26218

6 Одна из особенностей работы с детьми раннего возраста состоит в том, что вербальные методы воздействия не являются эффективными. Поведение детей до 3–4 лет не получится регулировать только посредством слова, и потому действия взрослых должны быть предельно выразительными, эмоциональными, «заразительными». С маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий. Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку парализуют детскую активность. Взрослый должен демонстрировать открытость по отношению к каждому ребёнку, откликаться на его инициативу, на желание получить поддержку. Своеобразие отношения ребёнка раннего возраста к окружающему миру проявляется и в ярко выраженной аффективности поведения. Эмоции малыша ситуативны, они легко возникают, бурно проявляются и тут же меняются на противоположные. Ребёнок восторженно реагирует на новые игрушки и горько плачет, когда у него отбирают какой-то предмет. Вместе с тем малыша легко успокоить, легко отвлечь от предмета или занятия, к которому он только что настойчиво стремился. Малыши особенно часто обращаются за поддержкой ко взрослому, когда испытывают дискомфорт. Если малыш плачет и не может объяснить причину своего переживания, воспитатель должен успокоить его, переключить его внимание, а затем попробовать установить и устранить причину дискомфорта. Поддержка нужна малышу не только в минуты огорчений, но и тогда, когда он чему-то радуется или удивлён. В этом случае тоже важно разделить его переживания, радоваться и удивляться вместе с ним. Важнейшей потребностью ребёнка раннего возраста является совместная деятельность со взрослым. Взрослому следует принимать участие в играх и занятиях детей на правах партнёра. Не стоит диктовать, что им нужно делать, лучше заинтересовать их новыми действиями, привлечь их к играм с предметами. Взрослый присаживается на маленький стульчик или на ковёр, выбирает позицию «глаза на одном уровне», предлагает образцы действий, но не требует от детей точного их повторения. Высказывая похвалу по поводу даже незначительных свершений, побед, взрослый поддерживает инициативу, изобретательность ребёнка. Похвала, однако, должна быть уместной. Ребёнок, привыкший к неумеренной похвале, либо перестаёт замечать её, либо делает всё только ради поощрения, ради того, чтобы

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0