26218

СОДЕРЖАНИЕ Направления работы педагога по социально-коммуникативному развитию ребёнка раннего возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком, формирование у него положительного отношения к себе . . . . . . 5 Формирование социальных навыков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Особенности общения ребёнка со сверстниками . . . . . . . . . . . . . 15 Организация общения в течение дня. Способы разрешения конфликтов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Характеристика игр, направленных на развитие общения . . . . . 20 Игры на развитие общения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 Игры в парах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 Игры нескольких детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 Пальчиковые игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 Хороводные игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 Игры с правилами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57 Игры с предметами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69 Перечень игр и занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76

4 НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ РЕБЁНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА В возрасте от года до трёх происходит интенсивное развитие социально-коммуникативной сферы. Эта сфера является центром личностного развития ребёнка. Именно в общении с другими людьми складываются его самосознание, его отношение к другим, его этические качества. В этот период главным партнёром по общению является взрослый. В общении со взрослым формируются речь как главное средство общения и социальные навыки. Необходимым условием для их формирования является уважительное, заинтересованное отношение взрослого к личности ребёнка. Личностно ориентированное общение со взрослым является не только залогом эмоционального благополучия ребёнка, но и условием успешного усвоения им социальных навыков. В таком общении закладывается положительное самоощущение, которое является стержнем личности. Именно оно обеспечивает доверие к миру и к другим, уверенность в себе. Кроме взрослого, в жизнь ребёнка раннего возраста входит сверстник. Общение маленьких детей имеет ярко выраженную специфику, оно совсем не похоже на взаимодействие детей дошкольного возраста. Дети раннего возраста ещё не могут полноценно разговаривать друг с другом, не готовы к совместной предметной деятельности и в то же время тянутся друг к другу, нуждаются в контакте. Чтобы наладить общение в раннем возрасте, нужны специальные игры, которые может организовать только взрослый. Организация общения со сверстником и формирование положительного отношения к другим детям составляет важнейшую задачу социально-коммуникативного развития ребёнка раннего возраста.

5 Таким образом, в сфере социально-коммуникативного развития основными направлениями педагогической работы являются: — организация личностно ориентированного взаимодействия с ребёнком, формирование у него положительного отношения к себе; — формирование социальных навыков; — развитие общения со сверстниками. Личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком, формирование у него положительного отношения к себе Важнейшим принципом личностно ориентированного взаимодействия педагога с детьми является уважение к личности ребёнка, отношение к нему как к Человеку. Это проявляется в признании за ребёнком права на собственные желания, на выбор партнёров для общения, на выбор игр и игрушек. Уважение к ребёнку проявляется в избегании прямого принуждения. В повседневном общении воспитатель обращается к каждому ребёнку по имени, смотрит ему в лицо, вежливо и доброжелательно отвечает на его вопросы и просьбы. Воспитатели ни в коем случае не должны прибегать к физическому наказанию и другим жёстким дисциплинарным методам, которые пугают, обижают, унижают ребёнка. Созданию доверительных отношений с детьми способствует ласковое, доброжелательное обращение. Поглаживания, лёгкие объятия могут стать своеобразным ритуалом в начале и конце дня. Маленькие дети по-разному выражают потребность в ласке взрослого. Одни самостоятельно подходят ко взрослому, ласкаются к нему, другие не проявляют инициативы, но охотно принимают ласку. Встречаются дети, которые избегают физического контакта даже с близкими взрослыми. В этом случае нужно найти другие способы установить доверительные отношения. Воспитатель может пригласить ребёнка к совместным действиям, сопровождать их поощрением и ласковой речью. В раннем возрасте решающее значение имеет индивидуальный подход к ребёнку. Малыш пока не в состоянии воспринимать призывы, обращённые к группе детей. Ему необходимы взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом, всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращённости взрослого к нему. Только в этом случае малыши могут понять и принять предложения взрослого.

6 Одна из особенностей работы с детьми раннего возраста состоит в том, что вербальные методы воздействия не являются эффективными. Поведение детей до 3–4 лет не получится регулировать только посредством слова, и потому действия взрослых должны быть предельно выразительными, эмоциональными, «заразительными». С маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий. Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку парализуют детскую активность. Взрослый должен демонстрировать открытость по отношению к каждому ребёнку, откликаться на его инициативу, на желание получить поддержку. Своеобразие отношения ребёнка раннего возраста к окружающему миру проявляется и в ярко выраженной аффективности поведения. Эмоции малыша ситуативны, они легко возникают, бурно проявляются и тут же меняются на противоположные. Ребёнок восторженно реагирует на новые игрушки и горько плачет, когда у него отбирают какой-то предмет. Вместе с тем малыша легко успокоить, легко отвлечь от предмета или занятия, к которому он только что настойчиво стремился. Малыши особенно часто обращаются за поддержкой ко взрослому, когда испытывают дискомфорт. Если малыш плачет и не может объяснить причину своего переживания, воспитатель должен успокоить его, переключить его внимание, а затем попробовать установить и устранить причину дискомфорта. Поддержка нужна малышу не только в минуты огорчений, но и тогда, когда он чему-то радуется или удивлён. В этом случае тоже важно разделить его переживания, радоваться и удивляться вместе с ним. Важнейшей потребностью ребёнка раннего возраста является совместная деятельность со взрослым. Взрослому следует принимать участие в играх и занятиях детей на правах партнёра. Не стоит диктовать, что им нужно делать, лучше заинтересовать их новыми действиями, привлечь их к играм с предметами. Взрослый присаживается на маленький стульчик или на ковёр, выбирает позицию «глаза на одном уровне», предлагает образцы действий, но не требует от детей точного их повторения. Высказывая похвалу по поводу даже незначительных свершений, побед, взрослый поддерживает инициативу, изобретательность ребёнка. Похвала, однако, должна быть уместной. Ребёнок, привыкший к неумеренной похвале, либо перестаёт замечать её, либо делает всё только ради поощрения, ради того, чтобы

7 «быть всегда хорошим» в глазах взрослого. На самом деле ребёнок должен ощущать, что его любят независимо от его успехов. Иногда достаточно сказать самые простые слова, чтобы ребёнок ощутил поддержку взрослого, понял, что взрослый одобрит его усилия независимо от того, успешны они или нет. Высказывать свои замечания нужно только в тактичной форме. Замечания должны относиться к конкретным действиям, а не к самой личности ребёнка. Можно, например, сказать так: «Кажется, эта машинка в твой гараж не поместится. Попробуй взять кубики побольше». Организуя игры и занятия, воспитатели могут столкнуться с отказом ребёнка от участия в них. Часто бывает, что малыш наотрез отказывается садиться рядом с другими детьми и предпочитает играть в одиночестве со своей игрушкой. Обычно воспитатели настоятельно требуют от ребёнка прекратить свои занятия и присоединиться к группе. Однако, заставляя малыша участвовать в неинтересной для него деятельности, взрослый подавляет его инициативу, приучает его к формальному подчинению. Такая формально выполняемая деятельность не может принести радости, не оказывает развивающего воздействия. Некоторые педагоги, напротив, всегда разрешают детям заниматься тем, что им нравится, и не стараются вовлечь их в другие виды деятельности. На первый взгляд может показаться, что это проявление индивидуального подхода в воспитании. Но ситуация, когда «ребёнка оставляют в покое», может быть лишь временной мерой. Педагог должен расширять круг интересов ребёнка, пробуждать у него интерес к новым видам деятельности, к совместной игре с другими детьми. Если малыш изо дня в день занят одной куклой и не хочет заниматься ничем другим, взрослый может предложить ему построить для этой куклы домик, слепить из пластилина для неё пирожки. Чтобы вовлечь его в общение со сверстниками, можно предложить устроить день рождения куклы и пригласить на праздник всех детей группы. Воспитатели часто сталкиваются с необходимостью регламентировать поведение детей, вводить для них некие ограничения, прибегать к порицаниям. Признание прав ребёнка не означает вседозволенности, малыш должен понимать, что он может делать, а что нет. Он учится жить среди людей, учитывать их интересы, соблюдать определённые нормы и правила. Действия, опасные или оскорбительные, нужно жёстко и категорически пресекать.

8 Ребёнок должен знать слово «нельзя»: нельзя забираться на подоконник, брать в рот песок, кидаться камнями, причинять боль людям и животным. Дети усваивают правила из своего повседневного опыта. Если ребёнок впервые совершил нежелательный поступок, достаточно сказать ему, что так делать нельзя, объяснить почему. Например, малыш кричит, толкает детей, мешает им заниматься. В этом случае нужно объяснить, что он мешает другим людям, предложить ему более спокойную игру. Если малыш продолжает совершать те же действия, можно посадить его рядом с собой на стульчик, подальше от детей, занять его такой деятельностью, которая позволит ему успокоиться. При этом взрослый ни в коем случае не должен вести себя агрессивно, тащить ребёнка за руку, угрожать. Насилие порождает агрессию. Наказание — это крайняя мера, она должна использоваться только тогда, когда исчерпаны все возможности мирного урегулирования конфликта. Когда конфликт исчерпан, обязательно следует утешить малыша, обнять его, объяснить, почему и за что он был наказан. Если ребёнок демонстрирует явное неповиновение, идёт на открытый конфликт, воспитатель должен действовать решительно. Иногда дети неосознанно пытаются нащупать границы дозволенного. Воспитатель должен уметь отличать своеволие от случайных проступков. Нельзя предъявлять слишком много требований к малышу, который только начинает осваивать окружающий мир. Нельзя ругать годовалого ребёнка за то, что он намочил постель или случайно сломал игрушку. Он ещё не может регулировать свои действия, свои физиологические отправления. Введение ограничений не должно быть самоцелью, это средство пресечения форм поведения, неприемлемых в сообществе людей. Смысл ограничений можно выразить словами: «Ты ведёшь себя неправильно, я верю, что ты так больше не будешь». Следует помнить, что оценивать нужно поступки, а не личность ребёнка. Фразы типа «Ты грязнуля, жадина, нытик» несправедливы и вредны. Они обижают ребёнка и могут вызвать агрессию. Формирование положительного отношения к себе — необходимое условие развития ребёнка. Стержнем личности, обеспечивающим доверие ребёнка к миру, является позитивное отношение к себе. Для формирования положительного отношения к себе необходимо создавать такие условия, чтобы малыш чувствовал свою значимость, был

9 уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь со стороны взрослых. Всё это формирует доверие ребёнка к миру, обеспечивает возможность активно и эффективно осваивать этот мир. Вот почему воспитатель должен как можно чаще создавать такие ситуации, в которых ребёнок оказывается в центре внимания: его называют по имени, его имя звучит в играх, потешках, песенках, его день рождения не проходит незамеченным. В группе может храниться альбом с семейными фотографиями воспитанников группы, среди которых есть и его фотография. На выставке детских рисунков, поделок, организованной в группе, находится и его работа, и малыш с гордостью показывает её детям и взрослым. Благодаря участию взрослого в жизни ребёнка, у малыша начинают формироваться представления о своём внешнем облике. Взрослый в непосредственном общении называет цвет глаз, волос, одежды малыша, даёт положительный отзыв о его внешнем облике. Взрослый может пригласить ребёнка подойти к зеркалу, вместе они рассмотрят детали одежды, которые обычно не попадают в поле зрения малыша, например бантик или рисунок на кармашке. Как правило, малыши с удовольствием рассматривают себя в зеркале, улыбаются своему отражению, называют себя по имени, стараются поправить что-то в своей одежде. Такая реакция свидетельствует о том, что первичный образ себя у ребёнка достаточно оформлен, у малыша сформировано положительное отношение к себе. Если же, рассматривая себя в зеркале, малыш напряжён, проявляет признаки тревоги, испуга или недоумения, отводит взгляд от своего лица, это значит, что в его личностном развитии наблюдается неблагополучие, что отношение к себе не имеет положительной эмоциональной окрашенности, образ себя недостаточно чёток, определён. Возможно, родители и воспитатели мало интересуются малышом, недостаточно общаются с ним, мало играют. Чтобы исправить эти упущения, следует восстановить в полноценном объёме ведущие линии психического развития ребёнка первого года жизни — эмоциональноличностное общение и практическое сотрудничество со взрослым. Первоначально следует активизировать тот тип контактов с ребёнком, который предпочтителен для него в данное время, а далее развивать и остальные. Если малыш предпочитает совместную предметно-практическую деятельность со взрослым,

10 следует постепенно насыщать её эмоциональным общением. Если же малыш предпочитает эмоциональное общение, следует постепенно расширять спектр совместных действий с предметами. Воспитатель может посоветовать родителям придерживаться тех же правил. На протяжении раннего возраста происходит всё более отчётливая дифференциация представлений ребёнка о своих возможностях, способностях, действиях. С одной стороны, уточняется восприятие себя как действующего субъекта, с другой стороны, как уникальной целостности, обладающей постоянством черт и характеристик. Все эти изменения наглядно проявляются в поведении ребёнка. К концу второго года дети безошибочно показывают, где у них носик, глазки, ротик, узнают себя на фотографии, хорошо знают, где их место за столом, какую одежду они надевают на прогулку. Чтобы расширить у ребёнка представление о своих возможностях, необходимо отмечать его успехи, комментировать его действия, поощрять его целеустремлённость. Указывать на ошибки следует деликатно, взрослый должен обязательно поддержать в ребёнке уверенность, что скоро он научится выполнять всё правильно, без ошибок. В раннем возрасте начинается формирование полоролевой идентификации. На третьем году жизни дети обычно имеют отчётливое представление о себе: «я мальчик», «я девочка». Воспитатель обращает внимание ребёнка на его причёску, одежду, подчёркивает, что так одеваются мальчики/девочки, предлагает девочкам в играх побыть мамой, тётей, няней, мальчикам — папой, дядей, водителем. Как правило, в группах раннего возраста находятся преимущественно игрушки «для девочек» (куклы и предметы ухода за ними) и игрушки, «нейтральные» с точки зрения полоролевой принадлежности (кубики, мячи, пирамидки). Такие традиционные игрушки для мальчиков, как машинки, солдатики, рыцари, всадники, игрушечные молотки, плоскогубцы, зачастую в группах отсутствуют. Воспитатель должен следить, чтобы в групповом помещении и на участке присутствовали игрушки как для девочек, так и для мальчиков. Это не значит, что девочки должны играть только с куклами, а мальчики с машинками. Каждый ребёнок вправе играть с теми игрушками, которые ему нравятся, но их ассортимент должен быть подобран таким образом, чтобы стимулировать игры, способствующие полоролевой идентификации.

11 Формирование социальных навыков Социальные навыки в раннем возрасте формируются преимущественно в ходе ежедневных режимных процедур. Выполняя их, ребёнок проявляет свою самостоятельность. Главное, к чему должны стремиться воспитатели, проводя ежедневные процедуры, — это создание доброжелательной атмосферы сотрудничества. Приучая детей к самостоятельности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого малыша: не торопить медлительного ребёнка, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за ребёнка то, что он может делать сам. Ежедневные процедуры занимают значительную часть того времени, которое малыш проводит в группе. Эти процедуры не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребёнка, они — важная часть педагогического процесса. В процессе умывания, одевания, приёма пищи малыш обучается различным действиям: берёт мыло и намыливает руки, открывает кран, надевает колготки, застёгивает и расстёгивает застёжки на одежде, обуви. Режимные моменты нужно использовать для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи между ребёнком и взрослым. Беседуя с ребёнком, взрослый называет предметы, которыми манипулирует малыш, объясняет их назначение, задаёт вопросы. Всё это способствует познавательно-речевому развитию ребёнка. Приход и уход детей — очень важные моменты дня. По утрам малышам трудно расставаться с мамой, входить в новую обстановку. Чтобы снять напряжённость, тревожность, воспитатель ласково приветствует ребёнка, ободряет его, обменивается с родителями необходимой информацией о ребёнке, интересуется, как спал ночью малыш, с каким настроением пришёл в детский сад. Эта информация позволит воспитателю скорректировать распорядок дня в соответствии с состоянием малыша. Вечером, перед уходом домой, дети зачастую отказываются прекращать игру, не хотят расставаться с любимой игрушкой. Воспитатель может предложить маме поиграть в групповой комнате вместе с ребёнком, взять на время игрушку с собой домой. В беседе с родителями воспитатель может упомянуть о том, что малыш плохо ел, и тогда родители предложат ему ужин пораньше. Ласково прощаясь с ребёнком, воспитатель готовит его к завтраш-

12 ней встрече: «До свидания, Катенька! Завтра будем играть снова. До завтра!» Раздевание и одевание занимает много времени, особенно зимой. Эти процедуры также следует использовать для развития самостоятельности. Детям необходимо предоставить возможность упражняться в выполнении последовательных операций. Малыши наблюдают за тем, как одеваются другие дети, пытаются подражать им. Повторяя действия других ребят, действуя по показу воспитателя или следуя его простым инструкциям, малыши учатся снимать и надевать одежду, справляться с застёжками. Помогая малышу одеваться и раздеваться, воспитатель должен быть спокойным, терпеливым, не ругать, не подгонять ребёнка, не совершать резких и грубых действий. Все действия нужно сопровождать ласковой речью, комментировать их: «Сейчас мы возьмём носочки и наденем их, чтобы ножки не замёрзли, а потом наденем сапожки. Вот так, молодец!» Предлагая ребёнку попробовать самому выполнить то или иное действие, нужно ласково подбодрить его, вселить в малыша уверенность в успехе, в помощи взрослого: «Олечка, смотри, ты уже почти научилась сама надевать варежки. Попробуй теперь сама надеть вторую рукавичку. Что, пальчик застрял? Не беда, я тебе чуть-чуть помогу, и всё получится. Вот молодец!» Уход за внешним видом. Взрослые привлекают внимание ребёнка к внешнему виду, деликатно побуждают его пользоваться носовым платком или салфетками, устранять непорядок в одежде, причёске: «Анечка, у тебя бантик развязался, давай завяжем его, сделаем красивую причёску». Воспитатель помогает малышу заправить рубашку, причесаться, высморкаться, затем подводит его к зеркалу, чтобы вместе порадоваться: «Вот молодец, теперь у тебя всё в порядке». Не следует стыдить ребёнка, привлекать внимание других детей к непорядку в его внешнем виде. Если малыш научится радоваться чистой одежде, аккуратной причёске, он будет с готовностью обращаться ко взрослому с просьбой помочь навести порядок во внешнем виде. Помощь воспитателю. Социальные навыки наиболее успешно формируются у детей в процессе сотрудничества со взрослым. Малыши наблюдают за деятельностью взрослых и по мере возможности включаются в неё. Воспитатель комментирует все свои действия, предлагает детям помочь ему, например, накрыть на стол, убрать и помыть игрушки, развесить полотенца.

