26252

3 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Организационные и кадровые условия пребывания детей младенческого возраста в ДОО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ ЖИЗНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Новорождённость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Физическое развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Психическое развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Характеристика развития ребёнка от 1 до 6 месяцев . . . . . . . 12 Физическое развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 Общение младенца со взрослым . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 Формирование представления о себе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 Развитие эмоциональной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Предречевое развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 Познавательное развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 Основные направления работы педагога с детьми первого полугодия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Адаптация детей первого полугодия жизни к ДОО . . . . . . . 23 Социально-коммуникативное развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 Познавательное развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 Предречевое развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 Предпосылки художественно-эстетического развития . . . 40 Физическое развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Развивающая предметная среда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ ЖИЗНИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Характеристика возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Физическое развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49 Психическое развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 Развитие предметных действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 Общение и взаимоотношения с окружающими людьми . . . 56 Предречевое развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 Личностное развитие и кризис первого года жизни . . . . . . 63

Основные направления работы педагога с детьми второго полугодия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 Адаптация детей второго полугодия к ДОО . . . . . . . . . . . . . . 66 Социально-коммуникативное развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Познавательное развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Речевое развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 Художественно-эстетическое развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 Физическое развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 Развивающая предметная среда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 103 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА . . . . . . 109 Партнёрство педагогов и родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 Защита прав ребёнка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117 ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 Песенки, потешки, приговорки, колыбельные песенки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119 ЛИТЕРАТУРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127

5 ВВЕДЕНИЕ Младенчество — особый возраст в жизни человека, не похожий на все другие. Младенец беспомощен, не умеет ходить, говорить и целиком зависит от взрослых в удовлетворении своих жизненных потребностей. Поэтому традиционно сложилось отношение к ребёнку первого года жизни как к ещё неполноценному человеку, дозревающему вне утробы матери. В последние десятилетия в психологии было получено множество фактов о неизвестных ранее возможностях и способностях младенца, которые свидетельствуют о наличии у него полноценной, хотя и своеобразной, сложно организованной внутренней жизни. Выяснилось, что уже на первом году жизни у ребёнка формируются взаимоотношения с окружающими людьми, развиваются разнообразные способы познания мира предметов, закладываются основы личности и самосознания. Все важнейшие преобразования в психическом развитии младенца совершаются в процессе общения со взрослыми людьми. Этапы в развитии общения служат вехами, разграничивающими первый год жизни на два возрастных периода: первое полугодие (включая период новорождённости) и второе полугодие. Каждый из этих периодов характеризуется своими отличительными особенностями различных сторон психики ребёнка. Настоящее пособие является частью образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги». ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА В ДОО Традиционно считалось, что для воспитания детей младенческого возраста в общественных организациях достаточно осуществления присмотра и ухода. Основное внимание уделялось организации режима дня и физическому развитию детей. По-

этому допускалось наличие большого числа (10 и более) детей в группе, при этом на одного взрослого часто приходилось более 5 детей, и не придавалось особого значения квалификации воспитателей. В результате психическое развитие детей протекало стихийно, возрастные возможности младенцев оставались нереализованными. Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет другие, более адекватные закономерностям психического развития, требования к образовательному процессу для детей первого года жизни. Эффективный образовательный процесс для детей младенческого возраста в условиях ДОО возможен только при наличии следующих условий. Во-первых, должно соблюдаться соотношение взрослых и детей в группе один к трём. При большем количестве детей, приходящихся на одного взрослого, невозможно реализовать индивидуальный подход, иначе воспитательный процесс сведётся к присмотру и уходу. Второе важнейшее условие — наличие особых квалификационных характеристик воспитателей. Воспитатель должен уметь общаться с детьми младенческого возраста, чутко относиться к различным проявлениям потребностей и инициативности каждого малыша, знать подходящие возрасту игры, песенки, стихи, прибаутки. Третье условие — индивидуальный подход в организации режима сна, кормления и прогулки, учитывающий потребности каждого ребёнка. Четвёртое необходимое условие — наличие в группе адекватной предметно-развивающей среды: мебели (кроваток, манежей, пеленальных столов и пр.), игрушек и пособий для разных направлений развития ребёнка.

7 ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ ЖИЗНИ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает предоставление образовательных услуг для детей с 2 месяцев. Чтобы осуществлять правильные, адекватные возрасту педагогические воздействия и формы общения с младенцем, педагогам нужно понимать психологические особенности ребёнка от 2 до 12 месяцев и знать закономерности развития детей начиная с рождения. НОВОРОЖДЁННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Новорождённость — это период, охватывающий первый месяц жизни ребёнка. На этапе новорождённости идёт интенсивная перестройка всех жизнеобеспечивающих систем организма на их деятельность в условиях вне утробы матери. Новорождённый ребёнок громко кричит, у него отмечается выраженный мышечный тонус, особенно сгибателей. Во время сна новорождённый обычно принимает «утробную позу»: согнутые и прижатые к животу ручки и ножки. Он много спит, но его сон часто неустойчив и беспорядочен. Во сне, как и во время бодрствования, можно наблюдать хаотичные движения ручками и ножками. Новорождённый совсем не умеет регулировать свои движения, не может держать в вертикальном положении голову. В состоянии спокойного бодрствования конечности ребёнка находятся в непроизвольном движении. У него можно вызвать

8 некоторые врождённые двигательные рефлексы: хватательный рефлекс, рефлекс опоры, «автоматическая походка», самопроизвольное ползание и др. Успешность развития новорождённого зависит от разных факторов: степени зрелости ребёнка к моменту рождения, наличия или отсутствия воздействия различных вредоносных факторов во время беременности, от течения родов и от условий воспитания. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Несмотря на незрелость, новорождённый обладает определёнными возможностями и способностями для восприятия внешнего мира и действия в нём. Ещё до рождения у ребёнка начинают развиваться различные виды чувствительности — обоняние, тактильная, болевая, вестибулярная и другие. Например, чувствительность к прикосновению (тактильная, или кожная, чувствительность) возникает примерно на 9-й неделе жизни плода; вкусовая чувствительность закладывается на 10-й неделе; чувствительность, возникающая в мышцах, сухожилиях, суставах (проприоцептивная чувствительность), появляется примерно к 16 неделям. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что плод способен воспринимать звуки и даже реагировать на них. Вопреки широко распространённому мнению о том, что новорождённые спят все 24 часа в сутки, было установлено, что они бодрствуют небольшие промежутки времени, в совокупности иногда достигающие нескольких часов. Исследования, проведённые психологами в эти моменты бодрствования, опровергли представление о том, что новорождённый видит всё вверх ногами, не различает отдельных предметов и воспринимает их как нагромождение пятен. Напротив, выяснилось, что, хотя его зрительный аппарат ещё очень несовершенен, он позволяет воспринимать окружающее в трёхмерном пространстве и даже различать форму зрительных стимулов. Оказалось, что дети 3–7 дней от роду не только различают зрительные стимулы, но и предпочитают новые и сложные конфигурации знакомым и простым, а среди сложных — схематическое изображение человеческого лица.

9 С самых первых дней новорождённый нуждается не только в пище, сне, тепле, сухой одежде, но и в соответствующих воздействиях на органы чувств, в психологическом комфорте. Ни одну из своих потребностей новорождённый не в состоянии удовлетворить самостоятельно, но природа наделила его способностью сигнализировать о своих нуждах криком. Мать устраняет причины дискомфорта, и малыш успокаивается, чаще всего засыпает. Внимательная, чуткая мать быстро научается распознавать причину плача малыша, предвосхищать её, тем самым налаживая гармоничные взаимоотношения с самых первых дней жизни. Необходимо, чтобы с самого рождения ребёнок ощущал любовь и заботу. Это помогает ему выделить взрослого из окружающей среды, научиться воспринимать его воздействия, почувствовать «вкус» к вниманию и ласке, а значит — подготовиться к общению с ним. Общение — это не всякое взаимодействие двух людей. Особенность общения в отличие от физического взаимодействия (например, во время пеленания, кормления) состоит в том, что оба партнёра — и ребёнок, и взрослый — попеременно адресуют и воспринимают воздействия, выражающие отношение друг к другу. Например, если в ответ на плач малыша взрослый меняет ему пелёнки, не выражая при этом ни взглядом, ни словом, ни жестом своего отношения к нему, то взаимодействие разворачивается — ребёнок подал сигнал, взрослый отреагировал адекватными действиями, но в таком взаимодействии общение отсутствует. Общение возможно лишь при наличии отношения взрослого к ребёнку как к субъекту, то есть существу, наделённому собственной активностью, переживаниями и желаниями, с которыми необходимо считаться. В том случае, когда взрослый лишь оказывает на ребёнка воздействие, например, равнодушно показывает игрушку, кормит или делает массаж, не разговаривая с ним, не глядя в глаза, никак не реагируя на его проявления, он относится к нему как к объекту, которым можно манипулировать по своему усмотрению. Психическое развитие ребёнка во многом зависит от того, как складывается общение малыша с окружающими взрослыми. Известно, что отсутствие или недостаток общения вызывает у здоровых от рождения детей тяжёлое нарушение как психического, так и физического развития. Чем лучше организовано общение

