ШКОЛА ЮНОГО БИОГРАФА
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку
ШКОЛА ЮНОГО БИОГРАФА
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Люди, чьи жизнеописания мы прочли, влияют на нас из глубины времён. Мы берём их как пример для подражания, учитываем их опыт... Детей биографии способны впечатлить ещё сильнее! На занятиях юные читатели познакомятся с жанром биографии на примере книг о выдающихся людях нашей страны. Они научатся основам биографических исследований, попробуют писать биографии и, вдохновившись историями великих людей, наметят свой путь к успеху.

УНИКАЛЬНОСТЬ
Эта библиотечная практика, основанная на книгах серии «Горжусь своей историей», позволит юным читателям не только узнать о жизни великих людей, но и задуматься о своём жизненном пути, целях и планах на будущее.

АКТУАЛЬНОСТЬ, ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Книги серии призваны познакомить дошкольников и младших школьников с настоящими героями, создать яркие, понятные, запоминающиеся образы реальных людей, которые не сразу с рождения были великими, а прошли долгий и непростой путь к успеху и признанию. Поэтому каждая книга серии – это не только рассказ о конкретном человеке и его свершениях. Это создание позитивной жизненной установки через диалог, через понятный ребёнку эмпирический опыт, через доступные его восприятию формы повествования.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
6+

КНИГИ ДЛЯ ПРАКТИКИ
Серия «Горжусь своей историей»
  1. И.Г. Громовик, «Юрий Никулин»;
  2. Н.Г. Петрова, «Георгий Жуков»;
  3. Екатерина Банникова, «Николай Пржевальский»;
  4. К.А. Кочегаров, «Минин и Пожарский»;
  5. Е.А. Роженцева, «Николай Пирогов»;
  6. К.А. Кочегаров, «Пётр Великий»;
  7. А.В. Фёдоров, «Михаил Ломоносов»;
  8. И.Л. Чайка, «Дмитрий Менделеев»;
  9. А.В. Фёдоров, «Александр Пушкин»;
  10. С.Н. Михайловская, «Иван Мичурин».

ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГ

ПОДАРОК ДЛЯ БИБЛИОТЕК ПРИ ПОКУПКЕ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ПРАКТИКИ
Викторина «Проверь себя: что ты знаешь о великих людях?» (в pdf-формате).

ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
Разноформатные занятия (лекции, мастер-классы, доклады, выставки, конкурсы и т.д.) в течение учебного/календарного года, которые рекомендуется заложить в концепцию 12 «жизненных уроков».

ЦЕЛЬ
Дать юным читателям позитивные жизненные установки на примере биографий великих людей.

ЗАДАЧИ:
– рассказать о жанрах «биография», «автобиография»;
– познакомить с биографиями великих людей;
– привить основы исследовательской и проектной работы;
– создать предпосылки развития коммуникационных навыков и ораторского мастерства;
– научить составлять собственную биографию и описывать жизненный путь родных и близких.

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ/ОБОРУДОВАНИЕ
Достаточное для функционирования кружка количество рекомендованных книг, столы и стулья по количеству учеников школы юного биографа, альбомы для дневника исследователя биографий, ручки, цветные карандаши.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ (ТЕМЫ/ВИДЫ/ТИПЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА РАБОТЫ КРУЖКА)
Библиотечная практика включает 12 «жизненных уроков»: 10 уроков отводятся для знакомства с биографиями героев книг: Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Петра Великого, Михаила Ломоносова, Александра Пушкина, Николая Пирогова, Дмитрия Менделеева, Ивана Мичурина, Николая Пржевальского, Георгия Жукова, Юрия Никулина). Один урок – для знакомства с жанром биографии и один урок – для викторины и написания собственной биографии или биографии кого-то из близких.

Чтобы биографии великих людей надолго остались в памяти юных читателей, мы предлагаем каждому из них завести специальный дневник. В качестве основы для дневника подойдёт обычный альбом для рисования, в котором должно быть не менее 12 листов формата А4. Каждый разворот альбома (2 страницы) отводится на работу с одной прочитанной книгой и может включать следующие пункты:

– Ф.И.О. и годы жизни героя книги;
– ответы на ключевые вопросы по биографии (см. пример ниже); 
– рисунок по мотивам биографии;
– вывод, сделанный после ознакомления с биографией.

