КРУЖОК ПО ИЗУЧЕНИЮ РОДОСЛОВНОЙ «МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОРИИ СТРАНЫ»
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку
23.09.2025
КРУЖОК ПО ИЗУЧЕНИЮ РОДОСЛОВНОЙ «МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОРИИ СТРАНЫ»
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Участникам кружка предлагается совершить увлекательное путешествие в прошлое своей семьи и страны: соотнести биографии старших родственников со знаменательными событиями в истории России, узнать, как правильно составить генеалогическое древо, как оформить домашний архив, чтобы сохранить для будущих поколений семейные реликвии, и даже попробовать создать герб своей семьи. Кружок, курируемый библиотекарем, объединит детей и взрослых, желающих укрепить семейные традиции и узнать больше об истории своей Родины.

УНИКАЛЬНОСТЬ
Библиотечная практика данного вида уникальна тем, что фактически членами кружка становится семья каждого его участника. Предлагаемый кружок является образовательным патриотическим, а самое главное семейным проектом, курируемым руководителем (сотрудником библиотеки – библиотекарем, педагогом-библиотекарем, педагогом).
Практика способствует укреплению семейных межпоколенческих связей, зарождая интерес детей к жизненному пути старших членов семьи, стимулируя общение и развитие крепких доверительных отношений, формируя потребность в заботе о членах семьи, особенно пожилых. 

АКТУАЛЬНОСТЬ, ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Обращение к историческим событиям в семье и стране сегодня актуально как для государственных институтов, так и для отдельной семьи и каждого гражданина. Знание истории своей семьи и страны – это не только дань моде, но и способ самопознания для принятия осознанных решений в будущем. Социальную значимость предлагаемого кружка трудно переоценить, т.к. она раскрывается в широком диапазоне от профилактики девиантного поведения подростка до воспитания ответственного гражданина и патриота.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
7+

КНИГА ДЛЯ ПРАКТИКИ
Кочегаров К.А., «Моя родословная книга»

ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ


ПОДАРОК ДЛЯ БИБЛИОТЕК ПРИ ПОКУПКЕ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ПРАКТИКИ
Шаблоны и изображения для создания семейного герба в технике аппликации (в pdf-формате).

ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
Мультиформатные/разноформатные занятия (лекции, мастер-классы, доклады, выставки, концерты, конкурсы и т.д.) в течение учебного/календарного года.

ЦЕЛЬ
Воспитание гражданского патриотического сознания у участников кружка посредством формирования устойчивого интереса к прошлому своей семьи и истории страны.

ЗАДАЧИ:
- познакомить участников кружка с основной терминологией науки «генеалогия»;

- дать представление об основах исследовательской деятельности: доступные источники информации, методы сбора и хранения информации;

- рассказать о необходимости анализа прошлого и побеседовать о причинно-следственных связях между событиями из жизни родственников и истории страны;

- способствовать развитию основ читательской/функциональной грамотности посредством погружения в сплошные и несплошные тексты (например, трудовая книжка деда и т.д.);

- познакомить с основами композиции и научить передавать смыслы посредством визуального ряда (на примере разработки герба семьи);

- сформировать потребность иметь собственные ответы на вопросы: что такое семья, что объединяет членов одной семьи,  что значат слова дом, семья, Родина.

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ/ОБОРУДОВАНИЕ
Достаточное для функционирования кружка количество экземпляров рекомендованной книги, столы и стулья для комфортного проведения занятий, экран для демонстрации презентаций, принтер и бумага для печати материалов мастер-классов, ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, ручки, фломастеры, пространство для проведения выставок/концертов.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ (ТЕМЫ/ВИДЫ/ТИПЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА РАБОТЫ КРУЖКА)

  • Почему нужно знать историю своей семьи? (см. «Мою родословную книгу», стр. 3–4).

  • Что изучает генеалогия? Знакомимся с основными терминами: родословие, род, предки, потомки. Беседа о том, откуда берутся фамилии и как они передаются, что такое отчество, каковы значения имён (с. 9–13).

  • Доклады участников кружка о значении их имён, а также имён родных и друзей (с. 9).

  • Семейное древо: что это такое, как его составить, как не запутаться в процессе, какая информация необходима и как её получить (стр. 6–7, 23, 29, 31, 37).

  • Сбор информации о предках: коммуникация с живыми родственниками, работа с домашним архивом документов и фотоальбомами, поиск информации в Интернете (стр. 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38).

  • Создание семейного музея с каталогом (стр. 23).

  • Составление семейного архива с описью (стр. 29, 31).

  • Презентация участниками кружка каталогов семейных музеев и описей архивов.

  • Организация выставок семейных реликвий, связанных с каким-либо событием в стране.

  • Составление семейной географической карты (стр. 42–43) и её презентация.

  • Почему нужно знать историю своей семьи? (см. «Мою родословную книгу», стр. 3–4).

  • Что изучает генеалогия? Знакомимся с основными терминами: родословие, род, предки, потомки. Беседа о том, откуда берутся фамилии и как они передаются, что такое отчество, каковы значения имён (с. 9–13).

  • Доклады участников кружка о значении их имён, а также имён родных и друзей (с. 9).

  • Семейное древо: что это такое, как его составить, как не запутаться в процессе, какая информация необходима и как её получить (стр. 6–7, 23, 29, 31, 37).

  • Сбор информации о предках: коммуникация с живыми родственниками, работа с домашним архивом документов и фотоальбомами, поиск информации в Интернете (стр. 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38).

  • Создание семейного музея с каталогом (стр. 23).

  • Составление семейного архива с описью (стр. 29, 31).

  • Презентация участниками кружка каталогов семейных музеев и описей архивов.

  • Организация выставок семейных реликвий, связанных с каким-либо событием в стране.

  • Составление семейной географической карты (стр. 42–43) и её презентация.

  • Дневник семейных праздников: какие праздники самые главные/любимые и почему, в чём заключается подготовка к празднику, как он отмечается (стр. 21, 25, 27).

  • Роль семьи в истории страны (стр. 15, 25, 33, 35). Изучение вклада предков в Победу в Великой Отечественной войне, в народное хозяйство, науку, спорт и пр. По результатам исследования каждый участник оформляет реферат/доклад/презентацию, чтобы поделиться найденной информацией с другими участниками кружка и почувствовать гордость за представителей старших поколений своей семьи.

  • Любимые песни нашей семьи: разговор о типах песен, о роли песни в жизни человека, о музыке в семье. Концерт с приглашением членов семьи участников кружка.

  • Кулинарные традиции семьи (стр. 19). Подготовка книги/презентации фамильных рецептов.

  • Правила твоей семьи: права и обязанности, ответственность и санкции, традиции и привычки (стр. 39).

  • Хобби членов семьи: кто чем увлечен и почему?

  • Семейный герб: основные понятия геральдики, у кого бывает герб, когда семейные гербы появились в нашей стране. Мастер-класс по созданию герба семьи. Выставка семейных гербов участников кружка (стр. 40–41).

  • Письмо потомкам – письмо из прошлого. Правила оформления писем. Пишем письмо потомкам, определяем дату его вскрытия (стр. 44–45).

  • Конференция юных генеалогов «История семьи – история моей Родины» с тематическими докладами по результатам работы в кружке.
ФОТОГАЛЕРЕЯ
 

ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА ПО СОЗДАНИЮ ГЕРБА СЕМЬИ

Руководитель кружка начинает встречу с участниками с объяснения теории, необходимой для практической части занятия. Рассказу может предшествовать интерактивная беседа/опрос присутствующих о том, кто что знает про такие понятия, как «герб», «геральдика».

Гербы занимают в нашей жизни гораздо более важное место, чем может показаться на первый взгляд. Нет ни одного современного государства без своего герба. Гербы имеют муниципальные районы, города. Есть свои символы, фирменные знаки (по существу подобие гербов) у политических партий, университетов, спортивных команд и других организаций, обществ, клубов и т.д.

Когда речь заходит о гербах, вы должны знать, что это касается такой области знаний, как геральдика.

Геральдика (гербоведение) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Изучает не только внешний вид гербов, но и их символику, а также традиции и правила, которые определяют создание и использование этих символов.

Геральдика включает:
  • составление правил по созданию и прочтению гербовых изображений;
  • практическую работу по созданию новых гербов;
  • регистрацию и систематизацию геральдических знаков.
В последнее время интерес к геральдике все более возрастает.

В школах часто объявляют конкурсы на лучший герб школы или класса, на лучшую спортивную эмблему и пр. Дети, незнакомые с геральдикой, испытывают затруднения при выполнении подобных заданий. Давайте познакомимся поближе с этой наукой. Для каждого гражданина также очень важно знать герб своего государства, своего города.

Руководителю кружка необходимо подготовить презентацию со слайдами, на которых изображены гербы страны, её столицы и населённого пункта, где проходит занятие. При отсутствии экрана для демонстрации слайдов наглядный материал можно подготовить в распечатанном виде. Разговор о гербе России, гербе Москвы и гербах других субъектов и населённых пунктов не только расширит кругозор участников кружка, но и подготовит к практической части занятия.

Государственный герб Российской Федерации — это четырёхугольный красный геральдический щит с закруглёнными нижними углами и заострённым краем по центру. На щите изображён золотой двуглавый орёл с поднятыми вверх крыльями, увенчанный двумя малыми коронами и одной большой.

Особенности изображения:
  • В правой лапе орёл держит скипетр, в левой — державу.
  • На груди орла расположен красный щит, внутри которого изображён серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь дракона.
Основные цвета: красный, золотой, синий, серебряный и чёрный. Допускается несколько вариантов изображения герба: многоцветный на геральдическом щите и без него, одноцветный на щите и без него, допустимы одноцветные тонированные варианты.

Для более детального разговора о государственном гербе (значение, структура и правила составления, предыстория двуглавого орла, история герба) рекомендуем учебное пособие Е.В. Пчелова «Российская государственная символика» (М.: ООО «Русское слово — учебник», 2023. Стр. 6–97) https://russkoe-slovo.ru/catalog/377/346922/

Кто знает, как выглядит герб столицы России? А что на нём изображено? 

На гербе Москвы изображён Святой Георгий Победоносец — всадник в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающий золотым копьём чёрного змия.

А почему именно Георгий Победоносец?

Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий, Георгий Победоносец считается защитником русского войска и покровителем княжеской семьи. А змий, которого поражает Георгий Победоносец, олицетворяет врага, страшного и злого.

Цветовая гамма герба (тёмно-красный щит с изображением Георгия Победоносца) отражает разные значения:
  • красный цвет — память воинов, оставшихся на поле битвы;
  • чёрный дракон — силы зла;
  • серебряный и золотой цвета амуниции и оружия Георгия — успех, превосходство над противником.
Для более детального разговора о гербе Москвы рекомендуем учебное пособие Е.В. Пчелова «Российская государственная символика (стр. 35–39) https://russkoe-slovo.ru/catalog/377/346922/

А какой герб у нашей области/края/города/посёлка?

После обсуждения элементов герба родного населённого пункта руководитель кружка может перейти к обсуждению герба семьи.

Традицию создавать семейный герб в культуру нашей страны привнёс Пётр I. В старину гербы могли иметь знатные и заслуженные семьи и роды. Гербы отражали их историю и традиции. Давайте попробуем создать герб своей семьи.

Основными элементами герба являются следующие: щит, геральдические и негеральдические фигуры (символы и их значения), геральдические цвета, девиз/слоган.

Формы щитов имеют свои условные наименования. Так, треугольная в основе своей форма именуется норманнской (в русской традиции — варяжской), овальная — итальянской, четырёхугольная, закруглённая внизу — испанской, четырёхугольная, заострённая внизу — французской, с вырезами по краям — германской (немецкой). Существовало и множество других форм щитов. Например, ромбическая форма щита указывала на то, что владельцем герба является дама. В русской геральдике чаще всего использовался щит французской формы (см. подробнее описание и иллюстрации в книге Е.В. Пчелова «Российская государственная символика» (стр. 10–15) https://russkoe-slovo.ru/catalog/377/346922/

Участникам кружка руководитель может предложить выбрать форму щита из подаренных издательством шаблонов щитов (следует заранее распечатать) или создать свою, ведь создание герба семьи – это творческая работа, которая предполагает получение не только новых знаний и навыков, но и удовольствия. Если итог этой работы понравится создателю и членам его семьи, значит, цель занятия достигнута.

