1. ВОДА ВОКРУГ НАС Исследование «Вода прозрачная» Ход исследования. Поставьте перед детьми два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика поместите палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой палочка видна, а в стаканчике с молоком — нет. Пусть дети посмотрят друг на друга сначала через стаканчик с водой, а потом через стаканчик с молоком. Через какой из них что-нибудь видно? Вывод. Вода прозрачная, а молоко нет. Связь с повседневной жизнью. На прогулке или во время экскурсии исследуйте ближайший водоём или фонтан, чтобы выяснить, насколько прозрачна в них вода, живут ли в реках, озёрах, морях животные. Объясните детям, что вода в водоёмах прозрачная, поэтому животные, живущие в воде, могут видеть — у них есть глаза. Предложите детям подумать, что было бы, если бы речная вода оказалась непрозрачной. Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? Благодаря прозрачности воды учёные могут изучать подводный мир. Исследование «Есть ли у воды цвет?» Ход исследования. Растворите в прозрачных ёмкостях с водой акварельные краски или гуашь разного цвета. Налейте в одни стаканчики соки (апельсиновый, томатный), а в другие — водопроводную воду. Сравните жидкости по цвету. Пусть дети назовут цвет каждой из них. А какого цвета сама вода? Есть ли у неё цвет? Если дети скажут, что вода белая, растворите в отдельном стаканчике белую гуашь и предложите им сравнить полученный раствор с водой. Чем они отличаются? Молоко тоже белого цвета. Пусть ребята окрасят воду в чёрный, зелёный, коричневый, малиновый, лимонный цвета с помощью пакетиков чая. Какого цвета стала вода в разных стаканчиках? А какой она была сначала? Был ли у неё цвет? Вывод. У воды нет цвета. Она бесцветна. Связь с повседневной жизнью. Вода в реке, озере и даже аквариуме не всегда кажется прозрачной. Возьмите немного воды из ближайшего водоёма или из аквариума и дайте ей отстояться. Вода в маленьком объёме выглядит прозрачной, бесцветной, а на дне ёмкости со временем скапливаются кусочки грязи, мелкие водоросли и т.п.
Исследование «Есть ли у воды вкус?» Ход исследования. Предложите детям попробовать кипячёную воду через соломинку. Есть ли у неё вкус? Очень часто дети убеждённо отвечают, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения попробовать молоко или сок. Если и это их не убедит, пусть ещё раз попробуют воду. Постарайтесь доказать, что у воды нет вкуса. Вывод. У воды нет вкуса. Связь с повседневной жизнью. Дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду), что вода очень вкусная. У них формируется соответствующий стереотип — неверное с точки зрения свойств воды представление о её свойствах. Объясните, что когда человек очень хочет пить, он с удовольствием пьёт воду, а чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус солёная, потому что в ней много разных солей. Её человек не может пить. Исследование «Есть ли у воды запах?» Ход исследования. Поставьте перед детьми стаканчики с водой. Предложите им понюхать воду и ответить на вопрос, чем она пахнет. Перед началом опыта напомните, как правильно (безопасно) определять запахи различных веществ: не нужно низко наклоняться над ёмкостью, следует помахать рукой над стаканчиком. Тогда воздух поднимется к вашему носу, и вы почувствуете, как пахнет то, что находится внутри стаканчика. Выслушайте ответы детей и попросите их объяснить свои выводы. Как правило, дети начинают уверять, что вода очень приятно пахнет, и даже придумывают сравнения: «Пахнет лимоном», «Пахнет снегом» и т.п. Не разубеждайте их, а предложите понюхать воду ещё и ещё раз — до тех пор, пока они не поймут, что у воды запаха нет. Дайте подсказку: «Может быть, вода совсем не пахнет?» После того как дети убедятся в справедливости этого утверждения, сформулируйте вывод: «У воды нет запаха». Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. По этой же причине пахнет вода и в бассейне. Связь с повседневной жизнью. В природе практически не бывает чистой воды. Если есть возможность, сходите с детьми к реке, морю, озеру или другому водоёму и подышите на его берегу. Чем пахнет воздух в таком месте? Говорят, что у морей, рек, озёр есть свои запахи. Это действительно так, потому что в природной воде содержится много различных веществ. В водоёмах растут водоросли, обитают животные. Их запах и определяет «запах» водоёма.