13 Уход за вещами и игрушками. После окончания игры или занятия, прежде чем заняться другой деятельностью, воспитатель побуждает малышей вместе с ним сложить игрушки на место. Детям нужно объяснить, что любую игрушку легко найти, если она находится «в своём домике». Взрослый предлагает малышам помыть игрушки, искупать кукол, постирать кукольную одежду. Дети под руководством воспитателя учатся развешивать одежду, ставить обувь в шкафчик, класть на полку шапку, шарф и варежки. Чтобы было легче найти свой шкафчик, на его дверцу обычно прикрепляют картинку. Картинку малыш может выбрать по своему вкусу. Перед дневным сном дети снимают одежду, складывают её на стульчики, обувь ставят под кроватку. Малыш, который пока не может раздеваться и одеваться самостоятельно, может по просьбе воспитателя показать, где лежит его шапочка, куда нужно поставить сапожки, где место для варежек. Правила этикета. Взрослые должны на своём примере демонстрировать ребёнку правила этикета и побуждать к тому, чтобы этим правилам следовать: здороваться при встрече и прощаться при расставании; говорить «спасибо», «приятного аппетита», «спокойной ночи»; пользоваться салфеткой; извиняться, если нечаянно причинил кому-то неприятность; прежде чем взять чью-то вещь, просить разрешения. Подражая взрослым, дети постепенно обучаются вежливости, усваивают правила этикета. Малыши учатся пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Перед едой воспитатель желает детям приятного аппетита, учит говорить «спасибо» после еды. Во время приёма пищи взрослый негромко беседует с детьми: например, рассказывает, что они едят на первое, что будут есть на второе, спрашивает, вкусный ли компот, хвалит тех, кто хорошо ведёт себя за столом. При выполнении ежедневных процедур у маленьких детей часто возникают капризы, недовольство, конфликты со взрослыми. Один ребёнок отказывается от приёма пищи, не хочет садиться за стол, продолжает играть во время еды, не желает пользоваться ложкой, чашкой. Другой не любит переодеваться, плачет и сопротивляется попыткам взрослого его одеть. Третий малыш отказывается ложиться в кроватку, долго не засыпает, зовёт маму, плачет. Многие дети ещё не умеют проситься в туалет, отказываются садиться на горшок, не любят умываться, причёсываться, чистить зубы. Обычно педагоги объясняют при-

14 чины такого поведения избалованностью, негативными чертами характера, желанием любым способом привлечь к себе внимание взрослого. Для того чтобы понять истинные причины отказа или сопротивления ребёнка, важно представить, что чувствует он в данной ситуации. Отказ ребёнка от выполнения тех или иных режимных процедур чаще всего связан с сопутствующими негативными ощущениями (холодный горшок, неудобная поза, непривычная твёрдая пища, неудобная одежда) и неделикатным обращением взрослого. Взрослый может подавлять стремление ребёнка к самостоятельности, прерывать занятия, интересные малышу, бесцеремонно поторапливать его. А ребёнку между тем неприятна холодная вода, мыло щиплет его глаза и нос, резкие движения его пугают. Малышу трудно справиться с негативными переживаниями, хотя он ещё не может их осознать, выразить словами. Плачем, капризами он сигнализирует взрослому о дискомфорте, который он испытывает. И причина тому вовсе не в «избалованности», «вредности», недисциплинированности ребёнка. Рассмотрим, какие способы разрешения подобных ситуаций возможны при авторитарном и личностно ориентированном подходах во взаимодействии с детьми. При авторитарном подходе взрослый прибегает к принуждению (насильное кормление, умывание, укладывание спать, одевание), угрозам («не будешь есть — не пойдёшь гулять»), запретам («нельзя вставать с горшка»), наказаниям. Личностно ориентированное взаимодействие предполагает другие способы разрешения ситуации: ласковые уговоры, объяснения; использование подходящих к ситуации песенок, стихов, рассказов; обыгрывание процедуры, придание ей понятного для ребёнка смысла; поощрение самостоятельности ребёнка; следование за темпом его действий. Авторитарные способы могут оказаться эффективными с точки зрения взрослого, у ребёнка же они вызывают недоверие к воспитателю, эмоциональный дискомфорт, обиду, испуг. Принуждение при проведении режимных процедур чревато негативными последствиями (стойкое отсутствие аппетита, запоры, энурез, появление водобоязни и др.). Личностно ориентированное взаимодействие требует от взрослого большего терпения, изобретаельности, усилий, но позволяет ребёнку испытать положительные эмоции, чувство уверенности, доверие ко взрослому.