Каждый жизненный урок может включать несколько встреч, т.к. для его усвоения может потребоваться не только прочитать книгу, обсудить биографию, заполнить дневник и выступить с докладом, но и, возможно, провести химический опыт (при изучении биографии Д.И. Менделеева), устроить огород на подоконнике (после прочтения книги о И.В. Мичурине), составить маршрут похода (при беседе о Н.М. Пржевальском). Проведение подобных практических занятий, мастер-классов позволяет вносить разнообразие в план мероприятий библиотеки.

ФОТОГАЛЕРЕЯ


ПРИМЕРНЫЕ СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ «ШКОЛЫ ЮНОГО БИОГРАФА»

1-й жизненный урок. Как работают биографы?
Биография – это жизнеописание. Этот жанр уходит корнями в Античность («Сравнительные жизнеописания» Плутарха) и развивается в течение многих веков, не теряя значения и в современности (популярная серия книг «Жизнь замечательных людей»).

Биографы работают с большим количеством материала, который собирают по крупицам. Это архивные документы, дневники, письма, воспоминания современников, опубликованные литературные произведения… Это часто настоящие рукописи (например, самого Александра Сергеевича Пушкина с его рисунками на полях). Это ещё и вдумчивая расшифровка чужого почерка. Это работа с архивами множества музеев и библиотек. Это воссоздание не только жизни одного человека, но и целой эпохи, без представления о которой образ человека будет незавершённым. Хотите опробовать и себя в этой стихии? Тогда запомните кредо большинства биографов: говорить правду. В поисках правды исследователь сверяет большое количество источников. И из огромного моря информации, из многообразия часто противоречивых суждений необходимо вычленить то, о чём можно сказать с уверенностью. Нужно приложить все усилия, чтобы создать целостный образ великого человека, у которого были родные и любимые, друзья и приятели, были музы, были недруги…

Жизненные пути великих людей очень разнообразны. Отличаются и книги, написанные о них. Но за каждой книгой – кропотливая работа тех, кто верит в величие человека, кто чувствует хрупкость чужой судьбы, кто находит способ преодолеть сопротивление времени и прикоснуться к далёкой эпохе, стать свидетелем жизни тех, кто её творил.

2-й жизненный урок. Георгий Жуков
Вопросы для обсуждения и фиксации в альбоме исследователя.
Ответы на страницах книги «Георгий Жуков» [2].
– Где родился Г.К. Жуков? Как жила его семья? (с. 5 )
– Любил ли он книги и чтение? Почему важно читать книги? (с. 11)
– Какой профессии обучился в юности? (с. 11)
– В какой род войск попал Жуков после начала Первой мировой войны? (с. 14)
– Были у него награды? За что он их получил? (с. 20)
– В каком возрасте Жуков стал командиром полка? О чём это говорит? (с. 24)
– В ходе какого сражения впервые проявил талант полководца? (с. 33)
– В какой должности был в начале Великой Отечественной войны? (с. 42)
– Выезжал ли на фронт? (с. 46)
– Какое событие Великой Отечественной войны более всего ему запомнилось? (с. 61)
– Каким фронтом командовал при штурме Берлина? (с. 101)
– Всегда ли ему сопутствовал успех? (с. 106)
– Умел ли Жуков признавать свои ошибки? (с. 103)

3-й жизненный урок. Иван Мичурин
Вопросы для обсуждения и фиксации в альбоме исследователя.
Ответы на страницах книги «Иван Мичурин» [10].
– Какой город был переименован в Мичуринск? (с. 4)
– В каком возрасте юный Иван Мичурин заинтересовался огородом? (с. 9)
– Что такое прививка как садоводческий приём? (с. 13)
– Как помогло Ивану Мичурину умение ремонтировать часы? (с. 25)
– Какая мечта была заветной у Мичурина? (с. 28)
– Кто такой селекционер? (с. 31)
– Какие гибридные растения смог вывести Мичурин? (с. 45, 50, 51, 54, 55, 75).
– Согласился ли Иван Мичурин переехать в Америку? Почему? (с. 67)
– Кого называют мичуринцем? (с. 78)

4–11-й жизненные уроки
Каждый из них будет основан на книге серии «Горжусь своей историей». Ключевые вопросы вы можете придумать сами. Или обратитесь к нам, и мы поможем вам в этом!

