26252

20 би-ток), с которой обычно взрослые обращаются к маленькому ребёнку. Это нежные, высоко интонированные звуки с отчётливыми акцентами, обязательно с выраженной адресованностью к малышу. Безадресная речь, не включённая в общение (например, магнитофонная запись или речь по радио), не только не способствует предречевому развитию, но и притупляет чувствительность к ней ребёнка. В исследованиях обнаружилась способность младенцев уже в первые месяцы жизни двигаться синхронно ритму речи взрослого. Они также различают звуки по высоте, тембру и громкости. Такая избирательная чувствительность новорождённого к воздействиям, исходящим от человека, свидетельствует о том, что он от рождения обладает возможностями для установления контакта с матерью. Дети, с которыми взрослые часто и подолгу разговаривают, комментируя все свои действия, много и разнообразно вокализируют, а впоследствии часто опережают в речевом развитии тех сверстников, с которыми в младенчестве родители и воспитатели мало разговаривали и не использовали беби-ток. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Уже в период новорождённости у ребёнка отмечаются первые исследовательские действия — зрительное сосредоточение на предмете, рассматривание и др. На их основе в первом полугодии развивается более сложная познавательная деятельность, включающая не только различные способы ознакомительных и исследовательских действий, но и сопровождающие их эмоциональные проявления и переживания, которые являются началом познавательной активности. Она выражается в интересе ребёнка к предметам, стремлении их обследовать, ярких эмоциональных реакциях. Приблизительно в то же время, когда у малыша складывается комплекс оживления в общении со взрослыми, тот же комплекс начинает проявляться и при восприятии интересных игрушек. Эмоциональное общение со взрослым оказывает огромное влияние на развитие у младенца познавательного интереса к предметному окружению. Это влияние осуществляется двумя

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0