26218

8 Ребёнок должен знать слово «нельзя»: нельзя забираться на подоконник, брать в рот песок, кидаться камнями, причинять боль людям и животным. Дети усваивают правила из своего повседневного опыта. Если ребёнок впервые совершил нежелательный поступок, достаточно сказать ему, что так делать нельзя, объяснить почему. Например, малыш кричит, толкает детей, мешает им заниматься. В этом случае нужно объяснить, что он мешает другим людям, предложить ему более спокойную игру. Если малыш продолжает совершать те же действия, можно посадить его рядом с собой на стульчик, подальше от детей, занять его такой деятельностью, которая позволит ему успокоиться. При этом взрослый ни в коем случае не должен вести себя агрессивно, тащить ребёнка за руку, угрожать. Насилие порождает агрессию. Наказание — это крайняя мера, она должна использоваться только тогда, когда исчерпаны все возможности мирного урегулирования конфликта. Когда конфликт исчерпан, обязательно следует утешить малыша, обнять его, объяснить, почему и за что он был наказан. Если ребёнок демонстрирует явное неповиновение, идёт на открытый конфликт, воспитатель должен действовать решительно. Иногда дети неосознанно пытаются нащупать границы дозволенного. Воспитатель должен уметь отличать своеволие от случайных проступков. Нельзя предъявлять слишком много требований к малышу, который только начинает осваивать окружающий мир. Нельзя ругать годовалого ребёнка за то, что он намочил постель или случайно сломал игрушку. Он ещё не может регулировать свои действия, свои физиологические отправления. Введение ограничений не должно быть самоцелью, это средство пресечения форм поведения, неприемлемых в сообществе людей. Смысл ограничений можно выразить словами: «Ты ведёшь себя неправильно, я верю, что ты так больше не будешь». Следует помнить, что оценивать нужно поступки, а не личность ребёнка. Фразы типа «Ты грязнуля, жадина, нытик» несправедливы и вредны. Они обижают ребёнка и могут вызвать агрессию. Формирование положительного отношения к себе — необходимое условие развития ребёнка. Стержнем личности, обеспечивающим доверие ребёнка к миру, является позитивное отношение к себе. Для формирования положительного отношения к себе необходимо создавать такие условия, чтобы малыш чувствовал свою значимость, был

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0