формате:
4. Кашурникова Т.М., «Методические рекомендации к учебному пособию "Чудо, имя которому — книга. Основы информационно-библиографической грамотности"»
5. Луховицкий В.В., «Методические рекомендации к учебному пособию «История письменности»

ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
Разноформатные занятия в течение учебного/календарного года: мини-лекции, беседы, дискуссии, групповая и индивидуальная работа над лингвистическими задачами, творческая работа, доклады.

ЦЕЛЬ
В широком смысле: заложить у слушателей интерес к книге как источнику знаний, к слову – элементу, без которого представить себе книги невозможно. С прикладной точки зрения: привить навыки самообразовательного чтения, а также основы информационно-библиографической грамотности, информационной культуры, подготовить к участию в лингвистических олимпиадах.

ЗАДАЧИ:
- познакомить с понятиями: лингвистика, этимология, лексикология, фонетика, морфология, синтаксис, семантика, грамматика и др.;
 - через решение лингвистических задач, работу с научно-популярными текстами и знакомство с памятниками разных эпох дать представление об основных этапах развития письменности;
- с помощью примеров и увлекательных филологических историй дать представление о многообразии моделей поведения слова в языковом пространстве: его функционировании в речи, взаимодействии с другими словами;
- через знакомство с отдельными эпизодами истории русского алфавита, русской фонетики и грамматики объяснить, как появились некоторые правила современной русской орфографии;
- познакомить слушателей с образцами отечественной научно-популярной литературы по лингвистике и истории, показав ценность научного знания, пробудить интерес и уважение к труду учёных — историков и лингвистов;
- дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание на роли книги как основного источника информации в истории человеческой цивилизации;
- раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;
- дать представление о книге как художественно-историческом памятнике в контексте мировой культуры и культуры России;
- сформировать основы культуры работы с информацией через умения самостоятельно осуществлять её поиск и обработку, использовать различные виды печатных изданий, доступные интернет-ресурсы, работать с библиографическими пособиями;
- развивать коммуникативную культуру учащихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме;
- вовлечь участников занятий в активное обсуждение интересных вопросов из области истории книги, языка, письменности и культуры;
- способствовать формированию навыков работы в группе, умения участвовать в обсуждении и дискуссии, выслушивать мнение и аргументы оппонентов и отстаивать свою точку зрения;
- внести вклад в формирование культурной самоидентификации обучающихся как наследников и носителей русской культуры, которая, в свою очередь, неразрывно связана с культурами других стран и народов.

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ/ОБОРУДОВАНИЕ
Достаточное количество книг («История письменности», «Чудо, имя которому – книга», «Жизнь слова», методические рекомендации для проведения занятий по изданиям «История письменности» и «Чудо, имя которому – книга. Основы информационно-библиографической грамотности»), столы и стулья для комфортного проведения занятий, экран для демонстрации презентаций, принтер и бумага для печати дополнительных материалов, тетради в клетку, карандаши, ручки, ластики, линейки, интерактивная доска (или доска для мела/маркера и расходные материалы к ней).
Желателен комплект научно-популярной литературы по темам занятий цикла, который, несомненно, найдётся в любой библиотеке.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ (ТЕМЫ/ВИДЫ/ТИПЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА РАБОТЫ КРУЖКА)

  • Вводное занятие может быть посвящено знакомству с целями и задачами цикла занятий, что позволит слушателям уяснить потенциальную практическую пользу, а также с основными терминами, вокруг которых построен цикл занятий. Термины, их значение, взаимообусловленность (с. 3–4 [1]; с. 3–5 [2]; с. 3–6 [3]; с. 3–16 [4]; с. 3–5 [5]). Здесь и далее даны ссылки на книги из списка для практики.
  • Лингвистические задачи: нужно ли знание иностранных языков для их решения? Чему они нас научат? Изучаем алгоритм решения (с. 7–12 [5]). Совет для руководителя практики: при работе с лингвистическими задачами следует следить за тем, чтобы познавательный мотив преобладал над соревновательным для этого можно чередовать индивидуальную работу с групповой.
  • Язык и письменность. Этапы развития письменности. По мере рассмотрения темы слушатели выполняют разноформатные задания (читают, сравнивают, расшифровывают, изображают и т.д.) (с. 5–18 [3]; с.13–18 [5]).
  • Пиктограммы и идеограммы. Как расшифровать тест, написанный неизвестными знаками. Решение лингвистических задач по теме (с. 7–10 [1]; с. 19–32 [3]; с. 19–28 [5]).
  • Египетские иероглифы. Решение лингвистических задач по теме (с. 33–44 [3]; с.29–34 [5]).
  • Китайские иероглифы. Решение лингвистических задач по теме (с. 45–54 [3]; с.35–39 [5]).
  • Слоговое письмо. Деванагари. Слоговое письмо в современном мире. Решение лингвистических задач по теме (с. 55–70 [3]; с.40–48 [5]).
  • От консонантного письма финикийцев к современным алфавитам. Решение лингвистических задач по теме (с. 71–78 [3]; с.49–56 [5]).
  • Греческий алфавит и алфавиты, созданные на его основе. Решение лингвистических задач по теме (с. 79–90 [3]; с. 57–63 [5]).
  • Латиница. Современные алфавиты, созданные на основе латинского. Решение лингвистических задач по теме (с. 91–112 [3]; с. 64–71 [5]).
  • Славянские алфавиты: глаголица и кириллица. Решение лингвистических задач по теме (с. 113–132 [3]; с. 72–78 [5]).
  • Руны викингов и гномов. Решение лингвистических задач по теме (с. 133–140 [3]; с. 79–86 [5]).
  • Творческий проект: составление собственных лингвистических задач, создание сборника лингвистических задач, созданных участниками занятий.
  • Творческий проект «Конструирование новой письменности» (индивидуальная или коллективная работа) и его презентация на занятии/конференции.
  • Творческая работа – создание надписей (открыток) с использованием разных систем письма (египетских или китайских иероглифов, письма деванагари, корейского, японского письма и т.д.) и при желании организация выставки работ.
  • Подготовка докладов об истории письменности («Петроглифы на территории России и других стран», «Как появились первые письменные знаки для передачи сообщений – одна из гипотез», «Рисунки-знаки на улицах моего города» и др.), о разных письменностях и любопытных фактах, с ними связанных («Создатель армянской письменности», «История одной буквы», «Письменность, придуманная для книги» и др.); о расшифровке какой-нибудь древней надписи, об учёном, который занимается (занимался) изучением письменности («Расшифровка текстов Розеттского камня», «Загадка фестского диска», «Как Ю.В. Кнорозов расшифровал письмена майя» и т.д.).
  • Обсуждение художественных или научно-популярных книг, из которых можно узнать о какой-нибудь письменности (например: С.Я. Лурье «Заговорившие таблички», М.Э. Матье «День египетского мальчика», Л.В. Успенский «По закону буквы» и т.д.). Создание рекламы книги, письменной рецензии-рекомендации, видеоролика о книге.
  • Серия занятий, посвящённых вопросам жизни русского слова в языковом пространстве, с рассмотрением примеров, доказывающих, что «связь между звучанием слова и его смыслом отсутствует» (с. 18–31 [2]), «случаи несовпадения формальной и смысловой производности слов не так уж редки» (с. 32–42 [2]), «слово по значению не равно сумме значений составляющих его частей» (с. 42–57 [2]) и т.д. Согласование смыслов, анализ поверхностных и глубинных смыслов словесных блоков (с. 57–107 [2]), загадки глагольного вида (с. 107–121 [2]) – темы, которые увлекут слушателей не на одно занятие.
  • Древние книги: содержание, историческая и культурная ценность. Глиняные таблички. Книги-свитки из папируса. Восковые таблички. Берестяные грамоты. Книга-кодекс из пергамента. Составляем рассказы и кроссворды. Кроссворды можно использовать для повторения материалов, викторин, олимпиад (с. 15–24 [1]; с. 36–38 [4]).
  • Русская рукописная книга: процесс создания, элементы оформления, содержание (с. 25–32 [1]; с. 38–42 [4]).
  • История книгопечатания, изобретение бумаги и печатного станка (с. 39–50 [1]; с. 42–47 [4]).
  • Русская печатная книга в XV–XVII веках и в XVIII веке: история появления, роль в просвещении, новый облик и новые элементы (с. 51–72 [1]; с. 47–53 [4]).
  • Древние библиотеки и их роль в сохранении культурного наследия (с. 73–92 [1]; с. 54–55 [4]).
  • Разговор о национальных библиотеках РФ (с. 93–106 [1]; с. 55–57 [4]).
  • Структура книги: основные элементы и значения. Справочный аппарат книги и его состав. Алгоритм поиска информации в книге. Использование знаний о структуре и справочном аппарате при выборе книги. Алгоритм выбора книги при её беглом просмотре (с. 107–122 [1]; с. 57–67 [4]).
  • Библиография: понятие, роль в поиске и отборе информации. Библиографические списки. Библиографическое описание источников: составление и чтение (с. 123–130 [1]; с. 67–70 [4]).
  • Как эффективно пользоваться библиотекой: правила, отделы, каталоги, картотеки, указатели (с.131–146 [1]; с. 70–73 [4]).
  • Как работать с книгой: цель и способы чтения (просмотр, выборочное чтение, сплошное чтение, изучение). Значение умений вести записи (выписка, цитата, план, тезисы, конспект) при чтении текста. Как написать отзыв на научно-популярную книгу (с. 147–156 [1]; с. 73–77 [4]).
  • Справочные издания: виды, особенности, структура, алгоритм использования (с.157–174 [1]; с. 77–79 [4]).
  • Периодические издания: понятие, история, виды и их характеристика (с. 175–181 [1]; с. 379–382 [4]).
  • Творческие индивидуальные или групповые задания: а) подготовить рассказ о своей любимой книге, домашней библиотеке, библиотеке своей мечты; б) создать свою рукописную книгу, а её элементы стилизовать под русскую рукописную книгу конкретного века; в) составление иллюстрированного рекомендательного указателя книг по предложенной теме; г) составить библиографический список своих любимых книг из домашней библиотеки; д) разработка иллюстрированной памятки в прозе или стихах «Как правильно пользоваться библиотекой»; е) составление словаря или справочника по выбранной теме; ё) создание собственного периодического издания и т.д.
  • Проведение конференций, олимпиад, выставок по пройденным темам.

ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ № 1
ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ «ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ»

Цель занятия – ответить на вопросы:
  • что такое язык и что такое письменность;
  • зачем людям потребовалась письменность;
  • каковы основные признаки любой письменности.
Для занятия необходимы:
  • учебное пособие «История письменности» В.В. Луховицкого, А.А. Луховицкой https://russkoe-slovo.ru/catalog/2021/596752/;
  • Методические рекомендации к учебному пособию «История письменности» https://russkoe-slovo.ru/catalog/2021/723590/;
  • тетради в клетку;
  • ручки, простые и цветные карандаши, ластики.
Первый этап (вводный)

Беседа о том, что такое письменность, и работа с фрагментом из научно-популярного текста

Прежде всего необходимо, чтобы дети разобрались, как соотносятся понятия «язык» и «письменность», и преодолели ошибочное представление о том, что письмо, правописание — это и есть язык, и только это и изучают на уроках русского языка. Основная мысль: письменность — это всего лишь знаки для передачи звучащей речи, устная речь первична по отношению к письменной.

Поэтому занятие начинается беседой с опорой на следующие вопросы.
  • Что такое письменность?
  • Почему неверны утверждения: «Русский язык — это про правописание», «Мы говорим буквами», «Пишите красиво — не портите родной язык»?
Задача этой беседы — привести детей к пониманию, что письменность — это не язык, это лишь способ записывать то, что мы говорим.

В нашей практике были случаи, когда пятиклассники на вопрос, что появилось раньше, письменность или речь, уверенно говорили: конечно, письменность!

