26252

19 или негативном отношении взрослых к малышу) у младенца не складывается положительное самоощущение, он недостаточно выделяет себя из окружающего мира, менее отчётливо переживает своё «Я». В результате у ребёнка деформируется его общее личностное развитие. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ В процессе общения происходит интенсивное развитие эмоциональной сферы ребёнка. Общение требует от младенца умения распознавать эмоциональные проявления взрослого и совершенствования своих собственных экспрессий, с помощью которых он выражает отношение ко взрослым, свои желания и состояния. Характерно, что в первом полугодии дети обнаруживают обострённую чувствительность к разнообразным оттенкам положительных эмоций взрослого, в то время как отрицательные эмоции дифференцируются ими менее тонко. На выражение упрёка или сердитое лицо младенцы реагируют так же радостно, как на улыбки и похвалы взрослого, выделяя из отрицательных обращений компонент внимания. В то же время безразличие взрослого воспринимается отрицательно, вызывает тревогу, недовольство. При отказе взрослого от общения у четырёхмесячного ребёнка возникает протест и подключение инициативных действий, побуждающих взрослого продлить общение. Постепенно расширяется круг объектов и явлений, вызывающих у младенца положительные эмоции. Он начинает проявлять интерес к окружающим предметам, радоваться при виде игрушки. ПРЕДРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Интенсивное эмоциональное общение является мощным фактором, влияющим на предречевое развитие ребёнка. От рождения наделённые избирательной чувствительностью к звукам человеческой речи младенцы нуждаются в постоянном слушании речи взрослого. Они предпочитают особую речь (так называемый бе-

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0