10 взрослых с ребёнком, тем успешнее протекает психическое развитие младенца. В первые дни после рождения общение между ребёнком и взрослым отсутствует. Младенец плачем сигнализирует о своём неблагополучии, при этом не адресуется к конкретному человеку, не ищет его — кричит как бы в пространство. После устранения причины дискомфорта малыш успокаивается и никаких действий, направленных на продолжение взаимодействия, не совершает. Это происходит потому, что на этапе новорождённости малыш фактически ещё не является партнёром по общению, и взрослый должен выполнять роль обоих партнёров, как бы авансом наделяя младенца этим качеством. Постепенно, примерно со второй-третьей недели жизни, поведение малыша начинает меняться. Промежутки бодрствования у ребёнка увеличиваются, и в это время можно заметить, что при обращении взрослого младенец прекращает хаотические движения ручками и ножками — как бы замирает, прислушивается и начинает искать глазами источник звука. Затем движения возобновляются. На первых порах его взгляд, направленный на лицо взрослого, фиксирует границу лба и волос, и несколько позже — глаза. Взгляд в глаза — это первый признак зарождающегося общения, он свидетельствует о том, что малыш выделил взрослого из окружающих объектов. Обычно появление взгляда в глаза наблюдается примерно в трёхнедельном возрасте, однако если взрослые не разговаривают с ребёнком с первых дней жизни, мало уделяют ему внимания, то и появление взгляда в глаза отмечается гораздо позднее. При правильном воспитании здоровый доношенный малыш к концу первого месяца в ответ на обращение взрослого не только замрёт, глядя ему в глаза, но и улыбнётся. Появление адресованной улыбки очень важный момент в психическом развитии младенца. С первых дней появления на свет у ребёнка наблюдается разнообразная мимика, в том числе и улыбка. Однако сначала она никому не адресована: появляется при закрытых глазах и является отражением внутреннего состояния малыша. Поэтому такую улыбку называют физиологической. Улыбка, которая появляется в ответ на обращение взрослого при замирании, взгляде в глаза, называется социальной. Появление социальной улыбки означает конец периода новорождённости и начало следующего

11 возрастного этапа — этапа развития эмоционального общения со взрослым. Почти сразу после появления взгляда в глаза и первой улыбки малыш начинает отвечать на обращения взрослых звуками «га», «кх», «гх» и др., затем интенсивно взмахивать ручками и двигать ножками. Эти первые звуки (вокализации) получили название «гуканье», а движения конечностей — двигательное оживление. Так на этапе новорождённости постепенно возникают элементы поведения, с помощью которых малыш вскоре сможет вступать в общение со взрослыми. Если взрослый взаимодействует с ребёнком лишь только по поводу удовлетворения органических нужд, не разговаривает с ним, то сроки возникновения общения у младенца задерживаются. При благоприятных условиях воспитания, предполагающих включение предметов в общение ребёнка и взрослого, младенец быстро научается воспринимать воздействия, исходящие от предметов. На 2–3-й неделе жизни можно наблюдать, как малыш замирает при звуке колокольчика или погремушки, затем начинает искать глазами источник звука, а чуть позже и поворачивать в его направлении голову. Несколько позже он начинает фиксировать взгляд на предмете, затем переводить взгляд вслед за движущейся игрушкой. Взгляд ребёнка как бы «зацепляется» за предмет и с некоторым отставанием движется за ним. Со временем малыш всё успешнее научается фиксировать и прослеживать движение игрушки. К концу месяца ребёнок научается рассматривать заинтересовавший его предмет: проводит по нему взглядом, фиксируя детали. Почти одновременно с социальной улыбкой появляются улыбки и двигательное оживление при восприятии ребёнком красочных игрушек. Особенно привлекательны для малыша игрушки с изображением человеческого лица — куклы, неваляшки. Познавательная активность новорождённого в отношении предметного окружения из примитивной ориентировочной реакции начинает преобразовываться в более сложные формы: заинтересованное рассматривание, слежение, избирательное внимание и т.п. Однако предметная среда сама по себе, вне общения со взрослыми, не обеспечивает нормального развития познавательной

12 активности ребёнка. Общение со взрослыми во многом определяет её качественные и количественные особенности. Итак, к концу периода новорождённости нормально развивающийся ребёнок характеризуется умением сосредоточивать внимание на воздействиях взрослого и предметов, смотреть в глаза взрослому и улыбаться ему. Новорождённость выступает как подготовительный этап в развитии общения ребёнка и взрослого. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ОТ 1 ДО 6 МЕСЯЦЕВ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Начиная со 2-го месяца у ребёнка постепенно уменьшается тонус сгибателей рук и ног, увеличивается объём спонтанных движений, изменяется поза. Малыш начинает свободно поворачивать головку, поднимать и удерживать её несколько минут. Его следует время от времени класть на животик, чтобы укреплялись мышцы шеи и спины. К 6 неделям становится более систематическим и регулярным умение поворачивать головку к предмету, прикоснувшемуся к его лицу или области около рта, и схватывать его губами. Растёт период бодрствования, который достигает 15–20 минут в час и более. Постепенно совершенствуется зрение малыша. На 2-м месяце уже хорошо работает конвергенция глаз: малыш фиксирует предмет, удерживая оба глаза на объекте. Появляется способность легко следить за движением предмета. Если медленно проводить предмет в горизонтальной плоскости на расстоянии 30 см от глаз, малыш проследит за его движением. После 5–6 недель младенец замечает свою ручку, когда та пересекает линию взора. С каждым днём частота и продолжительность такой активности возрастает, пока не появится устойчивый взгляд на руку. Малыш всё дольше рассматривает свою руку. У него начинают свободно смыкаться и размыкаться пальцы, что

13 обеспечивает интересные зрительные наблюдения, ведь разнообразные движения пальцами более информативны, чем сжатый кулачок. Кулачок иногда может ударять по игрушке, смахнуть предмет, расположенный в пределах досягаемости. К 2 месяцам ребёнок уже подносит кулачок ко рту и удерживает его, часто захватывает кулачок ртом. 7–8-недельный малыш может определить, где расположен источник звука, ищет и находит его глазами. В течение первых трёх месяцев ребёнок всё лучше удерживает головку и к 3 месяцам достаточно хорошо может удерживаться в вертикальном положении на руках у взрослого. В этот же период он пытается поднимать голову и тогда, когда лежит на спине. В позе на спине младенец может свободно двигать руками и ногами, поворачивать голову в обе стороны. Как и раньше, ребёнка следует время от времени выкладывать на живот. Это даст ему возможность упражняться в поднимании головки и контролировать её движение. И также позволит малышу видеть предметы под разными углами зрения, даже те из них, которые раньше не попадали в поле его зрения. На протяжении следующих месяцев физическое развитие младенца по-прежнему идёт высокими темпами. С 4–5 месяцев младенец активно поднимает голову, лёжа на спине. Если малыша потянуть за ручки и помочь ему сесть, он уже поднимает и удерживает голову, не давая ей упасть назад. После 4 месяцев ребёнок начинает осваивать повороты со спины на живот. После 3 месяцев у младенца всё активнее развиваются произвольные движения рук. Он отводит их в стороны, поднимает до уровня глаз и выше, складывает вместе, ощупывает пелёнку, одежду, перебирает её пальчиками. К 4 месяцам младенец протягивает ручку к игрушке, пытается её захватить. К 5 месяцам большинство детей уже уверенно протягивают ручку к игрушке, захватывают, подносят ко рту. Многие малыши пытаются садиться, держась и подтягиваясь за руки взрослого, могут некоторое время сидеть на руках у взрослого, в подушках, в детском креслице. Находясь в положении сидя, ребёнку легче удерживать игрушку, рассматривать её, подносить ко рту, размахивать ею. В этом возрасте дети растут и развиваются очень быстро, и младенцы могут сильно отличаться друг от друга по темпам развития. Это зависит от многих факторов: наследственных осо-

14 бенностей, наличия или отсутствия болезней, условий воспитания. Поэтому не существует одинаковых для всех детей показателей развития на одном и том же коротком временном интервале, можно говорить лишь о характерных особенностях, свойственных младенцам первого полугодия жизни. ОБЩЕНИЕ МЛАДЕНЦА СО ВЗРОСЛЫМ На втором месяце жизни расширяется репертуар поведения ребёнка в ответ на обращения взрослого. В течение 4–5 недель младенец, уже научившийся выделять взрослого взглядом и отвечать на его обращения улыбкой, быстро овладевает разнообразными средствами контакта, более точно и чётко воспринимает воздействия взрослого: уверенно отыскивает его глазами, поворачивается на звук его голоса, замечает издали на всё большем расстоянии. Постепенно он сам начинает проявлять инициативу в общении. Если взрослый тихим голосом с улыбкой и ласковым взглядом несколько раз произнесёт «агу», глядя в глаза малышу, он попытается ответить каким-либо звуком. Вначале это будут отрывистые тихие гуканья, но вскоре появятся и протяжные певучие звуки — гуление («агу», «а-а-а», «га-а»). Малыш повторяет за взрослым, а взрослый — за ним. Если взрослый, услышав гукание или гуление малыша, не оставит их без внимания, подойдёт к ребёнку, улыбнётся и поговорит с ним, малыш быстро научится призывать его таким способом. За 2—3-й месяцы жизни младенец научается не только реагировать на воздействия взрослого, но и инициировать контакты. Кроме взгляда, улыбки и вокализаций есть ещё один приём, с помощью которого младенец привлекает внимание взрослого: двигательное оживление. Уже в конце 1-го — начале 2-го месяца можно заметить, что движения малыша становятся не такими импульсивными и хаотичными, как прежде. Когда ребёнок видит взрослого или слышит его голос, он перестаёт двигаться на несколько секунд, как бы замирает, «прислушивается». Затем движения возобновляются. При повторном обращении всё повторяется: ребёнок замирает, смотрит на взрослого, улыбается, гулит, а затем во время паузы снова сучит ножками и перебира-

15 ет ручками, вертит головкой из стороны в сторону. Так начинает складываться особый вид младенческого поведения, получивший название комплекс оживления. Отражающаяся в комплексе оживления радость — это то своеобразное содержание, которое ребёнок передаёт взрослому в процессе общения. Но сначала его элементы ещё разрознены, появляются не регулярно и неодновременно, выражены слабо. Это означает, что процесс общения ребёнка со взрослым ещё находится на этапе становления. О сформированности общения можно судить по четырём признакам: • Взгляд в глаза взрослого (свидетельствует об активности ребёнка, направленной на восприятие воздействий взрослого). • Ответная улыбка на воздействия взрослого (представляет собой эмоциональную реакцию, выражающую удовольствие ребёнка от общения). • Инициативные улыбки и двигательное оживление, сопровождаемые вокализациями (попытки привлечь внимание взрослого путём демонстрации своих умений и способностей). • Стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым (готовность младенца перестроить своё поведение в соответствии с поведением взрослого). Отдельные признаки свидетельствуют о становлении процесса общения, когда налицо все четыре признака, общение считается сложившимся. Поскольку взрослый и ребёнок в ходе таких контактов выражают друг другу положительные эмоции, эта первая в жизни ребёнка форма общения называется эмоциональным общением. В детской психологии оно имеет и другое название — ситуативно-личностное общение, что отражает его личностную адресованность и приуроченность к конкретной ситуации. К трём месяцам ребёнок охотно общается с окружающими взрослыми: улыбается, оживлённо двигает ручками и ножками, издаёт тихие протяжные звуки, радостно вскрикивает. Таким поведением малыш не только отвечает на ваше обращение к нему, но и стремится привлечь к себе ваше внимание, выражает радость от общения, старается продлить его. Обычно к 3–4 месяцам комплекс оживления достигает своего расцвета. Малыш способен надолго замереть и сосредоточиться на воздействиях

16 взрослого. Его улыбки разнообразны по выраженности и мимическому сопровождению, часто появляется смех. Среди вокализаций много вариаций, они довольно продолжительны и по-разному интонированы. Двигательное оживление проявляется очень энергично, в него часто вовлекаются не только ручки и ножки, но и голова и всё тельце младенца. К концу первого полугодия комплекс оживления распадается, преобразуясь в более сложные формы поведения. Сосредоточение дополняется различными зрительными ориентировочными действиями; улыбки дополняются разнообразными эмоциональными проявлениями (восторг, удивление, недоумение и др.); на смену двигательному оживлению приходят целенаправленные движения рук. Эмоциональное общение со взрослым — самое важное, чем должен овладеть ребёнок в первом полугодии жизни. В этом возрасте он уже становится активным партнёром взрослого в ходе общения. Он способен не только инициировать контакты со взрослым, но и тонко синхронизировать своё поведение с поведением взрослого. Специальные исследования с использованием видеосъёмки, позволяющие произвести тонкий анализ движений взаимодействующих партнёров, позволили установить, что в поведении пары ребёнок — взрослый есть большое сходство. Синхронизацию, взаимную подстройку друг к другу можно наблюдать при простых, стереотипных играх взрослого с ребёнком, например, в процессе игры в «козу» или «ладушки». Оказывается, что на самом деле игрой управляет ребёнок, он направляет поведение взрослого с помощью взгляда: то смотрит на взрослого, делающего ему «козу», то отводит взгляд в сторону, то снова смотрит на него, регулируя тем самым ритм и темп взаимодействия. С четырёх месяцев младенец регулирует взаимодействие не только взглядом, но и жестом. Таким образом, в основе взаимодействия взрослого с ребёнком лежит чередование ролей действующего лица и наблюдателя, последовательное включение и выключение активности с использованием взгляда, вокализаций, мимики и пауз. В общении младенца со взрослыми создаются наиболее благоприятные условия для развития всех видов деятельности и сторон психики ребёнка, поэтому в первом полугодии жизни эмоциональное общение является ведущей деятельностью.

17 В процессе общения ребёнок осваивает сферу человеческих взаимоотношений. К концу первого месяца жизни новорождённые начинают проявлять интерес к взрослому; примерно в 3–4 месяца малыш продолжает относиться ко всем людям с вниманием и интересом, охотно вступает в эмоциональное общение, демонстрируя радость и удовольствие. Однако уже в этом возрасте можно заметить, что в рамках положительного отношения появляются различия в отношении детей к родным, знакомым и незнакомым. Ребёнок 4–5 месяцев в одной и той же ситуации ведёт себя по-разному. Близким взрослым — маме, папе или бабушке — малыш сразу начинает улыбаться, гулить, всячески привлекать внимание, побуждать к общению. Знакомой тёте малыш, возможно, улыбнётся, но не сразу, а на незнакомого человека будет долго смотреть и лишь после многократных «приглашений» наконец улыбнётся. Эпизоды общения не проходят бесследно, они откладываются в опыте ребёнка в виде установок, ожиданий определённого отношения и действий со стороны взрослого, в общении рождается привязанность малыша к тем людям, которые наиболее полно удовлетворяют его потребность во внимании и доброжелательности. Первые признаки появления привязанности обнаруживаются в 3,5–4 месяца. Они проявляются в том, что младенец стремится разделить с близким взрослым свои впечатления. Радуясь игрушке, он не просто выражает положительные эмоции, но с помощью взгляда адресует их находящейся рядом маме (папе или бабушке, сестре), приглашая близкого взрослого разделить свои впечатления. Ребёнок усиленно старается привлечь взрослого к этому занятию, смотрит то на него, то на игрушку, стремясь удержать обоих в поле зрения, и особенно радуется, если взрослый вместе с ним разглядывает игрушку и улыбается ей. Так в процессе эмоционального общения закладывается способность к сопереживанию. В отношении постороннего взрослого таких проявлений обычно не наблюдается — это прерогатива тех, с кем у ребёнка установились аффективно-личностные связи. Аффективно-личностными связями называются самые первые отношения привязанности. Появление привязанности к матери (или другому близкому взрослому) — одно из важнейших психологических новообразований данного возраста.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDA0NzE0