2. ВОДА ВОКРУГ НАС Исследование «Лёд — это вода» Ход исследования. Если опыт проводится зимой, предложите детям во время прогулки выбрать понравившиеся сосульки. Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду (чтобы ребёнок наблюдал именно за своей сосулькой). Если опыт проводится в тёплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега. Дети следят за состоянием сосулек и кубиков льда в тёплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Вывод. Лёд — это твёрдая вода. Связь с повседневной жизнью. Весной становится тепло, лёд и снег тают, превращаются в воду. Исследование «Вода прозрачная» Ход исследования. Налейте в высокий прозрачный сосуд воду и убедитесь, что она прозрачная. Например, посмотрите через этот сосуд на какой-нибудь предмет. Поставьте ёмкость с водой в морозильную камеру. Исследуйте получившийся лёд: прозрачен ли он? Сравните два одинаковых сосуда: один со льдом, другой с водой. Через какой из них можно что-нибудь увидеть? Вывод. Вода прозрачная, а лёд — нет. Связь с повседневной жизнью. Летом в речке, озере и даже луже можно увидеть дно. Когда же они замерзают, то через тонкий слой льда дно можно ещё различить. Со временем слой становится толстым, и дно увидеть уже не удаётся. Исследование «Лёд в горячей воде» Ход исследования. Положите кубик льда или сосульку в небольшой стаканчик с достаточно горячей водой (но не кипятком) и наблюдайте за тем, что происходит. Следите за изменениями температуры воды и размеров кусочков льда. Вывод. Холодный лёд тает в горячей воде. Поэтому вода охлаждается. Когда лёд растает, вода окажется тёплой или прохладной. Связь с повседневной жизнью. В жару в напитки кладут кусочки льда, чтобы вода была прохладнее и лучше освежала. Исследование «Снег в банке» Ход исследования. Принесите в помещение немного снега и наполните им банку. Положите в снег термометр для воздуха и посмотрите,
возле какой цифры находится его столбик. Наблюдайте, что происходит со снегом и как меняется высота столбика. Вывод. Когда банка наполнена снегом, столбик термометра находится возле отметки «0» или ниже. По мере таяния снега столбик удерживается на отметке «0», а затем, по мере нагревания воды от комнатного тёплого воздуха, температура воды в банке повышается. Связь с повседневной жизнью. Подобным образом весной во время таяния снега и льда меняется температура воды в водоёмах. Исследование «Лёд легче воды» Ход исследования. Перед детьми стоят стаканчики с водой, на тарелочках лежат кусочки льда. Ребята высказывают свои предположения о том, что произойдёт, если поместить кубик льда в стаканчик с водой. (Он утонет, будет плавать, сразу растворится и т.п.) Выслушайте детей, а затем проведите опыт. Опустите в ёмкость с водой кусочки льда. Тонет лёд или плывёт? Оставьте лёд в стаканчиках и посмотрите, что с ним произойдёт. Вывод. Лёд легче воды, поэтому он не тонет. Со временем лёд в воде растает. Связь с повседневной жизнью. Поздней осенью, зимой и ранней весной понаблюдайте за замёрзшей рекой, озером, за кусочками льда в луже. Пусть дети выяснят, тонет лёд или нет. Весной лёд в водоёмах сначала держится на поверхности воды, затем в реках он плывёт по течению и со временем тает. Исследование «Ледоход» Ход исследования. Положите кусочки льда в широкую ёмкость, например в миску или контейнер. Пусть дети потрогают льдинки, рассмотрят их. Спросите ребят: «Льдинки лёгкие или тяжёлые? Что нужно сделать, чтобы они поплыли?» Пусть дети наклонят ёмкость и слегка подуют на воду. Что происходит со льдом? Вывод. Когда мы дуем на кусочки льда, они перемещаются, плывут. Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте с детьми за весенним ледоходом на реке, за тем, как передвигаются льдины. Послушайте ответы детей на вопросы: «Что помогает льдинам двигаться в реке? Что их “толкает”?» Пусть дети во время весенней прогулки наберут плоские лёгкие кусочки льда и опустят их в ручейки. Что происходит с льдинками? Почему они плывут? Сделайте вывод: в ручейке, как и в реке, есть течение. Весной лёд раскалывается на льдины, которые уносит течение.
