КРУЖОК ПО ИЗУЧЕНИЮ РОДОСЛОВНОЙ «МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОРИИ СТРАНЫ»
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку
23.09.2025
КРУЖОК ПО ИЗУЧЕНИЮ РОДОСЛОВНОЙ «МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОРИИ СТРАНЫ»
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Участникам кружка предлагается совершить увлекательное путешествие в прошлое своей семьи и страны: соотнести биографии старших родственников со знаменательными событиями в истории России, узнать, как правильно составить генеалогическое древо, как оформить домашний архив, чтобы сохранить для будущих поколений семейные реликвии, и даже попробовать создать герб своей семьи. Кружок, курируемый библиотекарем, объединит детей и взрослых, желающих укрепить семейные традиции и узнать больше об истории своей Родины.

УНИКАЛЬНОСТЬ
Библиотечная практика данного вида уникальна тем, что фактически членами кружка становится семья каждого его участника. Предлагаемый кружок является образовательным патриотическим, а самое главное семейным проектом, курируемым руководителем (сотрудником библиотеки – библиотекарем, педагогом-библиотекарем, педагогом).
Практика способствует укреплению семейных межпоколенческих связей, зарождая интерес детей к жизненному пути старших членов семьи, стимулируя общение и развитие крепких доверительных отношений, формируя потребность в заботе о членах семьи, особенно пожилых. 

АКТУАЛЬНОСТЬ, ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Обращение к историческим событиям в семье и стране сегодня актуально как для государственных институтов, так и для отдельной семьи и каждого гражданина. Знание истории своей семьи и страны – это не только дань моде, но и способ самопознания для принятия осознанных решений в будущем. Социальную значимость предлагаемого кружка трудно переоценить, т.к. она раскрывается в широком диапазоне от профилактики девиантного поведения подростка до воспитания ответственного гражданина и патриота.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
7+

КНИГА ДЛЯ ПРАКТИКИ
Кочегаров К.А., «Моя родословная книга» (Москва: Русское слово — учебник, 2025)

ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ


ПОДАРОК ДЛЯ БИБЛИОТЕК ПРИ ПОКУПКЕ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ПРАКТИКИ
Шаблоны и изображения для создания семейного герба в технике аппликации (в pdf-формате).

ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
Мультиформатные/разноформатные занятия (лекции, мастер-классы, доклады, выставки, концерты, конкурсы и т.д.) в течение учебного/календарного года.

ЦЕЛЬ
Воспитание гражданского патриотического сознания у участников кружка посредством формирования устойчивого интереса к прошлому своей семьи и истории страны.

ЗАДАЧИ:
- познакомить участников кружка с основной терминологией науки «генеалогия»;

- дать представление об основах исследовательской деятельности: доступные источники информации, методы сбора и хранения информации;

- рассказать о необходимости анализа прошлого и побеседовать о причинно-следственных связях между событиями из жизни родственников и истории страны;

- способствовать развитию основ читательской/функциональной грамотности посредством погружения в сплошные и несплошные тексты (например, трудовая книжка деда и т.д.);

- познакомить с основами композиции и научить передавать смыслы посредством визуального ряда (на примере разработки герба семьи);

- сформировать потребность иметь собственные ответы на вопросы: что такое семья, что объединяет членов одной семьи,  что значат слова дом, семья, Родина.

РЕЗУЛЬТАТ
Результат, достигаемый функционированием кружка, многогранен: разнообразие образовательно-педагогических мероприятий библиотеки, воспитание настоящего гражданина своей страны, который способен принимать осознанные поступки исходя из своей гражданской позиции и патриотических чувств, сплочение семьи и поддержка традиционных ценностей.

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ/ОБОРУДОВАНИЕ
Достаточное количество книг для функционирования кружка, столы и стулья для комфортного проведения занятий, экран для демонстрации презентаций, принтер и бумага для печати материалов мастер-классов, ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, ручки, фломастеры, пространство для проведения выставок/концертов.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ (ТЕМЫ/ВИДЫ/ТИПЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА РАБОТЫ КРУЖКА)

  • Почему нужно знать историю своей семьи? (см. «Мою родословную книгу», стр. 3–4).

