КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Участники клуба совершат путешествие во времени и погрузятся в разные эпохи. Формат встреч клуба может быть разнообразным. Начав с обсуждения исторического романа как жанра, можно двигаться дальше, анализируя созданные писателями образы и сравнивая персонажей с реальными личностями. Чтение по ролям, конкурс пересказов, викторины по произведениям… Встречи позволят не просто интересно провести время, но и всерьёз задуматься над тем, какие уроки можно извлечь из прошлого.

УНИКАЛЬНОСТЬ
Уникальной эту библиотечную практику делают произведения, которые легли в её основу. Все произведения, изданные в серии «Школьная историческая библиотека», написаны отечественными авторами и посвящены российской истории. Уникальность практики раскрывается и в предлагаемом формате работы с прочитанной книгой. Создание фанфика по ней позволит погрузиться в детали исторических событий и не упустить то, что обычно ускользает при простом чтении. На базе библиотеки можно создать фандом – объединение фанатов чтения исторических романов. Произведения серии «Школьная историческая библиотека» вместе с фанфиками, созданными членами клуба, послужат прекрасным инструментом для формирования интереса к истории России, развития мышления и творческого потенциала читателя.

АКТУАЛЬНОСТЬ, ВОСТРЕБОВАННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Как человек познаёт окружающий мир? Есть познание на уровне чувств, а есть рациональное познание. В дошкольном возрасте историческое познание эпизодично и строится на простых и понятных событиях, которые находят эмоциональный отклик у ребёнка (например, празднование День Победы). Это чувственное познание истории. В школьном возрасте начинается обширное знакомство с фактической стороной истории, и эмоциональные реакции отходят на второй, если не на третий план. Главной книгой – источником сведений по истории становится для школьника учебник. И это уже рациональное познание истории как науки. Оно, несомненно, необходимо. Но за фактами теряются эмоции, утрачивается чувственное восприятие. Именно исторический роман как жанр поможет «оживить» историю, вернуть чувства в процесс её познания.

Исторические литературные произведения будут также прекрасным тренажёром для мышления читателя: непросто, но интересно искать в романе границу между реальностью и вымыслом автора! А ещё сложнее логично продолжить авторское произведение (создать фанфик, что предлагается читателю в ходе реализации этой литературной практики). Всё это способствует развитию у читателя аналитического и критического мышления, позволяет воспитать гармонично развитую личность, которая умеет работать с любой информацией.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
12+

КНИГИ ДЛЯ ПРАКТИКИ
Серия «Школьная историческая библиотека»:
1. Г.П. Данилевский, «Потемкин на Дунае: исторические романы, рассказы»
2. А.К. Толстой, «Князь Серебряный: Повесть времен Иоанна Грозного»
3. М.Н. Загоскин, «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году: роман»
4. С.Т. Григорьев, «Александр Суворов. Историческая повесть»
5. И.И. Лажечников, «Ледяной дом: роман»
6. В.Г. Ян, «Батый: роман»
7. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка: роман»
8. В.Г. Ян, «Чингисхан: роман»
9. Г.П. Данилевский, «Сожженная Москва: исторический роман»
10. Ю.Н. Тынянов, «Смерть Вазир-Мухтара: роман»
11. А.Н. Толстой, «Петр Первый: роман: в 2-х томах (комплект)»
12. Л.Н. Толстой, «Хаджи-Мурат: повесть»
13. Е.А. Салиас, «Француз»
14. Ю.Н. Тынянов, «Кюхля: исторический роман»
15. В.Г. Ян, «К "последнему морю"»
16. Н.К. Чуковский, «Капитан Крузенштерн. Повесть»
17. С.Н. Сергеев-Ценский, «Синопский бой»
18. Л.Н. Толстой, «Севастопольские рассказы»
19. Ю.А. Крутогоров, «Куда ведет Нептун: историческая повесть»
20. Ю.Г. Качаев, «За лесными шеломами: повесть»
21. Б.В. Изюмский, «Ханский ярлык: историческая повесть»
22. Я.Г. Зимин, «Корабли надежды: историческая повесть»
23. Л.Г. Жданов, «Последний фаворит (Екатерина II и Зубов): роман-хроника» 
24. Г.Г. Куликов, «У Дона Великого на берегу: историческая повесть»
25. А.М. Волков, «Царьградская пленница: повесть»
26. А.М. Волков, «Зодчие: исторический роман»
27. М.А. Алданов. «Заговор: роман»
28. В.П. Авенариус, «Два регентства: исторические повести»
29. К.С. Бадигин, «Корсары Ивана Грозного: роман-хроника времен XVI века»