Поскольку ранее проведённая беседа о гербе страны, столицы и родного населённого пункта касалась темы геральдических и негеральдических фигур, участники кружка уже готовы обсудить те символы, которые могли бы стать элементами семейного герба, и их значения. «Моя родословная книга» подскажет источники вдохновения (стр. 40–41).

Рассмотрим пример, как можно обосновать наличие тех или иных фигур/символов на щите герба. Например, герб семьи из пяти человек (мама, папа, сын 17 лет, сын 10 лет и дочь 5 лет) может содержать следующие изображения:
  • солнце – семья живет в Солнечногорске;
  • дуб – мама с папой познакомились в деревне Дубки;
  • берёза – в посёлке Берёзки семья строит дом;
  • скрещённые рапиры – увлечение старшего сына фехтованием;
  • футбольный мяч – увлечение младшего сына футболом;
  • обруч – увлечение дочери художественной гимнастикой.
Руководитель кружка может схематично составить пример композиции в презентации / на доске / бумаге.

Таким образом, в качестве подсказок для выбора символов у нас могут быть разные семейные события, профессии и увлечения членов семьи, привычки и традиции, а может быть, даже семейные шутки, не стоит забывать и про домашних питомцев.

Попробуйте составить список из 3–5 символов, которые отразят особенности вашей семьи.
Необходимо выделить время для подбора фигур и разработки композиции символов на щите на занятии или дать соответствующее домашнее задание.

Разговор о геральдических цветах также может быть чрезвычайно увлекательным. Часть материала можно почерпнуть из издания Е.В. Пчелова «Российская государственная символика (стр. 11–12) https://russkoe-slovo.ru/catalog/377/346922/.

О значении распространенных геральдических цветов нетрудно догадаться:
  • золото, серебро – успех, богатство, мудрость;
  • красный – мужество, отвага, смелость;
  • синий – верность, истина;
  • зелёный – надежда, рост, изобилие;
  • жёлтый – щедрость.
Подумайте, какие цвета больше других подходят к гербу вашей семьи.

Герб нередко украшали девизом. Можно для простоты понимания сравнить девиз/слоган со статусом в социальной сети. Но когда мы говорим не о личном умонастроении и позиции, а о целой семье, то под девизом следует понимать выражение убеждений и жизненной позиции своего рода. Как одной фразой охарактеризовать вашу семью? Например, девизом рода Льва Толстого стала фраза «Преданностью и усердием».

Какие ещё девизы существуют?

«Где любовь и совет, там горя нет», «Пока мы вместе, мы непобедимы», «Крепка семья – крепка держава», «Умом и трудом», «К свету и правде», «В большой семье клювом не щелкают», «Счастливы вместе» и т.д.

Ведущий предлагает вспомнить девизы известных литературных героев. Например, девиз трёх мушкетеров («Один за всех и все за одного») или Винни Пуха («Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро»).

Подумайте, что самое главное в вашей семье? Чтобы найти ответ, можно вспомнить:
  • что ценится в семье (порядок, спорт, песни, юмор, конкретные праздники и т.д.);
  • что объединяет членов семьи;
  • за что хвалят члены семьи друг друга;
  • в каких ситуациях члены семьи испытывают гордость друг за друга и т.д.
Обычно девиз вписывают в герб (либо в щит, либо в ленту под щитом).

Итогом мастер-класса должен стать разработанный герб семьи, который участники кружка могут представить на следующем занятии. Можно провести занятие в формате конференции, на которой каждый участник расскажет о своей работе, о том, почему были выбраны определённые символы, цвета, что вызывало наибольшие трудности. Руководитель кружка может резюмировать достигнутые результаты беседой о том, помогла ли разработка герба лучше узнать и понять свою семью. По итогам мастер-класса можно организовать выставку в библиотечном пространстве, где экспонатами станут гербы семей, оформленные в рамки, с кратким описанием.

P.S. Не забудьте сделать побольше фотографий участников кружка на всех этапах мастер-класса – такой контент украсит и сайт, и социальные сети библиотеки.

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ ПРАКТИКИ


ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЯ «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»


ПРИМЕРЫ СЕМЕЙНЫХ ПРОЕКТОВ


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Вернуться к списку
Все вебинары
Мы используем cookies для улучшения работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и обработкой персональных данных.
Принять