26252

16 взрослого. Его улыбки разнообразны по выраженности и мимическому сопровождению, часто появляется смех. Среди вокализаций много вариаций, они довольно продолжительны и по-разному интонированы. Двигательное оживление проявляется очень энергично, в него часто вовлекаются не только ручки и ножки, но и голова и всё тельце младенца. К концу первого полугодия комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения. Сосредоточение дополняется различными зрительными ориентировочными действиями; улыбки дополняются разнообразными эмоциональными проявлениями (восторг, удивление, недоумение и др.); на смену двигательному оживлению приходят целенаправленные движения рук. Эмоциональное общение со взрослым — самое важное, чем должен овладеть ребёнок в первом полугодии жизни. В этом возрасте он уже становится активным партнёром взрослого в ходе общения. Он способен не только инициировать контакты со взрослым, но и тонко синхронизировать своё поведение с поведением взрослого. Специальные исследования с использованием видеосъёмки, позволяющие произвести тонкий анализ движений взаимодействующих партнёров, позволили установить, что в поведении пары ребёнок — взрослый есть большое сходство. Синхронизацию, взаимную подстройку друг к другу можно наблюдать при простых, стереотипных играх взрослого с ребёнком, например, в процессе игры в «козу» или «ладушки». Оказывается, что на самом деле игрой управляет ребёнок, он направляет поведение взрослого с помощью взгляда: то смотрит на взрослого, делающего ему «козу», то отводит взгляд в сторону, то снова смотрит на него, регулируя тем самым ритм и темп взаимодействия. С четырёх месяцев младенец регулирует взаимодействие не только взглядом, но и жестом. Таким образом, в основе взаимодействия взрослого с ребёнком лежит чередование ролей действующего лица и наблюдателя, последовательное включение и выключение активности с использованием взгляда, вокализаций, мимики и пауз. В общении младенца со взрослыми создаются наиболее благоприятные условия для развития всех видов деятельности и сторон психики ребёнка, поэтому в первом полугодии жизни эмоциональное общение является ведущей деятельностью.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0