26218

10 следует постепенно насыщать её эмоциональным общением. Если же малыш предпочитает эмоциональное общение, следует постепенно расширять спектр совместных действий с предметами. Воспитатель может посоветовать родителям придерживаться тех же правил. На протяжении раннего возраста происходит всё более отчётливая дифференциация представлений ребёнка о своих возможностях, способностях, действиях. С одной стороны, уточняется восприятие себя как действующего субъекта, с другой стороны, как уникальной целостности, обладающей постоянством черт и характеристик. Все эти изменения наглядно проявляются в поведении ребёнка. К концу второго года дети безошибочно показывают, где у них носик, глазки, ротик, узнают себя на фотографии, хорошо знают, где их место за столом, какую одежду они надевают на прогулку. Чтобы расширить у ребёнка представление о своих возможностях, необходимо отмечать его успехи, комментировать его действия, поощрять его целеустремлённость. Указывать на ошибки следует деликатно, взрослый должен обязательно поддержать в ребёнке уверенность, что скоро он научится выполнять всё правильно, без ошибок. В раннем возрасте начинается формирование полоролевой идентификации. На третьем году жизни дети обычно имеют отчётливое представление о себе: «я мальчик», «я девочка». Воспитатель обращает внимание ребёнка на его причёску, одежду, подчёркивает, что так одеваются мальчики/девочки, предлагает девочкам в играх побыть мамой, тётей, няней, мальчикам — папой, дядей, водителем. Как правило, в группах раннего возраста находятся преимущественно игрушки «для девочек» (куклы и предметы ухода за ними) и игрушки, «нейтральные» с точки зрения полоролевой принадлежности (кубики, мячи, пирамидки). Такие традиционные игрушки для мальчиков, как машинки, солдатики, рыцари, всадники, игрушечные молотки, плоскогубцы, зачастую в группах отсутствуют. Воспитатель должен следить, чтобы в групповом помещении и на участке присутствовали игрушки как для девочек, так и для мальчиков. Это не значит, что девочки должны играть только с куклами, а мальчики с машинками. Каждый ребёнок вправе играть с теми игрушками, которые ему нравятся, но их ассортимент должен быть подобран таким образом, чтобы стимулировать игры, способствующие полоролевой идентификации.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0