Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
13.11.2020
Сокровища Роберта Льюиса Стивенсона: к 170‑летию со дня рождения писателя

Юность немыслима без романтики, без жажды приключений, без тяги к таинственному. А значит, и без книг с захватывающими путешествиями, полными опасностей и испытаний. Чтобы всё это пережить вместе с героями и, открывая удивительные, фантастические миры, как-то незаметно, вдруг что-то открыть… в себе. Что-то важное и на всю жизнь. Это потом, повзрослев, мы понимаем: яркие картины и остросюжетное повествование без доброй правды о человеке стали бы минутным развлечением, занятным времяпрепровождением. Игрой. Потому что «книги такого рода увлекательны, но не художественны и напоминают скорее шахматную задачу, а не произведение искусства», – писал Роберт Стивенсон. Иное дело – настоящие книги: «…они накладывают отпечаток на душу уже одним своим прикосновением; мы пьём их залпом, как воду, и внутренне хорошеем, а как это получается, и сами не знаем». Такие книги остаются в сердце, потому что без навязчивого дидактизма учат нас добру, мужественности и ответственности, честности и благородству.

Именно так и понимал свою задачу Стивенсон: «Два обязательства возлагаются на всякого, кто избирает литературную профессию: быть верным действительности и изображать её с добрыми намерениями». И ведь «верность действительности» не противоречит романтической устремлённости к идеальному: именно свет идеала и позволяет лучше разглядеть важное в обыденном, приблизиться к разгадке нашей жизни: «Каждое явление действительности – часть той великой загадки, которую мы призваны разрешить все вместе».

Как тут не вспомнить известные слова Ф.М. Достоевского: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время»И такое созвучие не случайно. Стивенсон был поражён романом «Преступление и наказание» – под впечатлением от художественных открытий русского классика он напишет свою «Странную историю доктора Джекила и мистера Хайда». Основоположник и теоретик неоромантизма, Стивенсон и в историческом, и в приключенческом, и в фантастическом произведении всегда достоверен и психологически точен. Наверное, потому что многое пережил сам.

Сокровища Роберта Льюиса Стивенсона: к 170-летию со дня рождения писателя

Роберт Льюис Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в шотландском городе Эдинбурге, в семье инженера, потомственного строителя маяков. В раннем детстве Луис перенёс тяжёлую болезнь, последствия которой доставляли ему страдания на протяжении всей его непродолжительной жизни. «Детство моё, – вспоминал он, – сложная смесь переживаний: жар, бред, бессонница, тягостные дни и томительно долгие ночи». И словно наперекор столь раннему печальному опыту рождается светлый стивенсоновский мир: вынужденной, мучительной замкнутости противопоставляется душевная открытость – чудесное и таинственное видится даже в том, что рядом, что доступно болезненному ребёнку:

Внизу, где вьётся ручеёк,

Где красный вереск, жёлтый дрок

            Раскинули кусты,

Лощинку я облюбовал

И там, играя, создавал

            Мир жизни и мечты.

(«Мои владения», перевод Я. Мексина)

Мир жизни и мечты – и никакого разлада между ними. Как это и бывает в детстве. «Кто не помнит, как ребёнком зарывался лицом в траву, вглядывался в дебри этого крохотного леса и видел, как они наполняются волшебными полчищами!» И такое детское мировосприятие, «ребячливость души» Стивенсон сохранил на всю жизнь. Надежд отца на продолжение династии он не оправдал, ещё студентом осознав: его призвание – литература. И путешествия:

Вот как жить хотел бы я,

Нужно мне немного:

Свод небес, да шум ручья,

да ещё дорога.

(«Бродяга», перевод Н. Чуковского)

Словно вырвавшись наконец из душной детской комнаты, Стивенсон полной грудью вдыхает воздух свободы. Скитальчество – ещё и попытка спастись от преследовавшей его лёгочной болезни. «Я люблю воздух родины, но без взаимности», – шутил писатель. Отныне путешествия не только наполняют его жизнь, но и определяют судьбу. В поездке по Франции Стивенсон встречает свою любовь. Френсис Ван де Грифт Осборн – замужняя женщина с двумя детьми, старше Луиса на 10 лет. Она стала внимательным читателем и тонким критиком его произведений, верным другом и помощником, самоотверженной супругой беспокойного бродяги. Дальше они путешествуют вместе, терпеливо перенося все неудобства неустроенной жизни.

«Остров сокровищ» стал одним из этапов жизненного путешествия. И возник он неожиданно, по признанию самого автора, благодаря пятнадцатилетнему пасынку. Вот как с добродушным юмором Стивенсон рассказывает читателям об истории появления своего самого известного романа: «В дом покойной мисс Макгрегор приехал на каникулы школьник, который жаждал найти себе какое-нибудь занятие, чтоб было над чем поломать голову… …однажды я начертил карту острова… здесь были бухточки, которые меня пленяли, как сонеты. И с бездумностью обречённого я нарёк своё творенье “Островом сокровищ”. Я слышал, бывают люди, для которых карты ничего не значат, но не могу себе этого представить! Имена, очертания лесов, направление дорог и рек, доисторические следы человека… мельницы и развалины, водоёмы и переправы… вот неисчерпаемый кладезь для всякого, у кого есть глаза и хоть на грош воображения. …Я уронил задумчивый взгляд на карту своего “Острова сокровищ” и средь придуманных лесов зашевелились герои моей будущей книги. Загорелые лица их и сверкающее оружие высовывались из самых неожиданных мест; они сновали туда и сюда, сражались и искали сокровище на нескольких квадратных дюймах плотной бумаги. Я не успел опомниться, как передо мною очутился чистый лист, и я составлял перечень глав…»

Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2

Лёгкий, остроумный и «занимательный» Стивенсон верил в высокое нравственное предназначение литературы, последовательно и твёрдо отстаивая свои этические и эстетические взгляды в литературно-критических эссе и статьях. Они открывают нам Стивенсона-мыслителя в его отношении к делу: «…дело своё следует делать добросовестно и так, чтобы от него была польза, – это уже вопрос чести и нравственности», к задаче писателя: «защитить угнетённых и отстоять правду», к художественной правде: «всякая правдивая книга, тем самым и книга назидательная, непременно наставляет читателя». Но и читателю, по мнению Стивенсона, необходим талант – душевная щедрость и открытость новому: «Если человек пытается разобраться в этом новом, понять, какие истины в нём заключены, значит, он наделён читательским даром…»

Писатель высмеивал эстетское самолюбование и погоню за гонорарами некоторых литераторов, пустоту и сенсационность газетной журналистики. В его восприятии литература – одна из деятельных форм жизни. И путешествия в экзотические страны для Стивенсона – не бегство от серой действительности в мир мечты и фантазии. А путь познания мира и себя. И сердечное участие в судьбах других людей, преодоление духовной инерции, ежедневный труд и борьба за правду. «Великое дело быть в движении, непосредственно ощутить потребности и тяготы жизни, спуститься с перины цивилизации и почувствовать под ногами земную твердь».

Уже будучи всемирно известным писателем, Стивенсон поселился с семьёй на острове Самоа, в южной части Тихого океана. Его глазам открылись алчность и бесчинство немецких, английских и французских колонизаторов, губительные для местных жителей результаты их хищнических действий – болезни и вымирание, междоусобицы и работорговля, утрата самобытной культуры. Английский классик, шотландский патриот не мог остаться безучастным наблюдателем бедствий аборигенов: «Невозможно жить здесь и не чувствовать очень болезненно последствий чудовищного хозяйничанья белых». Стивенсон писал гневные заметки и посылал их в Лондон, укрывал неугодных марионеточному правительству народных вождей, спасал их из тюрем, лечил воинов, обеспечивал работой местных жителей. А они, став его читателями (рассказ «Сатанинская бутылка» был переведён на самоанский язык), считали его волшебником и уважительно называли Туситалой («пишущий истории»). И в знак глубокой признательности проложили через лес к его дому Дорогу Благодарности.

Литература.7 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2

Конечно, только такой человек мог стать автором щемящих строк о маленьком стойком народе, истреблённом жестоким королём Шотландии, – баллады «Вересковый мёд». Двум последним «пиктам» обещана жизнь в обмен на заветную тайну приготовления чудесного напитка, но совесть «малюток-медоваров» неподкупна. И страх смерти над ними не властен.

3 декабря 1894 года на Самоа появилась Дорога Скорби: на вершину горы Ваэа осиротевшие самоанцы бережно отнесли прах скончавшегося писателя, отправившегося в своё последнее путешествие…

Немыслима юность без Стивенсона. Однажды прикоснувшись к нашей душе, он в ней остаётся. Сильный духом и талантом человек, автор правдивых и добрых книг. Мечтательный Луис. Мудрый Туситала. Великий Стивенсон.

Автор Наталья Умрюхина

Слово юному читателю…

Несколько лет назад я прочитал книгу Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ», и она мне очень понравилась: в ней очень хорошо показаны события и обстановка того времени, о котором идёт повествование в книге. Автор использовал много морских понятий: названия сторон света, такелажа, мачт, корабельного и портового оборудования. Обо всём этом, как мне кажется, очень интересно читать современным мальчишкам, никогда не сталкивавшимся с этими предметами и явлениями в жизни.

Вообще, абсолютно всем будет интересна тема пиратского заговора, его раскрытия и противостояния нескольких верных закону людей шайке охотящихся за сокровищами пиратов. Стивенсон ярко описал характер каждого персонажа – и пиратов, и честных людей, их ценности и качества.

Книга очень интересная и затягивающая. Читая её, не хочется ни на что отвлекаться, автор всё время держит читателя в напряжении, никогда не ясно, что произойдёт в следующий момент, сюжет крайне занимательный!

Олег Фёдоров, ученик 8 класса

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары