26252

17 В процессе общения ребёнок осваивает сферу человеческих взаимоотношений. К концу первого месяца жизни новорождённые начинают проявлять интерес к взрослому; примерно в 3–4 месяца малыш продолжает относиться ко всем людям с вниманием и интересом, охотно вступает в эмоциональное общение, демонстрируя радость и удовольствие. Однако уже в этом возрасте можно заметить, что в рамках положительного отношения появляются различия в отношении детей к родным, знакомым и незнакомым. Ребёнок 4–5 месяцев в одной и той же ситуации ведёт себя по-разному. Близким взрослым — маме, папе или бабушке — малыш сразу начинает улыбаться, гулить, всячески привлекать внимание, побуждать к общению. Знакомой тёте малыш, возможно, улыбнётся, но не сразу, а на незнакомого человека будет долго смотреть и лишь после многократных «приглашений» наконец улыбнётся. Эпизоды общения не проходят бесследно, они откладываются в опыте ребёнка в виде установок, ожиданий определённого отношения и действий со стороны взрослого, в общении рождается привязанность малыша к тем людям, которые наиболее полно удовлетворяют его потребность во внимании и доброжелательности. Первые признаки появления привязанности обнаруживаются в 3,5–4 месяца. Они проявляются в том, что младенец стремится разделить с близким взрослым свои впечатления. Радуясь игрушке, он не просто выражает положительные эмоции, но с помощью взгляда адресует их находящейся рядом маме (папе или бабушке, сестре), приглашая близкого взрослого разделить свои впечатления. Ребёнок усиленно старается привлечь взрослого к этому занятию, смотрит то на него, то на игрушку, стремясь удержать обоих в поле зрения, и особенно радуется, если взрослый вместе с ним разглядывает игрушку и улыбается ей. Так в процессе эмоционального общения закладывается способность к сопереживанию. В отношении постороннего взрослого таких проявлений обычно не наблюдается — это прерогатива тех, с кем у ребёнка установились аффективно-личностные связи. Аффективно-личностными связями называются самые первые отношения привязанности. Появление привязанности к матери (или другому близкому взрослому) — одно из важнейших психологических новообразований данного возраста.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0