3. ВОДА ВОКРУГ НАС Исследование «Пар — это вода» Ход исследования. Для того чтобы показать детям ещё одно состояние воды, возьмите термос с кипятком. Откройте его — пусть дети увидят пар. Но нужно ещё доказать, что пар — тоже вода. Поместите над паром стёклышко или зеркальце. На нём выступят капельки воды. Покажите их детям, дайте потрогать зеркальце пальчиком, чтобы они убедились в том, что пальчик стал влажным. Если зеркало достаточно большое, на нём можно что-нибудь нарисовать. Вывод. Пар — тоже вода. Связь с повседневной жизнью. За паром можно понаблюдать и дома, вместе с родителями, когда кипит чайник или варится суп на плите. Обратите внимание ребёнка на то, что пар приподнимает крышку кастрюли, а вода при кипении издаёт звуки — булькает. Когда мы моемся в ванной или в душе, там появляется пар, который оседает на зеркале. Мы тогда говорим, что зеркало запотело. На таком зеркале тоже можно что-нибудь нарисовать. При этом пальчик станет мокрым, потому что пар — это вода. Исследование «Что такое гейзер» Ход исследования. Создайте упрощённую модель гейзера. Возьмите бутылку газированной (минеральной) воды. Пусть каждый ребёнок по очереди потрясёт закрытую бутылку и взболтает в ней воду. Откройте бутылку. Вода вытекает по стенкам бутылки и «шипит». Вот так же и с пузырьками: из гейзера тоже вытекает вода, только очень горячая. Летом на траве можно обнаружить капельки воды — росу. Роса — тоже пар. Вывод. Гейзер — это природный фонтан очень горячей воды. Когда он бьёт из-под земли, появляются клубы пара. Связь с повседневной жизнью. В природе есть места, где из-под земли на поверхность выходят водяной пар и очень горячая вода. Такие горячие фонтаны называются гейзерами. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Спросите у детей, может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Оказывается, жильцов там очень мало, но они всё-таки есть, например некоторые водоросли. Люди используют тепло гейзеров для обогрева помещений и лечения.
Исследование «Вода может нагреваться» Ход исследования. Дайте детям потрогать холодную воду в металлической ёмкости. Как сделать так, чтобы вода нагрелась? Нагрейте воду (чтобы она стала тёплой) разными способами: на электроплитке, в электрическом чайнике и (если есть возможность) на открытом огне, например на спиртовой горелке. Организуйте длительные наблюдения: поставьте мисочки с холодной водой под лампу и на солнечное место на окне. Одну ёмкость с водой поместите в холодильник. Исследуйте, какой стала вода в стаканчиках. Для измерений можно использовать специальный термометр. Поставьте тёплую воду в холодильник и через некоторое время проверьте её температуру. Вывод. Вода может нагреваться и охлаждаться. Связь с повседневной жизнью. В морях, реках, прудах и озёрах в тёплое время года вода нагревается от лучей солнца и тёплого воздуха, поэтому мы можем купаться в этих водоёмах. Летом вода в лужах бывает тёплой, а весной и осенью — холодной. Исследование «Вода внутри нас» Ход исследования. Пусть дети подышат на зеркальце. Что с ним произошло? На зеркальце появились капельки воды. Это тоже водяной пар, который мы выдыхаем вместе с воздухом. Можно ли теперь увидеть своё отражение в зеркале? Нет, оно скрыто капельками воды. Зато теперь можно пальчиком нарисовать на зеркальце свой портрет. Вывод. Внутри человека есть вода. Связь с повседневной жизнью. Человек не может обходиться без воды, поэтому каждый день мы пьём воду, чай, сок, едим суп и т.п. Когда в морозную или просто холодную погоду человек выдыхает воздух, появляется облачко пара.
