26252

14 бенностей, наличия или отсутствия болезней, условий воспитания. Поэтому не существует одинаковых для всех детей показателей развития на одном и том же коротком временном интервале, можно говорить лишь о характерных особенностях, свойственных младенцам первого полугодия жизни. ОБЩЕНИЕ МЛАДЕНЦА СО ВЗРОСЛЫМ На втором месяце жизни расширяется репертуар поведения ребёнка в ответ на обращения взрослого. В течение 4–5 недель младенец, уже научившийся выделять взрослого взглядом и отвечать на его обращения улыбкой, быстро овладевает разнообразными средствами контакта, более точно и чётко воспринимает воздействия взрослого: уверенно отыскивает его глазами, поворачивается на звук его голоса, замечает издали на всё большем расстоянии. Постепенно он сам начинает проявлять инициативу в общении. Если взрослый тихим голосом с улыбкой и ласковым взглядом несколько раз произнесёт «агу», глядя в глаза малышу, он попытается ответить каким-либо звуком. Вначале это будут отрывистые тихие гуканья, но вскоре появятся и протяжные певучие звуки — гуление («агу», «а-а-а», «га-а»). Малыш повторяет за взрослым, а взрослый — за ним. Если взрослый, услышав гукание или гуление малыша, не оставит их без внимания, подойдёт к ребёнку, улыбнётся и поговорит с ним, малыш быстро научится призывать его таким способом. За 2—3-й месяцы жизни младенец научается не только реагировать на воздействия взрослого, но и инициировать контакты. Кроме взгляда, улыбки и вокализаций есть ещё один приём, с помощью которого младенец привлекает внимание взрослого: двигательное оживление. Уже в конце 1-го — начале 2-го месяца можно заметить, что движения малыша становятся не такими импульсивными и хаотичными, как прежде. Когда ребёнок видит взрослого или слышит его голос, он перестаёт двигаться на несколько секунд, как бы замирает, «прислушивается». Затем движения возобновляются. При повторном обращении всё повторяется: ребёнок замирает, смотрит на взрослого, улыбается, гулит, а затем во время паузы снова сучит ножками и перебира-

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0