1. ОБОРУДОВАНИЕ СВОИМИ РУКАМИ Оборудование для исследований можно сделать и своими руками, используя бросовый материал. Нередко в этом педагогам помогают все члены семьи воспитанников, особенно папы и дедушки. Ящик ощущений Дети очень любят играть с ящиком ощущений, который всегда таит в себе сюрприз. С ящика ощущений можно начинать любое исследование. Например, если дети проводят опыты с камнями, воспитатель заранее кладёт в ящик один или несколько камней. В начале занятия педагог сообщает, что сегодня юные учёные будут изучать новые объекты природы, образцы которых находятся внутри ящика. Дети на ощупь определяют содержимое ящика ощущений. Ребята могут заниматься с ящиком ощущений и самостоятельно. Возьмите коробку из-под обуви или посылочный ящик. Хорошо если крышка легко открывается — через неё вы будете помещать предметы в коробку. По бокам ящика проделайте два отверстия. Их диаметр должен позволять ребёнку засунуть руки внутрь. К каждому отверстию с внешней стороны прикрепите рукав от старой детской кофты или верхнюю часть старого носка. Помните, как раньше фотографы перематывали плёнку в темноте, засунув руки в рукава пальто или используя специальную конструкцию с «рукавами»? Нечто подобное получится и у вас. Ящик можно украсить разными наклейками (с изображением пейзажей, животных, растений) или обшить красивой тканью. Вариант оформления ящика ощущений выбирайте вместе с детьми. Волшебный мешочек Волшебный мешочек хорошо всем известен. Его тоже можно использовать во время исследований. Необязательно его покупать — многие товары сейчас продаются в красивых плотных мешочках, которые затем выбрасываются. Волшебный мешочек удобно брать с собой на прогулку. Дети на ощупь определяют, что лежит в мешочке. Секретная коробка Подберите коробку из-под обуви с круглым отверстием (или проделайте его сами). Благодаря этому отверстию можно заглянуть внутрь коробки. Сделайте такое же отверстие и на противоположной стороне коробки так, чтобы в неё попадал свет. Если по какой-либо
причине сделать два отверстия не получается, во время исследования приоткрывайте крышку коробки. У каждого ребёнка должна быть своя секретная коробка, которую он может по желанию разрисовать, прикрепить к ней наклейки и т.п. Во время наблюдений в природе дети собирают разные понравившиеся им или необычные природные материалы (камешки, ракушки, веточки, сухие листья). Самые ценные из них они кладут в секретную коробку. Опыт показывает, что ребята с удовольствием показывают друг другу свои «сокровища» и смотрят, что находится в коробках других детей. Рассмотрите вместе с ребятами содержимое коробок, обсудите, что именно и где они собрали, почему им понравился тот или иной камешек или веточка. У кого из ребят в секретных коробках оказались похожие предметы? А какой предмет только один? Макет пустыни Для моделирования процесса перемещения песка в пустыне под влиянием ветра сделайте специальное безопасное оборудование. Подойдёт, например, трёхлитровая банка с полиэтиленовой крышкой. В крышке проделайте отверстие, вставьте в него резиновый шланг. Банку переверните набок и насыпьте в неё чистый песок. Вместо трёхлитровой банки можно использовать большие пластиковые бутылки, проделав в их крышках отверстия. Через шланг вы будете создавать воздушные потоки в «пустыне», при этом песок не попадёт в глаза ребёнку. Один конец шланга опустите в ёмкость, второй — в пустую сухую литровую пластиковую бутылку (тоже через отверстие в крышке). Нажимая на маленькую пластиковую бутылку, вы сможете создавать в большой банке поток воздуха — он начнёт перемещать песок. Для проведения индивидуальных опытов можно приготовить на каждого ребёнка пластиковый стаканчик с крышкой, в отверстие которой вставляется трубочка для коктейля. Дождемер Это устройство для измерения количества осадков несложно сделать из больших пластиковых бутылок разного размера. Снимите пробки, разрежьте бутылку пополам, переверните её верхнюю часть горлышком вниз и вставьте в нижнюю половину. Вода будет стекать по стенкам ёмкости и скапливаться на дне. Заклейте острые края бутылки клейкой лентой. Можно нанести на стенки дождемера шкалу (цветные полоски для младших детей или же цифры — для старших). Дождемеры выставляют в разных местах территории детского сада во время дождя.
2. ОБОРУДОВАНИЕ СВОИМИ РУКАМИ Ловушки для почвенных животных Ловушки для почвенных животных также изготавливаются из пластиковых бутылок. Разрежьте бутылку пополам, обмотайте края её нижней части изолентой, пластырем. Можно делать ловушки из банок. Ловушку зарывают в неглубокую яму в наименее посещаемой территории детского сада так, чтобы её края находились вровень с поверхностью земли. (Если края ёмкости останутся над землёй, животные в неё не попадут. Если же зарыть ёмкость слишком глубоко, в неё насыплется земля.) Обязательно проверяйте ловушки после дождя: когда в них попадает вода, насекомые и дождевые черви гибнут. Рассмотрите в лаборатории всех, кто попал в вашу ловушку, сфотографируйте на память, а затем аккуратно всех выпустите в подходящем месте. Дом для дождевых червей Дом для дождевых червей — это аквариум или другая прозрачная ёмкость с почвой. В земле обязательно должны быть опавшие, перегнивающие листья — пища подземных обитателей. Ёмкость служит для организации наблюдений. Запустите в аквариум несколько дождевых червей. (Чем больше аквариум, тем многочисленнее его жители.) Через прозрачные стенки дети смогут наблюдать, как передвигаются эти существа, как перерабатывают остатки растений и делают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии. После проведения наблюдений ребята выпускают червей «на волю». Ёмкость для наблюдения за ростом растений Приготовьте стеклянную ёмкость (банку, аквариум), позволяющую наблюдать за ростом не только верхних частей растений, но и их корней. Можно также взять плоскую стеклянную ёмкость. Особенно интересно следить за ростом лука. Длинные корни образуются также у веточек тополя, которые нетрудно найти в городе весной, после обрезки деревьев. Сначала веточки нужно поставить в воду, а через некоторое время, когда появятся корни, высадить в ёмкость. Для удобства наблюдений сажайте растения поближе к стенкам банки — тогда часть корней всегда будет на виду.
Термометр Чтобы сделать термометр, вам понадобятся: небольшая бутылочка объёмом 50–100 мм (50–100 г воды), резиновая пробка и стеклянная трубочка. Вместо стеклянной трубки можно взять пустой прозрачный стержень от шариковой ручки. Проделайте в пробке дырочку. Наберите в трубочку немного подкрашенной воды. Воткните трубочку в пробку, которую вставьте в бутылку. Чтобы жидкость не выскочила в тот момент, когда вы вставляете пробку с трубочкой в бутылку, сначала вставьте пробку и только потом — трубку с капелькой (когда отверстие уже сделано). Нагрейте бутылку руками. Капелька воды должна подняться, но не выскочить. Оборудование для наблюдения за солнцем Подберите небольшую коробку размером приблизительно 30 × 30 × 60 см. Расположите коробку так, чтобы открытая сторона оказалась сбоку. Проделайте отверстия в её верхней части. Они должны быть такого размера, чтобы в них можно было вставить окуляры бинокля. Вырежьте картонный круг. Закрепите его с помощью клейкой ленты на одном из объективов бинокля. Поместите бинокль в коробку, чтобы его окуляры были направлены вниз. С помощью клейкой ленты закрепите его в таком положении. Во время наблюдений за солнцем открытая сторона коробки должна быть повёрнута к вам. Поставьте коробку так, чтобы солнечные лучи попадали в незаклеенный объектив. (Прямо на солнце через бинокль смотреть нельзя!) Положите лист белой бумаги внутри коробки под бинокль. Если вы всё сделаете правильно, на листе бумаги появится изображение солнца. (Окуляр бинокля собирает, фокусирует солнечные лучи на листе бумаги.) Вертушки Можно использовать готовые игрушки, можно сделать вертушки вместе с детьми и родителями. Возьмите лист бумаги и сложите его крест-накрест. Надорвите уголки и согните их по направлению к центру. Прикрепите бумажную вертушку к деревянной палочке, прибив её гвоздиком в центре. Или сделайте вертушки из блестящей бумаги и упаковочного материала, например, из алюминиевой банки. В последнем случае надо соблюдать осторожность, чтобы не порезаться. Лопасти вертушки изготавливают из стенок банки. Закрепляются они так же, как и в предыдущем случае. Ещё один вариант изготовления вертушки: две небольшие бумажки прикрепите к концам палочки. Прибейте эту палочку перпендикулярно к другой палочке. Получится своеобразная вертушка.
3. ОБОРУДОВАНИЕ СВОИМИ РУКАМИ Флюгеры Приготовьте кусок картона, квадратик плотной цветной бумаги, старый цветочный горшок, две соломинки для коктейля, тонкую палочку, клей, пластилин, ножницы, линейку, карандаш, ручку или фломастер. Из картона вырежьте треугольник и отрежьте его вершину. Надрежьте соломинку с двух концов. В один разрез вставьте отрезанную верхушку треугольника, в другой (противоположный) — его оставшееся основание. (Так, чтобы получилась стрелка.) Осторожно насадите соломенную стрелку на острую палочку, проткнув соломинку точно посередине. Затем на бумажном квадрате проведите карандашом линии, соединяющие его углы. Поставьте горшок на бумагу так, чтобы дырочка в его дне находилась точно над пересечением линий. Обведите на бумаге дно горшка. Вырежьте круг по нарисованному контуру. Сделайте небольшое отверстие в месте пересечения линий в центре круга. Приклейте его ко дну горшка. Вырежьте из остатков картона четыре небольших треугольника. Можно написать на них ручкой или фломастером буквы «Ю», «С», «З», «В». Так обозначают стороны света, которые должны быть расположены в том же порядке, что и на компасе. Приклейте их как указатели к концам четырёх линий. Вставьте в дырочку на дне горшка вторую соломинку, закрепите её пластилином, а в середину соломинки очень осторожно поместите палочку, на которую насажена стрелка. Такой флюгер можно даже брать на прогулки. Если вы захотите узнать, откуда дует ветер, найдите на компасе направление на север и соответственно расположите флюгер. Направление ветра определяется тем, откуда он дует. Например, северный ветер дует с севера и приносит похолодание, а южный потепление. Можно сделать флюгер попроще. Возьмите палку, привяжите к ней ткань, бумагу или фольгу и воткните в грунт на открытом месте (в лаборатории на участке). Флюгер можно прикрепить и возле окна, но в этом случае здание частично смягчает порывы ветра, флюгер реже двигается. Самый простой флюгер — детская вертушка, закреплённая на шесте. Оборудование для измерения силы ветра Прикрепите к толстой верёвке бумажные прямоугольники разной плотности — от толстого картона до тонкой салфетки. Если ветер раскачивает только салфетку, значит, он лёгкий. Если от его порывов качается даже картонный флажок, значит, на улице сильный ветер. Оборудование размещают в лаборатории на участке.
Оборудование для игр-экспериментов с водой Можно сделать специальную ёмкость для опытов, проделав отверстия в нижней части прозрачной пятилитровой бутыли из-под воды. Когда в такую бутыль наливают воду, через дырочки в разные стороны выходят струйки. Оборудование используют в лаборатории на участке. Водяной лабиринт Приготовьте пластиковые бутылки, шланги, трубки. Разместите их на стенде или на заборе так, чтобы вода могла по ним переливаться. Часть бутылок разрежьте пополам и прикрепите так, чтобы они поворачивались, когда льётся вода. Макет-трансформер1 Подготовьте материалы, необходимые для изготовления макета: коробку из пенопласта, плоскую пластиковую поверхность (подойдёт поднос или разделочная доска), плотный прозрачный пластик (узкие полоски для русла реки), камешки, пластилин, мелкие детали для оживления ландшафта (пластиковые деревца, сухие мелкие соцветия и т.п.). Создайте устойчивую наклонную поверхность с основными формами горного ландшафта. Выберите участок для горной реки. В её предполагаемой долине уложите русло из прозрачного пластика. Чтобы вода хорошо текла, согните пластиковую полоску вдоль пополам так, чтобы она образовала в разрезе букву V. Края «буквы» отогните и закрепите сверху пластилином для предупреждения возможных порезов у детей при работе с моделью. Покройте пластик тонким слоем разогретого в горячей воде синего (под цвет реки) пластилина. Он легко распределяется по гладкой поверхности, а затем затвердевает. Аналогично создаются притоки реки. Сделайте в пластилине углубление для горного озера. Для большей наглядности установите на низкой опоре таблички (можно покрыть их скотчем, чтобы не намокали) с надписями водных объектов (исток, приток, горное озеро, родник, верхнее, среднее, нижнее течение, равнинный участок реки). Макет способствует формированию у ребят навыков ориентации в пространстве. Воспроизведите на макете горный ландшафт с ледниками, альпийскими лугами, хвойными лесами, смешанными и широколиственными лесами, лесостепями и степями. Оформите макет с помощью мелких деталей. Дополняя макет новыми деталями, вы сможете провести ряд исследований, которые описаны в разделах «Вода вокруг нас», «Песок и глина», «Человек и природа». 1 Автор идеи — педагог Н.Б. Сорокина.
4. ПОЧВА Примечание. Почва (в отличие от песка и глины) — это верхний плодородный слой, в котором есть перегнившие остатки, корни растений, останки животных, камешки, глина, песок. Почва — это и неживая, и живая природа. Она бывает разной: чёрный чернозём, желтовато-коричневатая подзолистая почва, тёмная торфяная и другие. Названия типов почвы детям давать не обязательно, но желательно показать её разнообразие. Нередко детям предлагается сравнить чернозём, песок и глину и сделать вывод, что из них плодороднее. Однако такое сравнение неправомерно — это объекты не одного уровня. Почва может содержать и песок, и глину. Песок и глина в отличие от почвы — это горные породы. Наша страна очень большая, и в ней выделяются разные природные зоны с разными типами почв. Исследование «Что в ящике ощущений?» Ход исследования. Положите в волшебный мешочек или ящик ощущений немного почвы, в которой есть веточки, семена, камешки, комочки глины, песок (можно взять часть компонентов). Предложите ребятам на ощупь определить, что лежит внутри. Пусть дети расскажут о своих ощущениях и скажут, из чего состоит почва. Второй вариант — добавьте к содержимому объект, не имеющий отношения к изучаемой теме. Дети должны его обнаружить и объяснить свой выбор. Третий вариант: взрослый описывает предмет, который нужен для образования почвы, а ребёнок определяет его на ощупь и достаёт. Например: «Это бывает зелёным и сначала растёт на дереве. Потом оно желтеет, краснеет и падает на землю». (Лист.) Вывод. Почва состоит из песка, глины, камешков, остатков растений. Связь с повседневной жизнью. Рассмотрите почву на участке детского сада (на клумбе, огороде, газоне, под деревьями). Исследуйте её с помощью луп. Из чего она состоит? Пусть дети вспомнят, что они обнаружили в почве, которая находилась в ящике ощущений. Осенью обратите внимание детей на опавшие листья. Подчеркните, что со временем эти листья станут частью почвы. Исследование «Из чего состоит почва?» Ход исследования. Принесите комочки земли с участка, пусть дети определят, какая она — мягкая или твёрдая, рыхлая или плотная.
Вместе с детьми ещё раз вспомните, из чего она состоит. Возьмите комочки почвы, опустите в банку с водой и дайте ей отстояться. Наблюдайте за тем, что происходит. Можно сделать фотографии разных стадий этого процесса. Через некоторое время на дно ёмкости опустятся песок, глина, камешки, а остатки растений будут плавать сверху. Пусть ребята рассмотрят все компоненты почвы через лупу и назовут их. Вывод. Почва состоит из элементов живой и неживой природы: песка, глины, мелких камешков, веточек, сухих травинок, кусочков опавших листьев. Связь с повседневной жизнью. В природе почва образуется благодаря тому, что на землю постоянно падают старые сухие веточки, листья, лепестки отцветших цветков, другие остатки растений. Всё это в почве перемешивается с песком, глиной, камешками. Опавшие листья, веточки нужны для того, чтобы почва была плодородной. Если мы убираем опавшие листья, в почву поступает меньше питательных веществ. Исследование «Есть ли в почве вода?» Ход исследования. Во время прогулок предложите детям потрогать почву под разными деревьями сначала в сухую погоду, а затем после дождя. Чем она отличается? Весной понаблюдайте за тем, как тает снег под деревьями, обсудите, какой становится почва. Пусть дети выскажут свои предположения о том, что произойдёт с влагой через некоторое время. Куда исчезнет вода? Останется ли вода в почве? Предложите ребятам проверить свои гипотезы. Вместе с детьми во время прогулки наберите в контейнеры немного земли и принесите её в лабораторию. Возьмите сухое зеркальце и перед проведением опыта дайте каждому ребёнку его потрогать. Какое оно — холодное или тёплое? Сухое или мокрое? Нагрейте образец почвы из-под дерева, подержав над ним зеркальце. (В целях безопасности опыт выполняет взрослый!) Пусть ребята осторожно снова проведут пальчиком по стеклу. Каким оно стало? Откуда взялась вода? Для чего она нужна в почве? Этот же опыт можно провести с образцом земли из горшка комнатного растения. Откуда в нём вода? Вывод. В почве есть вода. Она нужна растениям. Связь с повседневной жизнью. Растения растут благодаря тому, что после дождя (таяния снега) почва впитывает воду. С помощью корешков растение «пьёт» воду и растёт.
5. ПОЧВА Исследование «Есть ли в почве воздух?» Ход исследования. Приготовьте образцы почвы и банки с водой для каждого ребёнка, а также большую ёмкость с водой для проведения собственного опыта. Вы с детьми уже выяснили, что под землёй есть влага. А воздух? Можно ли его увидеть? Выслушайте предположения детей. Опустите в банку с водой образец почвы: почему появились прозрачные пузырьки? Что это такое? Откуда взялся воздух? Объясните, что он находится между комочками почвы. Пусть каждый ребёнок проведёт этот опыт самостоятельно. Вывод. В почве содержится воздух, который нужен растениям. Он «прячется» между комочками земли. Связь с повседневной жизнью. Воздух находится между комочками. Значит, чем больше комочков земли разного размера окажется на огороде, на клумбе или в горшке с комнатным растением, тем больше в почве воздуха, который нужен растениям. Для того чтобы комочков стало больше, почву нужно рыхлить. Исследование «Можно ли рисовать землёй?» Ход исследования. Возьмите на прогулку разные краски (гуашь) и листы для рисования (лучше взять бумагу поплотнее или картон, можно упаковочный). Пусть дети сами соберут в ёмкости влажные комочки земли. Спросите их, можно ли с помощью этих комочков что-нибудь нарисовать? Предложите им создать картину, рисуя комочками земли. Пусть они сравнят свои картины и определят, какие краски в них преобладают. Легко ли было рисовать комочками земли? Почему почва тёмного цвета? (Вспомните цвет перегнивших листьев и других остатков растений.) Пусть дети попробуют порисовать глиной разного цвета. Чем лучше рисовать — комочками глины или комочками почвы? Вывод. Комочками почвы можно рисовать, но только картины в «тёмных тонах». Это свидетельствует о том, что в почве много перегнивших остатков растений. Комочками глины рисовать проще. Глина — горная порода, в ней нет остатков перегнивших растений. В природе встречается глина разного цвета. Связь с повседневной жизнью. В древности люди выбирали яркую глину, делали из неё краску и рисовали на стенах пещер, раскрашивали лица. Такие рисунки сохранились до сих пор.
Исследование «Как сделать модель почвы?» Ход исследования. Дети ходят по поверхности земли, зачастую не представляя, что находится под ней. Если на участке детского сада или где-то поблизости есть небольшая яма, предложите детям посмотреть на её стенки, чтобы узнать, что у нас под ногами. (Не забывайте о безопасности!) Оказывается, в почве есть слои — почти как в слоёном пироге. (Конечно, в городе почвы сильно перемешаны, но некоторые слои обычно просматриваются.) Предложите детям сделать собственную модель почвы. Возьмите стеклянную или другую прозрачную ёмкость. (Можно использовать и готовый прозрачный контейнер для наблюдений, в котором выращивают лук в детском саду.) Приготовьте мелкие камешки, песок и глину, почву, сухие опавшие листья, мох. Выкладывайте слой за слоем в следующем порядке: камешки, песок или глину (можно и то и другое), слой почвы с остатками растений. В почве и глине также попадаются отдельные камешки. Сверху положите слой мха или опавшие листья. Если мох поливать, он долго останется зелёным. Вывод. У нас под ногами — слои земли. В них встречаются камни, песок, глина, почва. Связь с повседневной жизнью. Почва состоит из камешков, глины или песка, остатков растений. Корни растений располагаются в верхнем слое почвы. Оттуда они берут питательные вещества и воду. Исследование «Есть ли в почве песок или глина?» Ход исследования. Возьмите комочки почвы с разных участков детского сада. (Почва должна быть влажной.) Вспомните исследование с песком и глиной. Для того чтобы определить, где песок, а где глина, вы лепили из них шарики, колечки, колбаски и т.п. А как узнать, чего больше в почве на территории вашего детского сада — песка или глины? Выслушайте предположения детей. Пусть они попробуют скатать шарик, слепить колбаску с острыми концами из собранных образцов почвы. Вывод. Если из почвы можно слепить колбаску с острыми концами, которые не ломаются при сгибании, значит, в ней много глинистых частиц. Если только шарик—много песчаных частиц. Связь с повседневной жизнью. В тех местах, где почва более глинистая, воздуха меньше. Такая почва хуже пропускает воду. Песчаная почва лучше пропускает воду, в ней больше воздуха. Это нужно учитывать, когда вы сажаете растения.
RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0