15 Особенности общения ребёнка со сверстниками В раннем возрасте у ребёнка зарождается и интенсивно развивается общение со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру и ощущение себя среди других людей. Общение со сверстниками обогащает жизнь новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создаёт условия для проявления творческого, самобытного начала. Оно облегчает вхождение малыша в детский коллектив, ложится в основу развития качественно новых форм общения. Взаимодействие детей раннего возраста друг с другом существенно отличается от общения более старших детей и от общения ребёнка со взрослыми. Контакты детей раннего возраста строятся преимущественно на подражании действиям друг друга, что сопровождается бурными эмоциональными проявлениями — вскриками, визгом, смехом, весёлыми гримасами. Такое взаимодействие получило название «эмоционально-практическое общение». В нём ребёнок испытывает ощущение своего сходства с другим, равным ему, человеком, получает условия для самовыражения, познания самого себя. Ребёнок второго года жизни воспринимает сверстника как интересный объект для исследования: он рассматривает его, ощупывает его одежду, трогает его волосы, лицо, руки. Постепенно ребёнок начинает открывать в сверстнике субъектные качества. Это открытие знаменуется появлением совместных «эмоциональных игр». На этом этапе у детей пока ещё отсутствует совместная игра с предметами. Даже играя с одной, общей, игрушкой, дети не вступают во взаимодействие, каждый продолжает играть сам по себе, зачастую игрушка провоцирует конфликт между ними. В раннем возрасте игра с предметом гораздо важнее для малыша, чем контакты с ровесниками; игрушка заслоняет для него человека, его личные качества. Чтобы наладить субъектное взаимодействие между детьми, взрослому следует организовать общение детей без опоры на предметную деятельность, привлечь их внимание к субъектным качествам друг друга, побудить вступить в эмоциональный контакт. После того как у детей появится потребность в эмоционально-практическом общении, взрослый может постепенно
RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0