разной формы и цвета.) Спросите, для чего люди используют мыло. Возьмите в руки сухое мыло. Можно ли им натереть руки? А теперь опустите мыло в воду и снова выньте его. Почему мыло выскальзывает из рук? Оно стало скользким, так как его верхняя часть растворилась в воде. Что будет с мылом, если мы надолго оставим его в воде? Оно намокнет, раскиснет. Дети играют с мылом в воде, намыливают руки, не вынимая их из воды. Какой становится вода? (Белой, мутной.) Как можно назвать такую непрозрачную, почти белую воду? (Мыльная.) Можно ли из мыльной воды сделать пену? Дети плещутся в воде и создают пену. На поверхности воды появляются пузыри. Что находится внутри мыльного пузыря? Вывод. Вода становится белой, непрозрачной, потому что в ней растворяется мыло. В мыльной воде есть мыльные пузыри. Связь с повседневной жизнью. Мы моем руки с мылом благодаря тому, что оно растворяется в воде. Сухим мылом грязь с рук не отмоешь. Исследование «Температура воды» Ход исследования. Дайте детям стаканчики с водой разной температуры (горячую воду вы им уже показывали, когда изучали пар). Пусть ребята пальчиком попробуют воду и определят, какая самая холодная и самая тёплая. Если дети уже знакомы с принципом действия термометра, измеряйте вместе с ними температуру воды в разных стаканчиках с помощью этого оборудования. Вывод. Вода бывает тёплой, холодной, горячей. Учёные говорят, что у воды бывает разная температура. Связь с повседневной жизнью. Спросите детей, в любое ли время года можно купаться в реке или море. Почему весной и осенью в наших краях купаться уже нельзя? (Вода становится холодной.) А есть ли тёплые моря, в которых можно купаться и в это время года? Кто из ребят был на тёплом море? Расскажите, что в северных морях вода всегда холодная, даже летом. (Найдите и покажите детям на географической карте тёплые и холодные моря.) Подчеркните, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода разной температуры: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие — только в холодной. Попросите детей представить, что они рыбки. Какую воду они бы выбрали — тёплую или холодную? Где больше разных растений и животных — в тёплых морях или холодных? В холодных морях и реках живёт меньше разных животных. Зато в холодной воде больше растворённого воздуха. Важно, чтобы ребята поняли, что в водоёмах вода бывает разной температуры, а значит, в них обитают разные растения и животные.
RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0