После беседы ведущий занятия или сами слушатели читают в пособии «История письменности» (с. 6–7) небольшой отрывок из книги лингвиста Б.Ю. Нормана «Теория языка. Вводный курс». В отрывке речь идёт о том, что письменная и устная речь — это формы существования языка и устная речь первична по отношению к письменной.

После чтения отрывка можно ещё раз проговорить вывод: письменность — это способ зафиксировать устную, звучащую речь. Ещё совсем недавно большая часть населения планеты обходилась без письменной речи.

Второй этап

Чтение и обсуждение отрывка из сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»

Переходим к вопросу, зачем людям потребовалась письменность. Ребята читают в пособии «История письменности» (с. 7–10) фрагменты из сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». Хорошо, если в библиотеке есть иллюстрированное издание сказок Киплинга. Тогда ведущий сможет сопровождать чтение отрывка сказки демонстрацией картинок – в данном случае это важно.

В этой сказке первобытный охотник Тегума́й отправился со своей дочкой Те́фи ловить рыбу, но по дороге у него сломалась острога. Мимо как раз проходил незнакомец, и Те́фи решила передать с ним сообщение для своей мамы. Но незнакомец не знал их языка. Поэтому девочке пришлось своё сообщение нарисовать.

После чтения отрывка сказки следует обсуждение вопроса из пособия: если бы Тефи была замечательным художником и очень точно нарисовала себя, папу, незнакомца и бобров, поняла бы её мама смысл письма? Почему?

Отвечая на этот вопрос, слушатели приходят к важному выводу: хорошая картинка передаст то, что мы видим, но не передаст нашей просьбы, не объяснит зрителю, чего мы от него хотим.

Творческое задание и обсуждение его результатов

Для закрепления этой идеи предлагаем творческую работу. Участники занятия разбиваются на пары, после чего ведущий предлагает им изобразить рисунками какое-нибудь сообщение (каждому участнику – своё), обменяться в парах рисунками и попытаться «прочитать» чужое сообщение. Скорее всего, у большинства не получится точно «прочитать» такое сообщение.

Во время обсуждения нужно подвести участников к ответу на вопрос, что невозможно изобразить рисунком.

Рисунок передаёт то, что мы видим, но не передаёт, например, время действия (это было раньше или это происходит сейчас), наше отношение к происходящему (может быть, я только хочу, чтобы было так, как я нарисовал, или, наоборот, боюсь этого), нашу просьбу (хочу, чтобы человек, для которого я это нарисовал, что-то сделал). С помощью рисунка трудно передать абстрактные понятия (например, «радость», «бег», «история»), отношения (как нарисовать, что этот человек — друг брата, а второй человек — брат друга?).

Чтобы подвести итоги этой части занятия, ведущий может предложить объяснить, зачем людям потребовалась письменность, используя в ответе в качестве примера сказку Киплинга и собственный опыт расшифровки рисуночного сообщения.

Вывод: не любое сообщение можно нарисовать (даже комиксы без «пузырей» сложно понять однозначно). Чтобы передать мысль, нужны особые картинки — такие, которые бы все «читатели» понимали одинаково.

Третий этап (завершающий)

Сравнение наскального рисунка и петроглифов, обсуждение

Ведущий предлагает детям рассмотреть в учебном пособии «История письменности» (с. 11) две иллюстрации: наскальный рисунок и беломорские петроглифы.

На петроглифах, представленных в пособии, изображена длинная история: три охотника на лыжах гнались за оленем, нагнали и стреляли в него из лука (подробный комментарий к петроглифам можно прочитать в книге «Каменная книга Севера: путеводитель по беломорским петроглифам»).

Чем отличается наскальный рисунок от беломорских петроглифов?

Слушатели цикла занятий легко формулируют основное отличие: наскальный рисунок более подробный, чем изображения в петроглифах; он как будто создан для того, чтобы точно передать, что видел (или вообразил) первобытный художник. Фигурки в петроглифах — упрощённые, без лишних деталей. Задача людей, создававших эти петроглифы, – рассказать при помощи изображений о каких-то событиях (как в сказке Киплинга о первом письме).