Серия «История в лицах»
30.  Ю.В. Кудрина, «Дневники императрицы Марии Фёдоровны. 1914–1920,1923» 
31. Ф.К. Гершельман, Д.И. Гурко, «Генералами рождаются. Воспоминания русских военачальников ХIХ–начала XX веков»
32. Л.В. Русева, «Златой Екатерины век»
33. А.А. Преображенский, Л.Е. Морозова, Н.Ф. Демидова, «Первые Романовы на российском престоле»
34. В.В. Каргалов, «Московские воеводы. XVI — XVII вв.»
35. Н.Г. Петрова, «Защитники земли Русской: исторические рассказы»
36. Ю.И. Фёдоров, «Поручает Россия: Дипломат Петровской эпохи Пётр Толстой: роман»
37. Ю.И. Фёдоров, «Розыск: Дороги и казематы тайного советника В.Н. Татищева: роман»
38. С. Рыбас, «Генерал Самсонов: роман. Переворот: историческая хроника: пьеса»
39. Л.Е. Морозова, «Московские великие князья»
40. Г.Л. Оболенский, «Император Павел I»

ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГ



ПОДАРОК ДЛЯ БИБЛИОТЕК ПРИ ПОКУПКЕ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ПРАКТИКИ
Годовые лицензии на видеолекции «Роман Л.Н. Толстого "Война и мир"» и «Роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка"», созданные в сотрудничестве с Литературным институтом имени А.М. Горького; викторина «Исторический роман: правда или вымысел?» (в pdf-формате).

ФОРМАТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ
Разноформатные занятия (лекции, мастер-классы, выступления, выставки, конкурсы и т.д.) в течение учебного/календарного года, которые рекомендуется заложить в концепцию ежемесячных заседаний клуба.

ЦЕЛЬ
Сформировать интерес к истории России через чтение художественной литературы и создание собственных произведений.

ЗАДАЧИ:
- познакомить читателей с особенностями исторического романа как жанра;
- начать формировать умение работать с информацией (отделять исторические факты в художественных произведениях от вымысла);
- помочь развить навык публичных выступлений и дискуссий;
- научить создавать собственные исторические художественные произведения (фанфики).

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ/ОБОРУДОВАНИЕ
Достаточное для функционирования кружка количество рекомендованных книг, столы и стулья по количеству участников клуба, экран, проектор, альбом участника клуба для фиксации этапов работы над литературным произведением и написания собственного произведения (фанфика), значки для участников клуба, отмечающие пройденный творческий путь.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ (ТЕМЫ/ВИДЫ/ТИПЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПЛАНА РАБОТЫ КРУЖКА)
Клуб любителей исторического романа — совершенно особенное сообщество в вашей библиотеке! Попасть в клуб непросто, остаться в нём ещё сложнее, ведь для этого надо читать, очень много читать, и ещё быть готовым создать своё историческое произведение! Приглашение в клуб можно получить только от председателя или действующего участника.

Клуб любителей исторического романа предполагает встречи (заседания клуба) один раз в месяц. Организационное заседание уместно посвятить рассмотрению исторического романа как особого жанра, а также поговорить о том, как пишутся фанфики.

Работа с одной книгой продолжается в течение трёх заседаний: на первом каждый участник клуба выбирает произведение по своему вкусу (выбор из книг для практики достаточно большой), на втором (после прочтения книги) происходит анализ произведения с точки зрения реальной истории и авторского вымысла, на третьем – презентация собственного фанфика по прочитанной книге.

Все этапы работы с выбранной книгой фиксируются в альбоме участника клуба: название произведения, анализ содержания на историчность (см. вопросы для анализа), фанфик по произведению. Кстати, анализировать произведение может помочь библиотечная практика «Литературная гостинная "ПроЧТЕНИЕ классики"» (https://русское-слово.рф/articles/post-827971/).

После успешного завершения полного цикла работы с первой выбранной книгой читателю вручается значок «Почётный участник клуба». После успешного завершения работы со второй книгой – значок «Эксперт клуба». После успешного завершения работы с третьей книгой – значок «Мастер клуба».


МАТЕРИАЛЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ЗАСЕДАНИЯ «КЛУБА ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА»

Об историческом романе

Исторический роман – разновидность романа, в котором действие разворачивается на фоне исторических событий. Этот литературный жанр, соединяющий художественный вымысел с документальной основой, зародился на рубеже XVIII–XIX веков. Классика исторического романа – произведения В. Скотта, а в России – М.Н. Загоскина, И.И. Лажечникова, А.Н. Толстого.

Исторические романы обладают следующими ключевыми особенностями.
  • Временной разрыв между автором и описываемыми событиями.
  • Историческая точность в сочетании в художественным вымыслом. Изображение исторических событий и деталей выбранной эпохи максимально достоверное, а вымышленные персонажи и их поступки органично вписаны в созданный автором мир.
  • Многообразие характеров. Система персонажей может включать как реальных исторических лиц, так и вымышленных героев, представителей разных социальных слоёв. Нередко реальные исторические деятели являются персонажами второго плана, а в центре внимания – судьбы простых людей (вымышленных героев).
  • Эпичность. В исторических романах часто изображаются переломные эпохи, революционные события, войны, влияющие на жизнь всего общества. Художественное повествование, как правило, сочетается с глубоким осмыслением прошлого.
  • Эмоциональное воздействие. Захватывающие сюжеты способны пробудить интерес читателей, особенно молодёжи, к изучению истории.
Как подготовиться к написанию исторического романа?

Создание исторического романа требует от автора глубокого погружения в выбранную эпоху. Пристальное внимание важно обратить на детали. Каким был уклад жизни людей того времени? Какими были одежда, архитектура, еда, ремёсла, оружие, деньги и т.д.? Чтобы создать реалистичный образ исторической эпохи, рекомендуется обратиться к архивным материалам, ознакомится с документами, письмами, воспоминаниями современников. Известно, что А.С. Пушкин, например, при написании «Капитанской дочки» работал в архивах и путешествовал по местам пугачёвского бунта. Непростая задача для автора – достоверно передать стиль речи персонажей и правильно использовать в тексте произведения историзмы и архаизмы.

Всё вместе это позволит автору создать в литературном произведении подлинную и красочную картину прошлого, способную привлечь читателя.

О фанфиках

Фанфики – сокращение от слова фанфикшен (fan fiction). Это фанатское творчество по мотивам любимых произведений. История фанфиков началась в 60-е годы прошлого века в среде любителей сериала «Звездный путь». Фанаты сериала решили продолжить историю так, как они её видели. На самом деле, додумывание, дополнение и продолжение прочитанных сюжетов читателями существует столько же, сколько и литература. Но есть чёткое различие между творчеством любителей и романами, поэмами, повестями, рассказами профессиональных писателей. Профессиональная авторская литература имеет собственную идею и самостоятельную мысль, а в фанфиках происходит развитие авторской мысли фанатами произведения, но при этом, фанфики по качеству изложения могут совершенно не уступать авторскому произведению. Конечно, фанфики это увлечение, хобби, не писательство в чистом виде, но они могут стать первым шагом к таковому. Чтобы стать профессиональным писателем, конечно, мало желания, нужны и умения, которые поможет приобрести ещё одна наша практика – «Школа литературного мастерства» (https://русское-слово.рф/articles/post-827964/)

Есть в фанфиках очевидная польза: они предполагают не просто чтение, а активное чтение – полное погружение в литературное произведение, анализ сюжета, персонажей, авторского замысла с целью максимально органично и последовательно продолжить авторский замысел в фанфике. Этот формат активного чтения помогает развивать воображение, учит работать с источниками информации, развивает писательские навыки, позволяет добиться одобрения окружающих. Увлеченные авторы фанфиков читают множество книг, ищут в интернете дополнительную информацию или даже отправляются в те места, где происходит действие истории, которую они решили продолжить. В приложении к особенностям исторического романа, работа над фанфиками поможет лучше, вплоть до деталей, познакомиться с историей России.

У фанфиков есть своя жанровая система, она отчасти совпадает с общепринятой, но есть нюансы, характерные именно для этой субкультуры:
  • экшен – динамичные истории о приключениях;
  • драма – истории об отношениях;
  • ангст – на первом плане историй – страдания, боль, переживания;
  • романс (романтика) – любовные истории с хорошим концом;
  • флафф – милые, абсолютно позитивные истории;
  • юмор – забавные истории, шутки.
Есть градация и по размерам фанфиков: драблы, мини, миди, макси. Драбл – небольшая зарисовка, мини – рассказ, миди – повесть, макси – роман.

Различаются фанфики и по творческим направлениям:
  • альтернативная вселенная (действие происходит не в мире канона исходного произведения, а в любых других обстоятельствах);
  • не в характере (персонаж совершает нетипичные для него действия);
  • истории от первого лица;
  • выход и возвращение в зону комфорта (один персонаж страдает, а второй приходит ему на помощь).
Не надо думать, что написанием фанфиков увлекаются только дети и подростки. Это не совсем так. Пишут фанфики люди любого возраста, социального и семейного положения, уровня образования. Объединяет их одно – любовь к произведениям, которая подталкивает их продолжить повествование на свой лад, поделиться своими фантазиями.
Читайте исторические романы, пишите фанфики – это увлекательно, полезно и, в конце концов, дарит эмоциональное удовольствие!

Примерные вопросы для анализа литературного произведения на историчность

Есть ли в произведении упоминание исторических событий?
Происходили ли события, описываемые в произведении, в реальности?
Где можно найти информацию об этих событиях?
Можем ли мы установить век, год, день, когда происходили эти события?
Соответствует ли время, когда происходили исторические события, времени, описываемому в литературном произведении?
Известны имена и фамилии реальных участников этих событий?
Среди героев литературного произведения есть реальные исторические персоны?
Совпадают ли их действия в литературном произведении и в реальности?
Условия быта, предметы и явления, имена героев соответствуют эпохе, описанной в литературном произведении?
Где можно найти информацию о деталях, соответствующих той эпохе, которая описывается в литературном произведении?
Упоминаются ли в литературном произведении памятники архитектуры, скульптуры, живописи?
Существовали ли эти памятники архитектуры, скульптуры, живописи в то время, о котором идёт речь в литературном произведении?


ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ ПРАКТИКИ


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
Вернуться к списку
Все вебинары
Мы используем cookies для улучшения работы сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookies и обработкой персональных данных.
Принять