  • Что изучает генеалогия? Знакомимся с основными терминами: родословие, род, предки, потомки. Беседа о том, откуда берутся фамилии и как они передаются, что такое отчество, каковы значения имён (с. 9–13).

  • Доклады участников кружка о значении их имён, а также имён родных и друзей (с. 9).

  • Семейное древо: что это такое, как его составить, как не запутаться в процессе, какая информация необходима и как её получить (стр. 6–7, 23, 29, 31, 37).

  • Сбор информации о предках: коммуникация с живыми родственниками, работа с домашним архивом документов и фотоальбомами, поиск информации в Интернете (стр. 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38).

  • Создание семейного музея с каталогом (стр. 23).

  • Составление семейного архива с описью (стр. 29, 31).

  • Презентация участниками кружка каталогов семейных музеев и описей архивов.

  • Организация выставок семейных реликвий, связанных с каким-либо событием в стране.

  • Составление семейной географической карты (стр. 42–43) и её презентация.

  • Почему нужно знать историю своей семьи? (см. «Мою родословную книгу», стр. 3–4).

  • Что изучает генеалогия? Знакомимся с основными терминами: родословие, род, предки, потомки. Беседа о том, откуда берутся фамилии и как они передаются, что такое отчество, каковы значения имён (с. 9–13).

  • Доклады участников кружка о значении их имён, а также имён родных и друзей (с. 9).

  • Семейное древо: что это такое, как его составить, как не запутаться в процессе, какая информация необходима и как её получить (стр. 6–7, 23, 29, 31, 37).

  • Сбор информации о предках: коммуникация с живыми родственниками, работа с домашним архивом документов и фотоальбомами, поиск информации в Интернете (стр. 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38).

  • Создание семейного музея с каталогом (стр. 23).

  • Составление семейного архива с описью (стр. 29, 31).

  • Презентация участниками кружка каталогов семейных музеев и описей архивов.

  • Организация выставок семейных реликвий, связанных с каким-либо событием в стране.

  • Составление семейной географической карты (стр. 42–43) и её презентация.

  • Дневник семейных праздников: какие праздники самые главные/любимые и почему, в чём заключается подготовка к празднику, как он отмечается (стр. 21, 25, 27).

  • Роль семьи в истории страны (стр. 15, 25, 33, 35). Изучение вклада предков в Победу в Великой Отечественной войне, в народное хозяйство, науку, спорт и пр. По результатам исследования каждый участник оформляет реферат/доклад/презентацию, чтобы поделиться найденной информацией с другими участниками кружка и почувствовать гордость за представителей старших поколений своей семьи.

  • Любимые песни нашей семьи: разговор о типах песен, о роли песни в жизни человека, о музыке в семье. Концерт с приглашением членов семьи участников кружка.

  • Кулинарные традиции семьи (стр. 19). Подготовка книги/презентации фамильных рецептов.

  • Правила твоей семьи: права и обязанности, ответственность и санкции, традиции и привычки (стр. 39).

  • Хобби членов семьи: кто чем увлечен и почему?

  • Семейный герб: основные понятия геральдики, у кого бывает герб, когда семейные гербы появились в нашей стране. Мастер-класс по созданию герба семьи. Выставка семейных гербов участников кружка (стр. 40–41).

  • Письмо потомкам – письмо из прошлого. Правила оформления писем. Пишем письмо потомкам, определяем дату его вскрытия (стр. 44–45).

  • Конференция юных генеалогов «История семьи – история моей Родины» с тематическими докладами по результатам работы в кружке.
ФОТОГАЛЕРЕЯ
 

ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА ПО СОЗДАНИЮ ГЕРБА СЕМЬИ


ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ ПРАКТИКИ


ПРИМЕРЫ СЕМЕЙНЫХ ПРОЕКТОВ

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Вернуться к списку
Все вебинары