26218

14 чины такого поведения избалованностью, негативными чертами характера, желанием любым способом привлечь к себе внимание взрослого. Для того чтобы понять истинные причины отказа или сопротивления ребёнка, важно представить, что чувствует он в данной ситуации. Отказ ребёнка от выполнения тех или иных режимных процедур чаще всего связан с сопутствующими негативными ощущениями (холодный горшок, неудобная поза, непривычная твёрдая пища, неудобная одежда) и неделикатным обращением взрослого. Взрослый может подавлять стремление ребёнка к самостоятельности, прерывать занятия, интересные малышу, бесцеремонно поторапливать его. А ребёнку между тем неприятна холодная вода, мыло щиплет его глаза и нос, резкие движения его пугают. Малышу трудно справиться с негативными переживаниями, хотя он ещё не может их осознать, выразить словами. Плачем, капризами он сигнализирует взрослому о дискомфорте, который он испытывает. И причина тому вовсе не в «избалованности», «вредности», недисциплинированности ребёнка. Рассмотрим, какие способы разрешения подобных ситуаций возможны при авторитарном и личностно ориентированном подходах во взаимодействии с детьми. При авторитарном подходе взрослый прибегает к принуждению (насильное кормление, умывание, укладывание спать, одевание), угрозам («не будешь есть — не пойдёшь гулять»), запретам («нельзя вставать с горшка»), наказаниям. Личностно ориентированное взаимодействие предполагает другие способы разрешения ситуации: ласковые уговоры, объяснения; использование подходящих к ситуации песенок, стихов, рассказов; обыгрывание процедуры, придание ей понятного для ребёнка смысла; поощрение самостоятельности ребёнка; следование за темпом его действий. Авторитарные способы могут оказаться эффективными с точки зрения взрослого, у ребёнка же они вызывают недоверие к воспитателю, эмоциональный дискомфорт, обиду, испуг. Принуждение при проведении режимных процедур чревато негативными последствиями (стойкое отсутствие аппетита, запоры, энурез, появление водобоязни и др.). Личностно ориентированное взаимодействие требует от взрослого большего терпения, изобретаельности, усилий, но позволяет ребёнку испытать положительные эмоции, чувство уверенности, доверие ко взрослому.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0