4. ВОДА ВОКРУГ НАС Исследование «Сила пара» Ход исследования. Возьмите небольшую лёгкую вертушку и подержите её над паром, выходящим из кипящего чайника. (В целях безопасности опыт проводит взрослый!) Обсудите с детьми, что происходит. Спросите их, почему вдруг лопасти вертушки начали вертеться? Вывод. Из чайника выходит пар, который толкает лопасти вертушки. Связь с повседневной жизнью. Объясните, что раньше силу водяного пара использовали в самых разнообразных машинах, например в паровозах. Именно поэтому появились слова «паровоз», «пароход». Покажите детям рисунки, фотографии с изображением старинных паровозов, пароходов. Исследование «Горячий пар и холодное блюдце» Ход исследования. Возьмите блюдце. Дайте детям его потрогать, чтобы они убедились, что оно сухое. Положите на блюдце снег или лёд и нагревайте его над паром чайника. Что происходит? Обсудите с детьми, откуда на донышке блюдца появляются капельки и почему их становится всё больше. Что происходит, когда воды становится много? (Капли начинают падать обратно в чайник.) Вывод. Горячий пар поднимается и встречается с холодным блюдцем. Капельки пара охлаждаются и становятся «обычными» капельками воды. Когда капелек скапливается много, над чайником «идёт дождик». Связь с повседневной жизнью. Пусть дети вспомнят, сколько луж появляется на территории детского сада после дождя. Что происходит, когда пригревает солнце? Благодаря лучам солнца капельки воды испаряются с поверхности луж, озёр, морей, с земли и растений. Они поднимаются вверх, собираются вместе и потом снова выпадают дождём на землю. Исследование «Вода жидкая» Ход исследования. Дайте детям два стаканчика — один с водой, другой пустой. Предложите им аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся ли вода? Почему так происходит? Выслушайте предположения ребят и сделайте вместе с ними вывод: «Вода жидкая, может течь». Для того чтобы дети лучше поняли, что означает слово «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким
и густым. Если кисель течёт и его можно перелить из стакана в стакан, мы говорим, что он... (дети определяют) жидкий. Если же мы не можем этого сделать, поскольку он не течёт, а вываливается кусками, мы говорим, что кисель... (ответ детей) густой. Поскольку вода жидкая и может течь, её называют жидкостью. Связь с повседневной жизнью. Понаблюдайте с детьми за тем, как бежит вода в ручейках после дождя, в реке, в фонтане, искусственном водопаде и водопроводном кране. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана, не падала бы в водопадах. Если есть возможность, сходите с детьми в научный музей, где можно проводить опыты с водой. Исследование «Что растворяется в воде?» Ход исследования. Возьмите два стаканчика с водой. Пусть в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Обсудите, что происходит. Растворился песок или нет? Теперь пусть возьмут другой стаканчик, насыплют в него ложечку сахарного песка и размешают. Что произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? (Подобные исследования можно провести с пакетиками чая, крупами, какао и любыми другими веществами.) Вывод. Одни вещества растворяются в воде, другие нет. Связь с повседневной жизнью. Во время чаепития напомните детям, что чай сладкий и коричневый (варианты — жёлтый, зелёный), и попросите объяснить почему. Мы размешали в горячей воде сахар и положили в неё пакетик с чаем. Сахар растворяется не только в чае, но и в какао, компоте, морсе. Если бы сахар не растворялся в воде, то людям пришлось бы пить несладкие напитки. Рассмотрите аквариум. На его дне лежит песок. Растворяется песок в воде или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? Если есть возможность, посетите реку, озеро или пруд, на дне которых лежит песок. Спросите ребят, что будет, если на дно реки насыпать сахарный песок.
