26252

11 возрастного этапа — этапа развития эмоционального общения со взрослым. Почти сразу после появления взгляда в глаза и первой улыбки малыш начинает отвечать на обращения взрослых звуками «га», «кх», «гх» и др., затем интенсивно взмахивать ручками и двигать ножками. Эти первые звуки (вокализации) получили название «гуканье», а движения конечностей — двигательное оживление. Так на этапе новорождённости постепенно возникают элементы поведения, с помощью которых малыш вскоре сможет вступать в общение со взрослыми. Если взрослый взаимодействует с ребёнком лишь только по поводу удовлетворения органических нужд, не разговаривает с ним, то сроки возникновения общения у младенца задерживаются. При благоприятных условиях воспитания, предполагающих включение предметов в общение ребёнка и взрослого, младенец быстро научается воспринимать воздействия, исходящие от предметов. На 2–3-й неделе жизни можно наблюдать, как малыш замирает при звуке колокольчика или погремушки, затем начинает искать глазами источник звука, а чуть позже и поворачивать в его направлении голову. Несколько позже он начинает фиксировать взгляд на предмете, затем переводить взгляд вслед за движущейся игрушкой. Взгляд ребёнка как бы «зацепляется» за предмет и с некоторым отставанием движется за ним. Со временем малыш всё успешнее научается фиксировать и прослеживать движение игрушки. К концу месяца ребёнок научается рассматривать заинтересовавший его предмет: проводит по нему взглядом, фиксируя детали. Почти одновременно с социальной улыбкой появляются улыбки и двигательное оживление при восприятии ребёнком красочных игрушек. Особенно привлекательны для малыша игрушки с изображением человеческого лица — куклы, неваляшки. Познавательная активность новорождённого в отношении предметного окружения из примитивной ориентировочной реакции начинает преобразовываться в более сложные формы: заинтересованное рассматривание, слежение, избирательное внимание и т.п. Однако предметная среда сама по себе, вне общения со взрослыми, не обеспечивает нормального развития познавательной

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0