Формируй социальный опыт смолоду! Каким сегодня должно быть изучение обществознания в школе?
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Формируй социальный опыт смолоду! Каким сегодня должно быть изучение обществознания в школе? 12.07.2021

Формируй социальный опыт смолоду! Каким сегодня должно быть изучение обществознания в школе?

На факультете государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова при участии издательства «Русское слово» завершилась летняя школа для учителей обществознания «Проблемные вопросы преподавания обществознания».

В онлайн-мероприятии приняли участие учёные, специалисты в области общественных наук, преподаватели факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, входящие в авторский коллектив линии учебников «Обществознание» под редакцией В.А. Никонова для 6–11 классов. Эта линия была выпущена издательством «Русское слово».

Перед аудиторией летней школы выступили доктор экономических наук, профессор, заместитель декана по научной работе факультета государственного управления МГУ Марианна Кудина; доктор юридических наук, профессор, заместитель декана по развитию факультета государственного управления МГУ Иван Лексин; доктор философских наук, профессор Юрий Петрунин; кандидат философских наук, доцент Людмила Логунова; доктор социологических наук, профессор Марина Рыбакова; доктор политических наук, профессор Галина Пушкарева; кандидат экономических наук, доцент Ирина Чурзина и другие.

От издательства «Русское слово» выступили руководитель Информационно-методического центра Владимир Рубцов и методист Юрий Кочеров. Предлагаем вашему вниманию выступление Юрия Кочерова, посвящённое формированию социального опыта у современной молодёжи в процессе изучения предмета «Обществознание» в школе.

Мне, во всяком случае, ненавистно всё, что только поучает меня,
не расширяя и непосредственно не оживляя моей деятельности.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Формируй социальный опыт смолоду!

Что такое учебный предмет «Обществознание»? Предметная Концепция даёт нам буквально в первой строчке ответ на этот вопрос: «Обществознание как учебный предмет изучает общество как систему и человека как субъекта общественных отношений». Мы вполне можем довольствоваться и таким ответом, но можем и углубиться в смысл слов, и тогда этот короткий ответ нам будет уже не достаточен. Предлагаем пойти именно вторым путём!

Итак, «Обществознание» как учебный предмет изучает общество… Какое общество? Современное общество – вполне разумный ответ на этот вопрос. А что представляет собой современное общество? Современное общество – постмодернистское. Это общество дискурса, индивидуального опыта, симулякров и быстрых изменений. И вот мы с вами уже близки к нерву – сути учебного предмета «Обществознание». Но для полноты картины предлагаю обратиться ещё и к этой формулировке в ответе на вопрос о том, что такое учебный предмет «Обществознание»: «изучает человека как субъекта общественных отношений». Что такое субъект? Заглянем в Философский энциклопедический словарь: «Субъект (от лат. subjectus – лежащий в основе) – индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности». Теперь мы нашли тот самый нерв: изучение обществознания невозможно только лишь в теории!


Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций

После того как мы определились с тем, что изучает предмет «Обществознание», будет уместно сформулировать два простых вопроса и попытаться дать на них ответы. Каковы преимущества этого предмета? Каковы его недостатки? Ответ на первый вопрос напрашивается сразу: «Обществознание» – весьма актуальный для жизни предмет, поскольку наши ученики изучают то, что происходит с ними здесь и сейчас. Ответов на второй вопрос можно дать несколько, но мы предлагаем остановиться на таком: учебный предмет «Обществознание» – конгломерат многих научных дисциплин, он перенасыщен информацией и от этого сложен для изучения. Кроме того, стоит отметить недостаточное количество уроков на уровне основного общего образования. Зачастую учебный план предоставляет всего один урок в неделю с 6 по 9 классы, что очень мало с точки зрения объёма информации в учебном предмете. Также этого совершенно недостаточно, если мы будем соединять социальную теорию и социальную практику в образовательном процессе.

Социальная практика на уроках обществознания – это не только требование времени, это и требование нормативных документов, которые регулируют преподавание учебного предмета «Обществознание» на уровне основного общего и среднего общего образования. Пункт 3 в разделе требований «Предметные результаты» ФГОС ООО совершенно однозначно нам говорит: «Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп». Этот тренд находит своё продолжение и во ФГОС СОО: пункт 6 в разделе требований «Предметные результаты» выглядит следующим образом: «Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений».

Предметная Концепция также находится в тренде. Вот некоторые выдержки из этого документа относительно соединения социальной теории и социальной практики: «…создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово‑экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном, динамично развивающемся российском обществе…», «…методы преподавания и изучения обществознания должны основываться на системно-деятельностном подходе, обеспечивать формирование способности практического применения полученных знаний…», «…на основе получаемых знаний обучающиеся должны научиться анализировать возникающие в жизни ситуации; использовать полученные знания о социальных нормах и ценностях в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития…». Эти и другие фрагменты Концепции говорят нам совершенно однозначно: на уроках обществознания закончилось время исключительно теоретизирования, пришло время соединить социальную теорию и социальную практику наших учеников!

Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных организацийВернёмся к тому обстоятельству, что учебному предмету «Обществознание» отводится один урок в неделю на уровне основного общего образования. Тут вполне резонно возникнет вопрос: как при наличии всего одного урока соединить теорию и практику в процессе преподавания обществознания? Предлагаем поискать ответ в «постконцептуальном» УМК «Обществознание» издательства «Русское слово». «Доконцептуальные» УМК, то есть выпущенные до 2018 года, не ориентированы на формирование и развитие социального опыта наших учеников, поэтому не позволят, с нашей точки зрения, органично соединять социальную теорию и социальную практику в образовательном процессе. В доконцептуальных УМК преобладает теоретизирование, «поучение», говоря словами Гёте. Рассмотрим пару показательных примеров: в параграфе 26 учебника для 8 класса «Подросток в трудовых правоотношениях» есть иллюстрация со следующей подписью: «Многие подростки обращаются в центры занятости населения». А чем наши подростки-ученики хуже, почему бы и им не обратиться в центр занятости? Как минимум, узнать, где он находится, как максимум – попробовать трудоустроиться. Причём этот опыт не конечный и имеет развитие: параграф 16 учебника для 9 класса «Кем быть?» в конце имеет рубрику «Работаем над проектом», где ученикам вновь предлагают обратиться в центр занятости (непосредственно или с помощью интернет-сайта) и найти информацию о востребованных профессиях. Есть ли здесь соединение теории и практики? Наш ответ однозначный – есть! Узнали учащиеся о процессе трудоустройства несовершеннолетних – попробовали трудоустроиться, узнали о востребованных профессиях – определились со своим будущим. Где найти время на такую работу? Ответ прост: эти задания для самостоятельной деятельности учеников, поскольку им необходимо приобрести именно индивидуальный опыт. За учителем останется только проверка результатов, но и здесь не будет сложностей, если критерии оговорены заранее. Подобных заданий, нацеленных на формирование индивидуального опыта учеников, на страницах УМК «Обществознание» издательства «Русское слово» множество – авторы не могли игнорировать ни требования времени, ни требования ФГОС, ни требования Концепции!

Подводя итог, хотелось бы напомнить, что в соответствии с одной из поставленных Концепцией задач (расширить использование электронных информационных и образовательных ресурсов) формирование у наших учащихся опыта взаимодействия с социальными институтами вполне возможно (даже необходимо в некоторых случаях) в электронном формате. Давайте оживлять деятельность наших учеников!

Автор Юрий Кочеров, методист издательства «Русское слово»


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: