Не человек, а сила природы: к 220-летию со дня рождения Александра Дюма
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Не человек, а сила природы: к 220‑летию со дня рождения Александра Дюма 25.07.2022

Не человек, а сила природы: к 220‑летию со дня рождения Александра Дюма

Александр Дюма — удивительная личность. Его судьба кажется литературным произведением. Давайте прочитаем её вместе — хотя бы в кратком пересказе.

Дом, где родился ДюмаОн родился недалеко от Парижа в семье генерала наполеоновской армии Тома-Александра Дюма. Его отец, настоящий герой и личный друг французского императора, был человеком прямым и откровенным. Он не стал скрывать, что военный поход в Египет считает поступком недальновидным и смысла не имеющим. Наполеон такого не прощал даже друзьям. И однажды, в 1801 г., когда генерал оказался в плену, просто… не стал его выручать. Только через два года измученный и смертельно больной Том Дюма был обменян на австрийского генерала Мака. Отец Александра вернулся домой, чтобы умереть. И семья оказалась перед лицом самой настоящей нищеты. Образование Александр получил в колледже, а по его окончании трудился младшим клерком (переписчиком) в нотариальной конторе. Очень скоро ему это занятие наскучило, и он отправляется покорять Париж, надеясь на помощь и покровительство тех, кто знал и ценил его отца. Из талантов у него на тот момент был безупречный каллиграфический почерк. Из денег — 20 франков. Ему нашлось место в канцелярии герцога Орлеанского. Во время этой службы он стал заядлым читателем, поглощая огромное количество книг и восполняя пробелы в своём образовании. Первой его творческой страстью стал театр. Сначала он влюбился в него в качестве зрителя, а потом стал сочинять пьесы. И они довольно быстро принесли ему успех (например, «Генрих III и его двор», «Антони», «Кин, гений и беспутство»). Он знал (может быть, по себе), чего хочет зритель: напряжённой и увлекательной интриги, неожиданной развязки, ярких характеров, драматичных столкновений, чётких нравственных оценок… Его пьесы собирали полные залы, Дюма вполне мог жить безбедно, наслаждаясь плодами своей популярности.

Александр ДюмаНо вскоре он охладел к этому занятию. Цель была достигнута — и стала неинтересной. Дюма вообще был очень увлекающимся человеком. Охота, архитектура, фехтование, политика, экономика, кулинария… А ещё он был любвеобильным и непостоянным. Широкой натурой, так сказать. Женившись, он почти сразу расстался с супругой, о количестве его возлюбленных уже при жизни ходили легенды, своими законными детьми он признал только двух дочерей и двоих сыновей. (Один из них, тоже Александр, стал писателем, и чтобы не спутать их, мы теперь вынуждены уточнять: Дюма‑сын.)

Он всегда старался быть в самой гуще событий, чувствовать жизнь «здесь и сейчас». Ещё в 1830 г. во время Июльской революции он был среди повстанцев, свергнувших Карла Х. А через два года по Парижу разнёсся слух, что Дюма расстрелян как участник другого восстания, жестоко подавленного. В действительности он остался жив, но на какое-то время уехал в Швейцарию, спасаясь от грозившего ареста. Там его и посетила идея, которую он впоследствии блестяще воплотит: создать цикл романов об истории Франции.

Дюма за работой (гравюра 1890-х годов)Сюжеты для своих романов он брал из далёкого и недавнего прошлого своего отечества. Правда, нельзя сказать, что он всерьёз изучал это прошлое. Иногда ему было достаточно какого-нибудь сомнительного с научной точки зрения источника, чтобы создать очередной шедевр. Например, самый знаменитый роман «Три мушкетёра» (1844) родился благодаря знакомству с мемуарами некоего д’Артаньяна. Эта книга стала первой в трилогии, за ней последовали «Двадцать лет спустя» (1845) и «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя» (1848). Особого внимания точности и достоверности Дюма не уделял. История вообще для него служила чаще всего фоном или рамкой, в которую он вставлял приключенческий роман. Или даже так: «История — это гвоздь, на который я вешаю свою картину». Публика вполне оценила такой творческий принцип. Тиражи газет и журналов, где печатались романы Дюма, взлетели до небес. Он умел поддерживать интерес, держа читателя в напряжении до самого последнего номера, в котором наступала развязка.

Писатель стал по-настоящему знаменит. Вместе со славой к нему пришло и богатство: издатели платили огромные гонорары. А он писал с бешеной, невероятной скоростью, выдавая по нескольку десятков романов в год. Конечно, это чисто физически не под силу одному человеку, даже такому трудолюбивому и энергичному, как Александр Дюма (а работал он иногда по 18 часов в сутки!). У него были соавторы, выполнявшие за него труды по сбору материала, созданию, так сказать, «конспекта» будущего произведения. Дюма же проводил «тонкую обработку», прописывал эпизоды, мастерски создавал диалоги… Он честно делился доходами со своими «литературными помощниками», но издатели требовали, чтобы на обложке красовалось только одно имя. Кстати сказать, самый известный из соавторов Дюма Огюст Маке оставил после себя весьма солидное наследство, целое состояние, в то время как сам Дюма завершил свой жизненный путь практически ни с чем. К этому привели его неуёмное жизнелюбие, страсть к роскоши, жажда праздника, щедрость на грани расточительства. «Это не человек, это сила природы!» — говорили о нём современники. Он не умел жить впрок. Перед смертью на упрёк своего сына в отсутствии бережливости он ответил примерно так: «Я пришёл в Париж с двадцатью франками в кармане. Вот они, лежат на камине. Как видишь, я их сберёг». Последним произведением романиста стал Большой кулинарный словарь. Дюма знал толк в еде. И вообще, как истинный гурман, любил жить «вкусно». Причём практически без вредных привычек: он никогда не пил алкоголь и не курил.

Памятник в Париже. 1883 год. Фото: wikipedia.orgАлександр Дюма прожил не так уж и много, уйдя в возрасте 68 лет. А его наследие составляет несколько сотен томов! Чтобы прочитать всё, что написал Дюма, может понадобиться целая жизнь. Он самый известный из французских писателей в мире. А совокупный тираж его книг — сотни миллионов! Это пока абсолютный рекорд для художественной литературы. По количеству экранизаций его обгоняет только Уильям Шекспир.

С Россией Александра Дюма сближает очень многое. Он, как и Пушкин, был потомком выходцев из Африки — его бабушка была чернокожей. Он любил и ценил русскую литературу и делал всё, что в его силах, чтобы она стала известной его соотечественникам. Многие французы узнали произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова благодаря переводам Дюма. Он живо интересовался русской историей и политикой. Его перу принадлежит первый роман о декабристах («Учитель фехтования», 1840), написанный в то время, когда в России о них нельзя было даже упоминать! А ещё Александр Дюма не просто посетил нашу страну — он в ней жил почти год: общался с русскими писателями, путешествовал. По итогам поездки написал путевые заметки «Из Парижа в Астрахань. Свежие впечатления от путешествия в Россию» (1859). Во время своего пребывания на Кавказе он был принят в число почётных казаков, а вернувшись в Париж, открыл там первую шашлычную.

Александр ДюмаНадо сказать, что этот интерес, эта любовь к России Александра Дюма были и остаются взаимными. Он без преувеличения один из самых популярных зарубежных писателей у нас. Его романы переиздаются огромными тиражами (в советское время они были дефицитом), его читают и перечитывают многие поколения, по его произведениям ставят пьесы и снимают замечательные фильмы.

Конечно, рано или поздно мы вырастаем из приключенческой литературы, как из подростковой одежды: три мушкетёра становятся воспоминанием отрочества. Светлым воспоминанием. Такими нужно дорожить, чтобы оставаться человеком.

   Если, путь пpоpубая отцовским мечом,

   Ты солёные слёзы на ус намотал,

   Если в жарком бою испытал, что почём, —

   Значит, нужные книги ты в детстве читал!

   (В.С. Высоцкий «Баллада о борьбе»)

Алексей Фёдоров,
доктор филологических наук,
главный редактор издательства «Русское слово»

В линиях учебников по литературе издательства «Русское слово» представлено творчество не только отечественных писателей и поэтов, но и выдающихся зарубежных авторов. Продуманная система разнообразных методических материалов способствует глубокому осмыслению изучаемых произведений, постижению литературы как вида искусства, нравственно-эстетическому воспитанию школьников. Подробнее об учебниках «Литература» для основной и средней школы можно узнать на сайте издательства в специальном предметном разделе. Приобрести учебники можно в официальном интернет-магазине.


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: