Экспертный совет Академии инновационного образования и развития и Всероссийского информационно-методического журнала «Внешкольник» провёл серию мероприятий, на которых были рассмотрены «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий» (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных технологий»). В состав экспертного совета вошли также представители издательства «Русское слово», Фонда поддержки образования, НП «Доверие. Партнерство. Право» и другие специалисты.
В ходе обсуждения документа руководитель Центра социализации, воспитания и дополнительного образования издательства «Русское слово», кандидат исторических наук Хмайра Загладина сказала, что рассматриваемые методические рекомендации, посвящённые новым форматам работы учителей, методистов, психологов, социальных педагогов, руководителей образовательных организаций в современных условиях, носят очень актуальный характер. Они могут служить ориентиром для работы классных руководителей с родителями, стать хорошей методической поддержкой при проведении занятий с использованием дистанционных технологий как во внеурочной деятельности, так и в системе дополнительного образования детей.
Документ, выпущенный Министерством просвещения, по мнению эксперта, имеет ряд достоинств. «Позитивным является то, что в методических рекомендациях большое внимание уделяется семье, родителям (законным представителям) обучающихся. И не только потому, что именно они являются основными участниками образовательного процесса. В новых условиях, которые мы переживаем, родители вынуждены повышать свои родительские компетенции, становиться, в некотором смысле, и психологами, и педагогами, и тьюторами для своих детей», – сказала Хмайра Загладина.
Вместе с тем, были высказаны пожелания к разработчикам документа. «Очень важно сегодня, – подчеркнула Хмайра Загладина, – обратить особое внимание на вопросы взаимодействия образовательных организаций с социально-ориентированными некоммерческими организациями (НКО) в рамках межсекторного сотрудничества и общественно-государственного партнерства. Сегодня эти структуры, обладая интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами, имеют возможность оказывать реальную помощь школам. Я сужу по экспериментальным площадкам ФИРО, инновационным площадкам издательства «Русское слово» из числа образовательных НКО. Они имеют свои программы, образовательные онлайн-платформы, могут быть полезны и педагогам, и школьникам, и родителям, а также стать хорошими помощниками в реализации воспитательных практик».
«Смещение акцентов в сторону цифровых форматов обучения стало серьезным вызовом для воспитательной работы в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Это повлияло не только на взаимодействие педагогов с детьми, но и на понимание того, какими компетенциями должны обладать педагоги, какой учебный материал давать учащимся для освоения, какие мероприятия проводить и в каком объёме использовать дистанционный формат в будущем. Сегодня важно систематизировать наше представление о направлениях, формах и результатах дистанционной работы и задуматься о новых подходах к образованию», – подвела итог Хмайра Загладина.
Всего в экспертном обсуждении рекомендаций, состоявшемся из-за пандемии коронавируса в дистанционном режиме (в форме вебинаров, онлайн-дискуссий и опросов), участвовало более 500 человек из 46 регионов Российской Федерации. Среди них доктора и кандидаты педагогических наук, служащие муниципальных органов управления образованием, представители ректоратов педагогических вузов, директора и заместители образовательных организаций, методисты, педагоги дополнительного образования детей, юристы, родители. Инициатором проекта выступила ректор Академии инновационного образования и развития, главный редактор журнала «Внешкольник», кандидат педагогических наук Ольга Рубцова.
По итогам обсуждения экспертами были озвучены достоинства документа, а также сформулированы пожелания и замечания, нашедшие отражение в подготовленном открытом письме Министру просвещения РФ Сергею Кравцову, опубликованному 17 июля. Полный текст письма с приложением доступен по ссылке.