5. ВОДА ВОКРУГ НАС Исследование «Все цвета радуги» Ход исследования. Предложите детям размешать в стаканчике с водой акварельную краску или гуашь. Желательно, чтобы у каждого ребёнка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды — все цвета радуги. Почему вода стала разноцветной? В ней растворилась краска. Затем попробуйте растворить в воде подсолнечное, оливковое или льняное масло и сделайте вывод о том, растворилось оно или нет. Если масло с водой встряхнуть, на некоторое время они перемешаются, но очень быстро масло образует отдельный слой в верхней части ёмкости, а вода останется внизу. Вывод. Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые нет. Связь с повседневной жизнью. Когда мы бросаем в пруд, реку, озеро мусор, он не растворяется, а остаётся в воде и мешает и людям, и водяным животным. Если в озеро попадают маслянистые вещества, они тоже не растворяются. Мы должны соблюдать определённые правила и ничего не бросать в водоёмы. Когда мы стираем вещи, пятна акварельной краски отстирываются даже в простой воде, а масляные пятна трудно отстирать даже в воде со стиральным порошком. Исследование «Волшебная банка» Ход исследования. Приготовьте для каждого ребёнка банку с плотно закрывающейся крышкой. Наполните ёмкости водой так, чтобы она не доставала до крышки. Заранее, незаметно для детей, нанесите на крышку изнутри цветную гуашь. (Этот опыт особенно нравится малышам.) Предложите детям потрясти банки с прозрачной водой. Через некоторое время вода становится цветной, так как гуашь растворяется в воде. Чем больше разных красок вы возьмёте, тем привлекательнее будет результат опыта. Можно подобрать для окрашивания воды краски всех цветов радуги. Вывод. Гуашь и акварельная краска растворяются в воде. Сначала вода была прозрачная, а потом стала цветной. Связь с повседневной жизнью. Когда дети рисуют, они берут немного краски или гуаши и растворяют её в воде. Вода при этом окрашивается. Исследование «Вода и мыло» Ход исследования. Поставьте перед детьми большую ёмкость с водой. Дайте каждому из них кусочек мыла. (Можно подобрать мыло
разной формы и цвета.) Спросите, для чего люди используют мыло. Возьмите в руки сухое мыло. Можно ли им натереть руки? А теперь опустите мыло в воду и снова выньте его. Почему мыло выскальзывает из рук? Оно стало скользким, так как его верхняя часть растворилась в воде. Что будет с мылом, если мы надолго оставим его в воде? Оно намокнет, раскиснет. Дети играют с мылом в воде, намыливают руки, не вынимая их из воды. Какой становится вода? (Белой, мутной.) Как можно назвать такую непрозрачную, почти белую воду? (Мыльная.) Можно ли из мыльной воды сделать пену? Дети плещутся в воде и создают пену. На поверхности воды появляются пузыри. Что находится внутри мыльного пузыря? Вывод. Вода становится белой, непрозрачной, потому что в ней растворяется мыло. В мыльной воде есть мыльные пузыри. Связь с повседневной жизнью. Мы моем руки с мылом благодаря тому, что оно растворяется в воде. Сухим мылом грязь с рук не отмоешь. Исследование «Температура воды» Ход исследования. Дайте детям стаканчики с водой разной температуры (горячую воду вы им уже показывали, когда изучали пар). Пусть ребята пальчиком попробуют воду и определят, какая самая холодная и самая тёплая. Если дети уже знакомы с принципом действия термометра, измеряйте вместе с ними температуру воды в разных стаканчиках с помощью этого оборудования. Вывод. Вода бывает тёплой, холодной, горячей. Учёные говорят, что у воды бывает разная температура. Связь с повседневной жизнью. Спросите детей, в любое ли время года можно купаться в реке или море. Почему весной и осенью в наших краях купаться уже нельзя? (Вода становится холодной.) А есть ли тёплые моря, в которых можно купаться и в это время года? Кто из ребят был на тёплом море? Расскажите, что в северных морях вода всегда холодная, даже летом. (Найдите и покажите детям на географической карте тёплые и холодные моря.) Подчеркните, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода разной температуры: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие — только в холодной. Попросите детей представить, что они рыбки. Какую воду они бы выбрали — тёплую или холодную? Где больше разных растений и животных — в тёплых морях или холодных? В холодных морях и реках живёт меньше разных животных. Зато в холодной воде больше растворённого воздуха. Важно, чтобы ребята поняли, что в водоёмах вода бывает разной температуры, а значит, в них обитают разные растения и животные.
RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0