26218

18 Сближению детей может послужить организованное воспитателем совместное наблюдение за событиями, явлениями, естественно возникающими в течение дня. Это и разглядывание рыбок в аквариуме, и наблюдение за кошкой, сидящей на дорожке детского сада, за птичкой, вьющей гнездо на дереве, за машиной, едущей по дороге. Воспитатель предлагает детям вместе понаблюдать, как идёт дождик, а затем задаёт вопросы и сам отвечает на вопросы малышей. Если дети уже умеют говорить, воспитатель побуждает их рассказать сверстникам об увиденном. Первый опыт контактов часто осложняется тем, что малыши не умеют учитывать интересы и состояние другого человека, борются за внимание взрослого, воспринимают сверстника как неодушевлённый объект, как помеху на пути осуществления собственных желаний. Когда дети ссорятся из-за игрушек, взрослые обычно прибегают к дисциплинарным мерам воздействия: ругают, требуют вернуть игрушку владельцу или насовсем забирают её, растаскивают или наказывают малышей, если дело дошло до драки. Такие меры хотя и позволяют быстро прекратить ссору, вместе с тем не исчерпывают конфликта. Дети могут надолго затаить обиду, перейти к агрессивным действиям или вообще отказаться от общения со взрослым, сверстниками. В результате малыши приобретают негативный опыт разрешения конфликтных ситуаций силовыми мерами, а в группе устанавливается напряжённая эмоциональная атмосфера. Воздействие взрослого только тогда может быть по-настоящему эффективным, когда оно направлено на обучение детей позитивным способам разрешения конфликтов. Воспитатель должен стараться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, демонстрируя позитивные формы взаимодействия, переключая внимание детей на другие виды деятельности, предметы. Воспитатель может: — отвлечь внимание ребёнка другой игрушкой, интересным занятием или предложить ему такую же игрушку, которой играет другой малыш; — организовать совместную игру с игрушкой, вызвавшей конфликт; — помочь детям установить очерёдность в игре с этой игрушкой. При этом очень важно не допустить, чтобы старший и более сильный ребёнок обижал слабого. Выбирая тот или иной

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0