12-й жизненный урок. Викторина и собственная биография
В ходе заключительного урока мы предлагаем провести викторину (её библиотека получает в подарок при покупке серии книг для практики), а также предложить детям попробовать написать собственную биографию (не страшно, что она будет не слишком объёмной) или биографию кого-то из старших родственников.


ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ МАСТЕР-КЛАССА К ДНЮ РОЖДЕНИЯ ИВАНА МИЧУРИНА «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ»

Ведущий приветствует детей и начинает беседу.
Здравствуйте, дети! Сегодня мы узнаем много интересного об одном выдающемся человеке и даже посадим растение, за ростом которого вы будете наблюдать дома, ведь наш мастер-класс называется «Огород на подоконнике». А яркие познавательные книги нам помогут!

О МИЧУРИНЕ
Дети, а вы знаете великих людей нашей страны, которые что-нибудь изобретали, летали в космос или были замечательными поэтами или музыкантами?
Ответы детей.

Как много вы знаете выдающихся людей!
А знакома ли вам фамилия Мичурин?
Ответы детей.

Я вам немного расскажу об этом уникальном человеке, а вы слушайте внимательно, после рассказа я будут задавать вам вопросы и за правильные ответы давать жетоны. Согласны?
Ребята! Иван Мичурин был очень известный учёный-селекционер!
Кто такой селекционер? Это специалист, который занимается выведением новых и улучшением существующих сортов растений или пород животных.
Кто-нибудь из вас пробовал, например, ежемалину или ягоду дюк (похожую то ли на вишню, то ли на черешню)? А жёлтые арбузы? Все эти вкусности – дело рук селекционеров!

Герой сегодняшнего рассказа Иван Мичурин родился 170 лет назад в маленьком городке Козлов в Тамбовской области. Родители Вани были небогатыми людьми и, чтобы прокормить себя, занимались садоводством.

Ваня с детства смотрел, как родители ухаживают за растениями, и очень полюбил это дело. Он с детства мечтал быть садоводом и выращивать плодовые деревья! У Вани очень рано умерла мама, и отец в силу своей бедности не мог заплатить за учебу в гимназии, поэтому, когда Ваня вырос, он устроился работать на железнодорожную станцию. Но по-прежнему мечтал быть садоводом. Он много работал и копил деньги, чтобы купить сад, саженцы и семена растений. Сначала он увлекался улучшением цветочных сортов, а потом смог скрещивать между собой плодовые деревья и выводить новые сорта вишни, груш, яблонь. Так он стал не просто садоводом, а селекционером! Он начал вести садовые дневники, в которых описывал свои эксперименты!

Сорта Мичурина очень полюбились людям за устойчивость к морозу и болезням и, конечно же, за вкусовые качества плодов. Однажды Мичурина даже пригласили в Москву на ВДНХ, где его наградили высшей премией. Он стал очень известным человеком! И многие любители выращивать растения хотели быть похожими на него. Спустя много лет город, в котором родился Иван Мичурин, назвали в его честь Мичуринском.

ВИКТОРИНА
Ведущий объясняет детям правила викторины.
Я задаю вопрос, кто знает ответ – поднимает руку, за правильный ответ я даю жетон!

1. Назовите имя и фамилию человека, о котором шла речь в моём рассказе.
2. Как назывался город, в котором родился Ваня.
3. Кем мечтал стать Ваня в детстве?
4. А кем стал?
5. Чем отличается садовод от селекционера?
6. Смог ли Ваня получить образование?
7. Где работал Иван Мичурин, чтобы заработать на первый сад?
8. Как назвался документ, куда Мичурин записывал свои эксперименты?
9. Какое новое название получил город, в котором родился Иван Мичурин?
10. За что благодарили Мичурина канадские садоводы?

Ответ на последний вопрос не был озвучен, ведь у нас мало времени, но об этом и многом другом (например, о том, кем ещё работал Мичурин, как смог обучиться всему, как добился мировой славы, как звали его жену и сколько было у него детей) можно прочитать в книге «Иван Мичурин» из серии «Горжусь своей историей».

Ребята, вам понравилась история про Мичурина? Сегодня мы предлагаем вам тоже испытать удовольствие от выращивания растений. И кстати, так же, как и Мичурин, мы заведём дневник, в котором будем отмечать этапы своего эксперимента.

А что мы будем сажать, нам подскажет другая наша книга – «Что растёт в саду и огороде».
Ведущий читает вслух стих.

В землю спрятал очень ловко
Он съедобную головку.
Впрочем, перья, что снаружи,
Тоже могут скрасить ужин.

Догадались? Верно! Мы будем сажать лук! Но сначала давайте поиграем.

РАЗМИНКА
Ведущий объясняет правила подвижной игры «Грядка лука».
Встаньте вокруг меня. Я огородник, а вы непослушные луковки. Я буду вас сажать на грядку, касаясь за плечо. Вы присаживаетесь, а как только я отворачиваюсь и начинаю сажать следующую головку лука, вы выпрыгиваете из лунки, а я снова должна вас посадить.
Дети играют, по окончании игры ведущий приглашает их снова занять места за столами.

САЖАЕМ ЛУК
Для участников подготовлены луковицы, пластиковые стаканчики и ложечки, земля, вода для полива, влажные салфетки.

Ребята, давайте рассмотрим луковицу. Она одета в тонкие рубашечки. Как называется это одёжка? (Шелуха). У луковицы есть донце — это место, из которого будут расти корешки, луковицу будем сажать донцем вниз. Ребята, когда мы посадим луковицу, из неё начнут расти зелёные листочки, кто знает, как называются листочки лука? (Перья).

Сажать луковицу будем по инструкции.
1. Кладём в стаканчик землю до нарисованной линии, немного приминаем землю ложечкой, при необходимости добавляем земли.
2. Затем ложечкой аккуратно делаем лунку.
3. Сажаем луковицу в лунку.
4. По краю стаканчика ложечкой досыпаем земли, но полностью луковицу не засыпаем.
5. После этого надо полить лук.
6. Протираем руки салфеткой.
Дети сажают лук.

РАБОТА С ДНЕВНИКОМ НАБЛЮДЕНИЯ (скачать дневник)
Ведущий после посадки лука раздаёт участникам распечатанные дневники.
Ребята, давайте откроем дневник и рассмотрим его.

Сколько этапов у нас в дневнике?
Ответы детей.

Посмотрите, над каждым этапом есть место для занесения информации. В первой строчке указываем дату, а во второй строчке – день по счёту. Обратите внимание, для удобства внизу есть календарь на месяц и строчка с цифрами, чтобы вы могли считать дни.

Давайте с вами начнём вести дневник и отметим наши действия. Первый этап — это подготовка к посадке, его уже сделали за вас взрослые — купили лук, землю, стаканчики. Вам заполнять это не нужно.

Посмотрите, что нарисовано на втором этапе. Это посадка лука.
Над этапом, который мы выполнили, поставим цифру 1 — это означает первый день эксперимента. Можно рядом также написать дату.
Чтобы не сбиться со счёта, первый день в календаре закрасим — этот этап сделан, лук посажен.
Отмечайте в дневнике каждый день. Если ничего не произошло, зачёркивайте этот день.

Третий этапэто появление листиков лука (перьев). Когда вы заметите, что появились первые листочки (пёрышки), не зачёркивайте день в календаре, а закрасьте. Посмотрите, какой это день по счёту, и напишите соответствующую цифру над картинкой, обозначающей первое появление листочков, и так отмечайте дальше.
После того, как вы закончите эксперимент, посмотрите, сколько дней ушло на каждый этап.

ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ ПРАКТИКИ
ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Вернуться к списку
Все вебинары
Мы используем cookies для улучшения работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и обработкой персональных данных.
Принять