Сравнение иллюстраций с изображениями разных видов письма

Последнее задание посвящено знакомству с разными видами письма. Ведущий предлагает ребятам рассмотреть в пособии «История письменности» (с. 12–13) иллюстрации к заданию 6. Он объясняет, что здесь собраны примеры разных видов письма: узелковое письмо кипу, хеттские, китайские и египетские иероглифы, клинопись, арабская вязь. Ведущий предлагает ребятам найти общие черты у всех представленных видов письменности.

Их объединяют следующие черты:
  • все эти знаки условные (это значит, во-первых, что они упрощённые, не очень подробные, а во-вторых, что по их внешнему виду нельзя понять, о чём идёт речь; понять их можно, только если знать, какое содержание люди условились, договорились вкладывать в эти знаки);
  • знаки расположены в определённом порядке, например, по горизонтальной линии или по вертикальной (это говорит о том, что эти знаки передают нашу речь, то есть слова (или звуки речи), следующие одно за другим);
  • знаки повторяются, а значит это набор знаков; по количеству разных знаков в таком наборе можно предположить, что они обозначают: звуки (тогда их будет немного, обычно от 20 до 40) или целое слово (тогда различающихся знаков должно быть очень много).

ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ № 2
УРОК-ИГРА ПО ТЕМЕ «СТРУКТУРА КНИГИ. СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ КНИГИ»

Данное занятие проводится после изучения темы «Структура книги» или темы «Библиография» — если слушатели не знакомы с правилами библиографического описания книги.

Цель занятия:
Применить знания о структуре книги и её справочном аппарате при выборе нужной книги и работе с ней.

Задачи занятия:
1. Сформировать у слушателей урока умения:
− находить необходимые сведения о книге при помощи её структурных элементов и справочного аппарата;
− самостоятельно находить в книге ответ на поставленный вопрос с использованием элементов справочного аппарата;
− выстраивать алгоритм поиска информации в краеведческих изданиях.
2. Развить познавательную активность учащихся.
3. Развить коммуникативную культуру учащихся через обучение работе в группах.

Для занятия необходимы:
− Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому — книга: основы информационно-библиографической грамотности: учебное пособие для общеобразовательных организаций https://russkoe-slovo.ru/catalog/321/38208/. В начале урока открыто на странице с кроссвордом по теме (с. 121, [1]);
− книга Пукинский Б.Г. Санкт-Петербург: 1000 вопросов и ответов. — СПб.: Норинт, 1998;
− информационная карта на книгу, представленная в учебном пособии, на отдельных листах (по количеству групп) (с. 122, [1]).
− Записи на доске:
  • тема занятия;
  • заполненный кроссворд с ответами (закрыт во время опроса).
Ход занятия

Вступительное слово библиотекаря (учителя):
Ребята, мы с вами закончили изучать тему: «Книга. Структура книги. Справочный аппарат книги». Вы теперь грамотные, квалифицированные читатели. У книжной полки в библиотеке, в книжном магазине, где даже взрослый человек теряется при виде огромного количества книг, вы уже при беглом просмотре сможете выбрать нужную вам книгу.

Для правильного выбора книги вы должны найти необходимые сведения о ней. В этом вам помогут полученные знания о структуре книги и её справочном аппарате.

Выбрать нужную книгу очень важно, но это только первый шаг на пути становления грамотного читателя. Самое главное — уметь ею пользоваться. Знание справочного аппарата книги даёт вам возможность быстро находить нужную информацию в тексте книги для подготовки к уроку, для поиска ответа на интересующие вас вопросы.

Повторение пройденного материала

В начале урока убедимся в том, что вы усвоили все необходимые понятия по теме. Дома вы заполняли кроссворд в конце раздела в книге. Давайте проверим задание: я читаю вопрос, а вы даёте ответ, который записали. (Педагог читает вопросы, ребята отвечают.) А теперь полностью сверьте свои ответы (открывает часть доски с заполненным кроссвордом). Так должен выглядеть заполненный кроссворд.

