26252

18 Благодаря этим связям у ребёнка появляется чувство уверенности в себе, закладывается активная позиция в отношении к окружающему миру и к себе самому. Эта активность ложится в фундамент развивающейся личности и в первом полугодии выступает как первое предличностное образование. К 4–5 месяцам у здорового, нормально развивающегося ребёнка активность проявляется в открытом, доброжелательном отношении к окружающим людям, в заинтересованном, инициативном отношении к предметному миру, в жизнерадостности, требовательности, уверенности и настойчивости в своих желаниях, свидетельствующих о положительном самоощущении. Без установления аффективно-личностных связей искажается процесс личностного развития ребёнка. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ Под влиянием общения начинает складываться представление младенца о себе, отношение к себе, то есть закладываются основы самосознания. Первое, что чувствует ребёнок, вступая в общение со взрослым, — это самое общее и важное для него. Родные, называя малыша по имени, ласково, нежно разговаривая с ним, выражают ребёнку свою любовь, как бы авансом наделяют его личность уникальной значимостью, особой ценностью. Такое отношение взрослых способствуют формированию у младенца положительного самоощущения. Чувство собственной значимости, положительное отношение к себе ребёнка становится основой для открытого, доверчивого отношения к миру. Кроме общей самооценки, общего положительного отношения к себе, в первом полугодии начинает складываться представление ребёнка о себе. Действуя в общении как активный равноправный партнёр, младенец переживает своё собственное «Я» и «Я» другого человека как разное. При благоприятных условиях воспитания у младенца складывается представление о себе как о партнёре по общению, активном существе, способном влиять на взрослого и на ход общения с ним. При дефиците эмоционального, личностно ориентированного общения взрослых с ребёнком (например, при безразличном

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0