15 Особенности общения ребёнка со сверстниками В раннем возрасте у ребёнка зарождается и интенсивно развивается общение со сверстниками. Опыт первых отношений со сверстниками во многом определяет особенности самосознания ребёнка, его отношение к миру и ощущение себя среди других людей. Общение со сверстниками обогащает жизнь новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций, создаёт условия для проявления творческого, самобытного начала. Оно облегчает вхождение малыша в детский коллектив, ложится в основу развития качественно новых форм общения. Взаимодействие детей раннего возраста друг с другом существенно отличается от общения более старших детей и от общения ребёнка со взрослыми. Контакты детей раннего возраста строятся преимущественно на подражании действиям друг друга, что сопровождается бурными эмоциональными проявлениями — вскриками, визгом, смехом, весёлыми гримасами. Такое взаимодействие получило название «эмоционально-практическое общение». В нём ребёнок испытывает ощущение своего сходства с другим, равным ему, человеком, получает условия для самовыражения, познания самого себя. Ребёнок второго года жизни воспринимает сверстника как интересный объект для исследования: он рассматривает его, ощупывает его одежду, трогает его волосы, лицо, руки. Постепенно ребёнок начинает открывать в сверстнике субъектные качества. Это открытие знаменуется появлением совместных «эмоциональных игр». На этом этапе у детей пока ещё отсутствует совместная игра с предметами. Даже играя с одной, общей, игрушкой, дети не вступают во взаимодействие, каждый продолжает играть сам по себе, зачастую игрушка провоцирует конфликт между ними. В раннем возрасте игра с предметом гораздо важнее для малыша, чем контакты с ровесниками; игрушка заслоняет для него человека, его личные качества. Чтобы наладить субъектное взаимодействие между детьми, взрослому следует организовать общение детей без опоры на предметную деятельность, привлечь их внимание к субъектным качествам друг друга, побудить вступить в эмоциональный контакт. После того как у детей появится потребность в эмоционально-практическом общении, взрослый может постепенно

16 включать их в новый вид взаимодействия — совместную предметную деятельность. Постепенно контакты между детьми становятся все более устойчивыми, длительными, разнообразными по содержанию, возрастает их инициативность, сосредоточенность друг на друге. К концу раннего возраста дети уже способны развернуть совместную со сверстниками игру с предметами и сюжетными игрушками. Эти игры являются важной предпосылкой к переходу ребёнка на следующий этап развития, когда ведущей деятельностью становится совместная сюжетно-ролевая игра. В сфере развития общения в раннем возрасте перед педагогами стоят следующие задачи: — создание условий для возникновения и поддержания у детей интереса к сверстникам; — стимулирование эмоциональных контактов между детьми; — организация разных форм взаимодействия между детьми. Чтобы побудить детей к общению со сверстниками, следует использовать самые разные ситуации: режимные моменты, свободную игру, групповые занятия, специально организованные игры. Организация общения в течение дня. Способы разрешения конфликтов Хорошее настроение, благожелательность к другим нужно поддерживать у ребёнка ежедневно, с первых же минут его пребывания в группе. Воспитатель предлагает малышам поздороваться друг с другом, назвать всех ребят по имени. Он обращает внимание на то, как аккуратно они одеты, как уверенно переодеваются, как бережно кладут свои вещи на место. Воспитатель может предложить ребятам помочь друг другу убрать в шкафчик одежду, вместе зайти в группу. Если в групповой комнате уже находятся дети, воспитатель предлагаем им поздороваться с только что пришедшим малышом. Можно рекомендовать также ввести ритуал прощания детей перед уходом домой. Взрослый предлагает ребёнку, за которым пришли родители, сказать всем «до свиданья», помахать всем ручкой. Для того чтобы дети учились лучше понимать друг друга, чтобы у них возникло ощущение общности, воспитателю необходимо обращать внимание каждого ребёнка на то, что другой малыш такой же, как он: у него тоже есть глазки, ручки, он умеет так же говорить, бегать, играть.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0