26218

7 «быть всегда хорошим» в глазах взрослого. На самом деле ребёнок должен ощущать, что его любят независимо от его успехов. Иногда достаточно сказать самые простые слова, чтобы ребёнок ощутил поддержку взрослого, понял, что взрослый одобрит его усилия независимо от того, успешны они или нет. Высказывать свои замечания нужно только в тактичной форме. Замечания должны относиться к конкретным действиям, а не к самой личности ребёнка. Можно, например, сказать так: «Кажется, эта машинка в твой гараж не поместится. Попробуй взять кубики побольше». Организуя игры и занятия, воспитатели могут столкнуться с отказом ребёнка от участия в них. Часто бывает, что малыш наотрез отказывается садиться рядом с другими детьми и предпочитает играть в одиночестве со своей игрушкой. Обычно воспитатели настоятельно требуют от ребёнка прекратить свои занятия и присоединиться к группе. Однако, заставляя малыша участвовать в неинтересной для него деятельности, взрослый подавляет его инициативу, приучает его к формальному подчинению. Такая формально выполняемая деятельность не может принести радости, не оказывает развивающего воздействия. Некоторые педагоги, напротив, всегда разрешают детям заниматься тем, что им нравится, и не стараются вовлечь их в другие виды деятельности. На первый взгляд может показаться, что это проявление индивидуального подхода в воспитании. Но ситуация, когда «ребёнка оставляют в покое», может быть лишь временной мерой. Педагог должен расширять круг интересов ребёнка, пробуждать у него интерес к новым видам деятельности, к совместной игре с другими детьми. Если малыш изо дня в день занят одной куклой и не хочет заниматься ничем другим, взрослый может предложить ему построить для этой куклы домик, слепить из пластилина для неё пирожки. Чтобы вовлечь его в общение со сверстниками, можно предложить устроить день рождения куклы и пригласить на праздник всех детей группы. Воспитатели часто сталкиваются с необходимостью регламентировать поведение детей, вводить для них некие ограничения, прибегать к порицаниям. Признание прав ребёнка не означает вседозволенности, малыш должен понимать, что он может делать, а что нет. Он учится жить среди людей, учитывать их интересы, соблюдать определённые нормы и правила. Действия, опасные или оскорбительные, нужно жёстко и категорически пресекать.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0