26252

21 путями. Во-первых, эмоциональное общение вызывает радостные переживания у ребёнка, способствует повышению общего жизненного тонуса, активации всех физиологических и психических процессов. Оно ставит малыша в активную позицию не только по отношению к взрослому, но и к предметному миру. Энергичный, жизнерадостный младенец открыт для познания всего нового, стремится активно исследовать окружающее. Вовторых, в процессе общения со взрослым у малыша развиваются все необходимые средства познания. Рассматривая в процессе общения лицо, фигуру человека, трогая его, ребёнок овладевает приёмами обследования, которые затем использует при восприятии предметов. Если малыш испытывает дефицит эмоционального общения, то развитие познавательной сферы тормозится. Он не проявляет интереса к игрушкам, не радуется им, выглядит вялым, апатичным. При благоприятных условиях воспитания в первом полугодии познавательная деятельность ребёнка в отношении предметного мира развивается высокими темпами. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении ребёнка, затем малыш научается рассматривать и прослеживать движение предметов, а вскоре и наблюдать за их перемещением в более отдалённом пространстве. Зрение в первые месяцы жизни является основным источником впечатлений ребёнка. В младенческом возрасте малыш получает много информации и с помощью рта. Недаром дети стремятся прикоснуться губами или языком к любому предмету, поднесённому ко рту, любят сосать соску, кулачки или пелёнку. Если приложить игрушку к губам ребёнка, он попытается захватить её губами, лизнуть, укусить. Рука подключается к познавательной деятельности ребёнка несколько позже. В 3–4 месяца можно наблюдать ещё неловкие ощупывающие движения, прикосновения к одежде, пелёнке и другим попавшим под руку предметам. Через некоторое время младенец научается координировать зрение и движения руки. Если подвесить игрушку на расстоянии ручки малыша, то он постепенно научится дотягиваться до видимого предмета.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0