Мы вспомнили основные структурные элементы книги и её справочного аппарата. Для дальнейшей работы возьмите, пожалуйста, книгу, которая лежит на вашем столе. Многие из вас видели её в читальном зале библиотеки. Этой книгой вы можете пользоваться для подготовки к урокам по истории культуры Санкт-Петербурга. Для начала нам надо с ней поближе познакомиться.

Сейчас разделитесь на группы по 4 человека. У каждой группы есть свой номер. (Ученики пересаживаются по группам, расставляют номера, назначают координаторов.)

В каждой группе теперь есть координатор, который руководит всей работой группы. За ним остаётся окончательное решение при выборе ответа. Вы должны действовать согласованно, так как вы вместе работаете на результат.

Готовы? Тогда внимательно прослушайте задание.

(Раздаётся стук в дверь. Входят юноша и девушка со значками детективов частного агентства.)

Юноша: Извините за вторжение. Добрый день. Мы детективы. Расследование весьма запутанного дела привело нас в ваш замечательный город. И мы оказались в весьма затруднительном положении.

Девушка: Вся информация о Санкт-Петербурге таинственным образом исчезла из нашего компьютера. А мы первый раз в вашем городе. Мы приобрели книгу (показывает книгу Б. С. Пукинского «Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов»). Но не знаем, насколько мы можем доверять этому источнику информации о вашем городе. Нам необходимо найти полные сведения об этой книге, чтобы проверить достоверность этого источника и получить разрешение руководства агентства использовать его в своей работе.

К сожалению, мы очень ограничены во времени и не умеем работать с книгой так же быстро, как с компьютером.

Юноша: Через 15 минут мы должны сообщить все сведения об этом источнике в агентство. Сможете ли нам помочь?

Учитель: Ребята, попробуем помочь детективам? (Получает согласие.)

Юноша: Тогда заполните, пожалуйста, эти секретные документы. У вас всего 15 минут. (Девушка раздаёт по группам информационные карты. Их номера совпадают с номерами групп. Детективы уходят.)

Дать картинку, что это за карточка имеется в виду? Карточка в пособии «Чудо – книга»

Учитель (рассматривает информационную карту): Итак, ребята, какую задачу поставили перед нами детективы? Собрать сведения о данной книге, отвечая на поставленные вопросы. Источники данных зашифрованы, расшифровка внизу страницы. Все понятия нам знакомы. Приступаем к работе. (Ребята работают в группах. Заполняют карту.)

Учитель (через 15 минут): Время подходит к концу. Заканчивайте. Подпишите внизу страницы свои фамилии. (Входят детективы.)

Девушка: Вы готовы? Можно собрать документы? (Девушка собирает документы.)

Юноша (очень расстроен): Через час у нас назначена встреча, от которой зависит результат расследования. Очень важная встреча. Но она не состоится. Мы забыли название моста, на котором должны встретиться с нужным для нас человеком.

Учитель: Не волнуйтесь. Объясните, что это за мост.

Юноша: Мы только знаем, что мост охраняют два мифических существа (показывает обложку книги).

Учитель: Ребята, как они называются? (Грифоны.)

Юноша: Да-да, грифоны. Они охраняют этот мост. Но как он называется? Мы не знаем его местонахождение, не знаем названия. Всё! Встреча не состоится… Ведь в вашем городе столько мостов!

Учитель: Успокойтесь. Мы попробуем вам помочь.

Девушка (недоверчиво): Неужели вы узнаете название моста за то время, пока мы обработаем секретные материалы? Но информация должна быть точной и подтверждаться документально. Мы не привыкли пользоваться непроверенной информацией. Мы придём через 10 минут.

Учитель: Ребята, постараемся помочь детективам. (Детективы уходят.)

Учитель: Итак, у нас есть вопрос: «Как называется мост с грифонами?» (Вопрос может быть заранее записан на доске; открывает.) Какие элементы справочного аппарата помогут нам найти ответ? Посмотрите, какие указатели есть в книге? (Предметный и именной.) Каким мы будем пользоваться? (Предметным.)

