26218

11 Формирование социальных навыков Социальные навыки в раннем возрасте формируются преимущественно в ходе ежедневных режимных процедур. Выполняя их, ребёнок проявляет свою самостоятельность. Главное, к чему должны стремиться воспитатели, проводя ежедневные процедуры, — это создание доброжелательной атмосферы сотрудничества. Приучая детей к самостоятельности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого малыша: не торопить медлительного ребёнка, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за ребёнка то, что он может делать сам. Ежедневные процедуры занимают значительную часть того времени, которое малыш проводит в группе. Эти процедуры не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребёнка, они — важная часть педагогического процесса. В процессе умывания, одевания, приёма пищи малыш обучается различным действиям: берёт мыло и намыливает руки, открывает кран, надевает колготки, застёгивает и расстёгивает застёжки на одежде, обуви. Режимные моменты нужно использовать для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи между ребёнком и взрослым. Беседуя с ребёнком, взрослый называет предметы, которыми манипулирует малыш, объясняет их назначение, задаёт вопросы. Всё это способствует познавательно-речевому развитию ребёнка. Приход и уход детей — очень важные моменты дня. По утрам малышам трудно расставаться с мамой, входить в новую обстановку. Чтобы снять напряжённость, тревожность, воспитатель ласково приветствует ребёнка, ободряет его, обменивается с родителями необходимой информацией о ребёнке, интересуется, как спал ночью малыш, с каким настроением пришёл в детский сад. Эта информация позволит воспитателю скорректировать распорядок дня в соответствии с состоянием малыша. Вечером, перед уходом домой, дети зачастую отказываются прекращать игру, не хотят расставаться с любимой игрушкой. Воспитатель может предложить маме поиграть в групповой комнате вместе с ребёнком, взять на время игрушку с собой домой. В беседе с родителями воспитатель может упомянуть о том, что малыш плохо ел, и тогда родители предложат ему ужин пораньше. Ласково прощаясь с ребёнком, воспитатель готовит его к завтраш-

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0