15 сентября отмечается Международный день демократии, провозглашённый Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 году. Все ли могут ответить на вопрос, что такое демократия? В каких школьных учебниках затрагивается эта тема? Как учителю доступно объяснить её ученикам? Об этом – в нашем сегодняшнем материале.
Происхождением термина «демократия» мы обязаны древним грекам, связавшим слова δῆμος («народ») и κράτος («власть») в одно, дав человечеству не только новое слово, но и новую форму правления – демократию, то есть народовластие.
Демократия – форма политического устройства, основанная на принципах народовластия, верховенства законности, политического плюрализма, свободы и равноправия граждан. Такое определение приводится в учебнике обществознания для 7 класса, выпущенном издательством «Русское слово» под научной редакцией доктора исторических наук, профессора, декана факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова Вячеслава Никонова.
Однако первое знакомство с темой демократии происходит у школьников не в 7 классе на уроке обществознания, а раньше: в 5 классе на уроках всеобщей истории они уже сталкиваются с этим понятием при изучении истории Древней Греции (см. линию учебников по всеобщей истории для 5‑9 классов под научной редакцией академика РАН, доктора исторических наук, профессора Сергея Карпова).
Стоит отметить, что суть демократической формы правления менялась со временем. «В Древней Греции к народу относили не каждого. Чтобы стать частью народа – гражданином, надо было этому народу послужить или родиться свободным человеком. В наше либеральное время каждый человек рождается свободным, поэтому понятие "народ" более обширно. И власти у народа прибавилось: участие в федеральных и региональных выборах и референдумах, контроль за органами государственной и муниципальной власти, участие в общественных объединениях граждан», – поясняет Юрий Кочеров, методист издательства «Русское слово».
В учебнике издательства «Русское слово» по обществознанию для 7 класса демократии посвящён отдельный параграф (§ 24). В нём тема изложена достаточно подробно и доступно с учётом возрастных особенностей детей-семиклассников. Имеются интересные практические задания, предполагающие работу с интернет-ресурсами, например порталом «Президент России – гражданам школьного возраста».
Говоря о демократии на уроках обществознания, стоит напомнить известную цитату Авраама Линкольна, хорошо объясняющую это понятие: «Демократия – это правление народа, избранное самим народом и для народа». Отличным способом знакомства с демократией, по мнению методиста издательства «Русское слово», будет применение её принципов прямо на уроке.
«Учитель может создать ситуацию, в которой ученикам необходимо будет избрать своего представителя или нескольких представителей для решения какой-либо учебной задачи, оговорив при этом возможность перевыбора в том случае, если выбранные представители с поставленной задачей не справятся. Неплохим подспорьем в изучении этой темы может стать школьное самоуправление, которое позволяет учащимся стать активными субъектами школьной жизни», – говорит Юрий Кочеров.
Темы, связанные с политической сферой жизни общества, многогранны и интересны как с точки зрения школьника, так и с точки зрения учителя. Полноценно раскрыть их на уроках помогут учебники по обществознанию издательства «Русское слово» для 6–9 и 10–11 классов, выпущенные под научной редакцией доктора исторических наук, профессора, декана факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова Вячеслава Никонова. Авторский коллектив учебников включает учёных, специалистов в области общественных наук, преподавателей факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова.
Учебники рекомендованы Министерством просвещения Российской Федерации к использованию при реализации программ общего образования. Данная линия учебников по обществознанию от издательства «Русское слово» – победитель в номинации «Учебник XXI века» на конкурсе «Книга года – 2019».