Найдите в книге предметный указатель. Что мы будем искать? Мост? Какой? В нашем городе много мостов. У этого моста есть отличительный признак: грифоны. Значит, это слово в вопросе несёт смысловую нагрузку — это опорное слово, через него осуществляется поиск. Слова в указателе расположены в алфавитном порядке. Ищем слово «грифоны». Нашли? Рядом со словом указаны страницы книги, где упоминается это слово. Найдите нужную страницу. Есть ответ на вопрос? (Ребята находят в тексте название моста и его фотографию.)

Ученики: Мост называется Банковским. (Ответ записывается на доске.)

Учитель: Молодцы! Но мы должны подтвердить ответ документально и указать на источник информации о названии моста с грифонами. Что нам нужно сделать? Для того чтобы указать источник полученной информации, мы должны сделать библиографическое описание этой книги и указать страницу, на которой находится ответ на поставленный вопрос. (Один из учеников выходит к доске и делает библиографическое описание книги с указанием страницы. Учащиеся проверяют правильность записи.)

Учитель: Мы успели найти ответ и указать источник полученной информации. (Входят детективы).

Девушка: Мы обработали всю информацию о книге. Это очень ценный источник и заслуживает доверия. Благодарим всех, но наиболее полный документ у группы № …

Юноша: Неужели вы успели найти ответ на вопрос?

Учитель: Ответ читайте на доске. Здесь записано полное описание источника. Он у вас в руках. Проверьте. Откройте на странице… Нашли?

Юноша: Да, это тот самый мост. Какая ценная книга! Теперь мы получим из неё много полезной информации о вашем удивительном городе. Спасибо. Вы оказали нам неоценимую услугу. Надеемся на дальнейшее сотрудничество с вами. А теперь мы очень торопимся. До свидания!

Учитель: Как видите, ребята, не всегда можно рассчитывать на всемогущество компьютера. Книга оказалась более надёжным помощником, даже в таком важном деле, как раскрытие преступления.

Подведём итог. Вы прекрасно справились с заданиями детективов. Во-первых, вы собрали все необходимые сведения о книге, используя свои знания о её структуре и справочном аппарате. Во-вторых, мы решили информационно-поисковую задачу: через предметный указатель смогли быстро найти ответ (информацию) в тексте книги на поставленный вопрос. Каков был путь нашего поиска? В вопросе необходимо найти существительное (предмет), которое несёт основную смысловую нагрузку (опорное слово). Затем это слово находят в предметном указателе, где все слова расположены в алфавитном порядке. Рядом со словом указаны страницы, на которых есть упоминание об этом предмете. В тексте на указанных страницах несложно найти ответ на вопрос.

При обращении к именному указателю мы действуем тем же способом, но используя фамилию и имя какого-либо деятеля (архитектора, политика и т. д.). Итак, путь поиска информации в тексте можно выстроить следующим образом: вопрос — опорное слово — указатель — страницы — текст — ответ.

Мы можем назвать это алгоритмом поиска информации в тексте книги, т. е. последовательностью действий при решении информационно-поисковой задачи. Зная алгоритм поиска информации через указатели, вы всегда быстро сможете найти ответы на вопросы в книгах по краеведению, детских энциклопедиях.

Домашнее задание

В качестве домашнего задания вам необходимо в этой же книге (Пукинский Б. Г. Санкт-Петербург: 1000 вопросов и ответов) найти ответы на вопросы, записать их в тетради, сделать библиографическое описание источника с указанием страницы, на которой вы нашли ответ. Самый интересный и сложный вопрос я предлагаю членам группы, которые успешнее всего справились с заданием агентов.

Если этой книги нет у вас дома, задание можно выполнить в читальном зале библиотеки. (Раздать вопросы.)

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ ПРАКТИКИ



ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Вернуться к списку
Все вебинары
Мы используем cookies для улучшения работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и обработкой персональных данных.
Принять