26252

9 С самых первых дней новорождённый нуждается не только в пище, сне, тепле, сухой одежде, но и в соответствующих воздействиях на органы чувств, в психологическом комфорте. Ни одну из своих потребностей новорождённый не в состоянии удовлетворить самостоятельно, но природа наделила его способностью сигнализировать о своих нуждах криком. Мать устраняет причины дискомфорта, и малыш успокаивается, чаще всего засыпает. Внимательная, чуткая мать быстро научается распознавать причину плача малыша, предвосхищать её, тем самым налаживая гармоничные взаимоотношения с самых первых дней жизни. Необходимо, чтобы с самого рождения ребёнок ощущал любовь и заботу. Это помогает ему выделить взрослого из окружающей среды, научиться воспринимать его воздействия, почувствовать «вкус» к вниманию и ласке, а значит — подготовиться к общению с ним. Общение — это не всякое взаимодействие двух людей. Особенность общения в отличие от физического взаимодействия (например, во время пеленания, кормления) состоит в том, что оба партнёра — и ребёнок, и взрослый — попеременно адресуют и воспринимают воздействия, выражающие отношение друг к другу. Например, если в ответ на плач малыша взрослый меняет ему пелёнки, не выражая при этом ни взглядом, ни словом, ни жестом своего отношения к нему, то взаимодействие разворачивается — ребёнок подал сигнал, взрослый отреагировал адекватными действиями, но в таком взаимодействии общение отсутствует. Общение возможно лишь при наличии отношения взрослого к ребёнку как к субъекту, то есть существу, наделённому собственной активностью, переживаниями и желаниями, с которыми необходимо считаться. В том случае, когда взрослый лишь оказывает на ребёнка воздействие, например, равнодушно показывает игрушку, кормит или делает массаж, не разговаривая с ним, не глядя в глаза, никак не реагируя на его проявления, он относится к нему как к объекту, которым можно манипулировать по своему усмотрению. Психическое развитие ребёнка во многом зависит от того, как складывается общение малыша с окружающими взрослыми. Известно, что отсутствие или недостаток общения вызывает у здоровых от рождения детей тяжёлое нарушение как психического, так и физического развития. Чем лучше организовано общение

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0