19 вариант урегулирования конфликта, следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (их умение играть, внятно говорить, принимать правила очерёдности), а также степень эмоциональной напряжённости конфликта. Если ситуация достаточно спокойная, целесообразно предложить детям совместную игру или установить очерёдность. При этом необходимо объяснять им, что нельзя обижать друг друга, что нужно договариваться. Взрослый должен помочь малышам сформулировать свои желания и в конечном итоге договориться. Если же дошло до драки, дети вряд ли услышат увещевания взрослого. Его действия в такой ситуации должны быть решительными. Он может встать между детьми, протянуть между ними руку, спокойно и твёрдо сказать, что запрещает им драться. Если драку прекратить не удаётся, воспитатель может отобрать игрушку, ставшую причиной раздора, и предупредить, что не отдаст её, пока дети не успокоятся. Исходя из принципов личностно ориентированного общения, педагог должен придерживаться следующих правил при разрешении детских конфликтов: — избегать директивных высказываний, требующих от ребёнка действий по прямому указанию (например, «отдай куклу», «не обижай Катю», «играйте вместе»); — не унижать ребёнка («ты жадина», «ты злой»); — использовать тактичные приёмы поддержки слабого, найти адекватные меры воздействия на агрессивно настроенного ребёнка (взрослый может присесть рядом с ним, выступить посредником в диалоге двух сторон); — использовать опосредованные приёмы, чтобы побудить ребёнка поделиться своими переживаниями (например: «Ты хочешь сказать, что…»); — тактично интерпретировать чувства ребёнка, помочь ему лучше понять состояние другого, договориться (например: «Я думаю, Катя расстроена. Правда, Катя? Вы обе хотите играть одной куклой. Как же теперь быть?»); — использовать запреты лишь тогда, когда исчерпаны все другие способы разрешения конфликта; — формулировать запрет таким образом, чтобы дать детям возможность договориться самим (например: «Я не разрешаю играть с этой машинкой, пока вы не договоритесь»).
RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0