Мыслитель, критик, поэт: к 200-летию со дня рождения Аполлона Григорьева
Развиваем, сохраняя традиции...
История. Как работать по учебникам действующего ФПУ в соответствии с новыми ФОП?

Новинки

Новости

Мыслитель, критик, поэт: к 200-летию со дня рождения Аполлона Григорьева 28.07.2022

Мыслитель, критик, поэт: к 200-летию со дня рождения Аполлона Григорьева

О, говори хоть ты со мной,

Подруга семиструнная!

Душа полна такой тоской,

А ночь такая лунная!

Этот классический городской романс многие считают народным. Но у него есть автор, в судьбе которого ярко отразились многие особенности русского национального характера. Эту судьбу трудно назвать счастливой. Но может быть, именно бурным перипетиям его личной жизни мы обязаны проникновенной лирикой, самобытно развивающей романтические традиции в отечественной поэзии второй половины XIX столетия, а его страстному темпераменту — вдохновенными и острыми критическими статьями о русском театре и литературе. Ведь фраза «Пушкин — наше всё» тоже стала народной…

Аполлон Александрович ГригорьевАполлон Александрович Григорьев родился 28 июля (16 июля по старому стилю) 1822 г. в Москве. Его мать, Татьяна Андреева, была дочерью крепостного кучера, а отец, Александр Иванович — сыном крестьянина, благодаря чиновничьей службе добившегося дворянского звания. Родители Аполлона смогли обвенчаться только через год после его появления на свет, поэтому ребёнок считался незаконнорождённым и был сдан в московский Воспитательный дом, чтобы не быть зачисленным в крепостные. Лишь в 1850 г. Аполлон станет дворянином, дослужившись (правда, с немалым трудом) до чина титулярного советника, то есть практически повторив путь своего деда.

Несмотря на «романтическое» происхождение, будущий поэт получает неплохое домашнее образование, благодаря которому в 1838 г. поступает на юридический факультет Московского университета. Сокурсники — А.А. Фет и Я.П. Полонский — на долгие годы становятся его литературными соратниками, единомышленниками, друзьями. Молодые люди создают литературный кружок, где читают и обсуждают свои и чужие стихи, обмениваются мнениями о современной отечественной и зарубежной словесности, спорят на философские, политические, исторические темы. Окончив университет в 1842 г. со званием первого кандидата, Григорьев остаётся работать вначале в библиотеке, потом секретарём Совета. Но рассеянность, забывчивость и неаккуратность мешают ему в должной мере исполнять свои служебные обязанности.

Антонина КоршВ 1843 г. Аполлон Александрович переживает страстное и безответное чувство к Антонине Фёдоровне Корш. Первое опубликованное стихотворение (июль 1843) Григорьева — «Доброй ночи!» — обращено к возлюбленной. Неразделённая страсть находит своё выражение в лирике этого периода — преобладающими темами ранних стихотворений становятся роковые чувства, тоска одиночества, таинственные силы, играющие людьми. Особенно показательны такие произведения, как «Обаяние», «Комета», «Вы рождены меня терзать…», «Над тобою мне тайная сила дана…», «К Лавинии», «Женщина», «Две судьбы», «Прости», «Нет, не тебе идти со мной…». В некоторых стихотворениях, включённых в книгу «Гимны», автор обращается к философской проблематике бренного и вечного, жизни и смерти, в некоторых — мучительно размышляет о своём поколении, продолжая традиции лермонтовской «Думы», в некоторых — поэтически интерпретирует жанр молитвы. Правда, приблизительно в это время историк М.П. Погодин делает у себя в дневнике запись: «Были Григорьев и Фет. В ужасной пустоте вращаются молодые люди. Отчаянное безверие».

Неразделённая страсть, депрессия, а также многочисленные долги заставляют Григорьева оставить службу и в 1844 г. тайно уехать в Петербург, где у него не было ни родственников, ни знакомых. В течение года Аполлон Александрович служит в Управе благочиний и в Сенате, совмещая государственную службу с занятиями литературой, но вскоре окончательно определяется со своим профессиональным призванием. К тому же его характеру всякая упорядоченная, планомерная деятельность была противопоказана. В 1844–1846 гг. в качестве театрального рецензента он сотрудничает в журнале «Репертуар и Пантеон», а в качестве литературного критика пишет статьи, рецензии и обзоры в журнале «Финский вестник»; тогда же он пробует свои силы в прозе и драматургии. Единственный прижизненный сборник «Стихотворения Аполлона Григорьева» вышел в Петербурге в 1846 г. несерьёзным тиражом 50 экземпляров и не получил сочувственного внимания критики, а В.Г. Белинский в своей рецензии вынес жестокий приговор: «Книжка стихотворений г. Григорьева более опечалила нас, нежели порадовала… Дело в том, что из неё мы окончательно убедились, что он не поэт, вовсе не поэт».

В 1847 г. А. Григорьев возвращается в Москву, разочаровавшись в Петербурге:

Прощай, холодный и бесстрастный,

Великолепный град рабов,

Казарм, борделей и дворцов,

С твоею ночью гнойно-ясной,

С твоей холодностью ужасной

К ударам палок и кнутов.

Аполлон Александрович ГригорьевПроизведения Григорьева начинают выходить в газете «Московский городской листок». Именно там опубликована его рецензия на гоголевские «Выбранные места из переписки с друзьями». В том же году А. Григорьев совершает неожиданный для многих поступок: делает предложение сестре отвергнувшей его Антонины Корш, Лидии. Но семейного счастья обрести ему было не суждено — после измены жены, любившей «богемный» образ жизни, брак был фактически расторгнут. Драматические перипетии взаимоотношений с женой и безответной любви к таинственной незнакомке отразились в стихотворениях цикла «Дневник любви и молитвы». Поэт переживает глубокий духовный кризис, увлекается христианским социализмом, ненадолго даже становится членом масонского кружка.

Пытаясь свести концы с концами, он начинает преподавательскую деятельность в различных учебных заведениях, а с 1850 г. входит в редакцию журнала «Москвитянин», где сотрудничает вплоть до закрытия журнала в 1856 г. Журнал, выпускавшийся видным славянофилом М.П. Погодиным с 1841 г., получил свежие силы — так называемую «молодую редакцию», в которую, помимо Григорьева, входили А.Н. Островский и другие литераторы, живо интересовавшиеся народной культурой и бытом. В «Москвитянине» постепенно оформляется новое общественно-философское направление «почвенничества», одним из эстетических идеологов которого стал Аполлон Григорьев, написавший за пять лет работы в журнале более 80 критических статей.

Постепенно он становится одним из ведущих и авторитетнейших российских критиков, публикуется в «Русской беседе» И.С. Аксакова, сотрудничает с «Библиотекой для чтения» А.В. Дружинина и «Сыном Отечества» А.В. Старчевского, некоторое время участвует в деятельности «Русского вестника» М.Н. Каткова. Журнал «Русское слово», ныне прочно связанный с именем Д.И. Писарева, начинал издаваться под редакцией А.А. Григорьева, Г.А. Кушелева-Безбородко и Я.П. Полонского (1858). Именно Григорьев положил начало так называемой «органической» критики, оказав влияние на становление таких мыслителей, как Н.Н. Страхов, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев.

Самый известный цикл статей Григорьева-критика опубликован в 1859 г. и называется «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» («Русское слово»). Именно из этого произведения вошла в русское сознание универсальная формула «наше всё». Но и о поэзии в 1850-е гг. он не забывает, тем более что в его жизнь в 1852 г. вторгается новая пламенная и безответная страсть — к Леониде Яковлевне Визард. Ей посвящены самые известные стихотворения поэта. «Цыганская венгерка» («Две гитары, зазвенев…») и «О, говори хоть ты со мной…» вошли в поэтический цикл «Борьба». «Последний романтик», по собственному определению, в лирике этого периода остаётся верным романтической эстетике, во многом близким по духу лермонтовским исканиям‑метаниям между молитвой и бунтом. Цыганская неистовая страсть (сам Григорьев был очень музыкален и, по воспоминаниям друзей, не расставался с гитарой), омрачённая ощущением безысходности и отчаяния, соседствует в этом цикле с духовно просветлёнными обращениями к Создателю. Заглавное стихотворение цикла открывается парадоксальным отрицанием-заклинанием, показывая всю глубину мучительных душевных противоречий лирического героя:

Я её не люблю, не люблю…

Это — сила привычки случайной!

Но зачем же, с тревогою тайной,

На неё я смотрю, её речи ловлю?

Одно из последних стихотворений «Будь счастлива… забудь о том, что было…» своей светлой прощальной тональностью напоминает знаменитую пушкинскую элегию «Я вас любил: любовь ещё, быть может…».

В 1857 г. в качестве воспитателя и домашнего учителя юного князя И.Ю. Трубецкого Григорьев уезжает в Европу, в течение года живёт в Париже (где встречается и общается с И.С. Тургеневым) и Флоренции, посещает знаменитые художественные галереи, ездит в Вену, Прагу, Венецию, Берлин. Европейские эстетические впечатления нашли отражение в поэтическом цикле «Импровизации странствующего романтика».

Надгробие Аполлона Григорьева на Литераторских мосткахВ 1859 г. Мария Фёдоровна Дубровская становится гражданской женой А. Григорьева. Однако и этот брак приносит лишь многочисленные ссоры и нравственные мучения. Аполлон Александрович всё чаще прибегает к алкоголю, словно испытывая на прочность свой могучий организм. Поездка в 1961 г. в Оренбург, куда он был приглашён для службы учителем русского языка и словесности в местном кадетском корпусе, изменила страдальческую жизнь поэта лишь ненадолго — после смерти сына-младенца он окончательно расходится с женой.

В начале 1860-х гг. происходит сближение с братьями М.М. и Ф.М. Достоевскими. Григорьев принимает активное участие в журналах «Время», а затем «Эпоха»; по совету Ф.М. Достоевского пробует свои силы в качестве мемуариста. Несмотря на помощь друзей, Аполлон Александрович всё чаще оказывается в сложных ситуациях, связанных с материальными проблемами, несколько раз попадает в долговую тюрьму и продолжает обращаться к спиртному.

Поэт умер 25 сентября 1864 г. от апоплексического удара (инсульта) и был похоронен на Митрофаниевском кладбище, позднее перезахоронен на Волковом кладбище в своём горячо нелюбимом городе Санкт-Петербурге.

Во многом опередивший своё время мыслитель, глубокий критик и вдохновенный поэт, страстный и благородный, вечный «юноша с душою Дмитрия Карамазова» (А. Блок), Аполлон Григорьев заслуживает внимания современного читателя как одно из самых ярких воплощений «широкой русской натуры» — богато одарённой и беспечно растратившей свой дар.

Алексей Фёдоров,

доктор филологических наук,

главный редактор издательства «Русское слово»

Творчество русских поэтов и писателей XIX века представлено в учебниках по литературе издательства «Русское слово» для основной и средней школы. Линии учебников соответствуют ФГОС и включены в действующий Федеральный перечень. Подробнее о них можно узнать на сайте издательства в специальном предметном разделе, посвящённом литературе. Там же доступны методические материалы для учителей литературы. Учебники представлены также в официальном интернет-магазине.


Возврат к списку


ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: