Вместе с детьми ещё раз вспомните, из чего она состоит. Возьмите комочки почвы, опустите в банку с водой и дайте ей отстояться. Наблюдайте за тем, что происходит. Можно сделать фотографии разных стадий этого процесса. Через некоторое время на дно ёмкости опустятся песок, глина, камешки, а остатки растений будут плавать сверху. Пусть ребята рассмотрят все компоненты почвы через лупу и назовут их. Вывод. Почва состоит из элементов живой и неживой природы: песка, глины, мелких камешков, веточек, сухих травинок, кусочков опавших листьев. Связь с повседневной жизнью. В природе почва образуется благодаря тому, что на землю постоянно падают старые сухие веточки, листья, лепестки отцветших цветков, другие остатки растений. Всё это в почве перемешивается с песком, глиной, камешками. Опавшие листья, веточки нужны для того, чтобы почва была плодородной. Если мы убираем опавшие листья, в почву поступает меньше питательных веществ. Исследование «Есть ли в почве вода?» Ход исследования. Во время прогулок предложите детям потрогать почву под разными деревьями сначала в сухую погоду, а затем после дождя. Чем она отличается? Весной понаблюдайте за тем, как тает снег под деревьями, обсудите, какой становится почва. Пусть дети выскажут свои предположения о том, что произойдёт с влагой через некоторое время. Куда исчезнет вода? Останется ли вода в почве? Предложите ребятам проверить свои гипотезы. Вместе с детьми во время прогулки наберите в контейнеры немного земли и принесите её в лабораторию. Возьмите сухое зеркальце и перед проведением опыта дайте каждому ребёнку его потрогать. Какое оно — холодное или тёплое? Сухое или мокрое? Нагрейте образец почвы из-под дерева, подержав над ним зеркальце. (В целях безопасности опыт выполняет взрослый!) Пусть ребята осторожно снова проведут пальчиком по стеклу. Каким оно стало? Откуда взялась вода? Для чего она нужна в почве? Этот же опыт можно провести с образцом земли из горшка комнатного растения. Откуда в нём вода? Вывод. В почве есть вода. Она нужна растениям. Связь с повседневной жизнью. Растения растут благодаря тому, что после дождя (таяния снега) почва впитывает воду. С помощью корешков растение «пьёт» воду и растёт.
RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0