Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, пополнился учебниками физики для 10 и 11 классов Э.Т. Изергина. Эти учебники являются логическим продолжением линии учебников физики для 7–9 классов, включённой в Федеральный перечень ранее.
Завершённая линия учебников для 10–11 классов (базовый уровень) подготовлена издательством «Русское слово» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Учебники «Физика» являются частью информационно-образовательной среды «Инновационная школа» издательства «Русское слово» и знакомят школьников с основами физической науки. Они ориентированы на учебный план, согласно которому на изучение предмета отводится два часа в неделю.
Отличительная особенность учебников – их чёткая структурированность. Содержание учебников основано на движении от общего, целого к частному, более конкретному. Учебник 10 класса состоит из девяти глав, объединённых в два раздела: «Механика» и «Молекулярная физика. Термодинамика». Учебник для 11 класса включает шесть глав, отражающих знания по электромагнетизму, световым явлениям, ядерной физике, астрономии, а также о современных физических теориях.
«Многие явления, описываемые физической наукой, знакомы всем с раннего детства. Именно поэтому каждый параграф УМК "Физика" Эдуарда Тимофеевича Изергина начинается с примеров физических явлений и наблюдений, взятых из реальных жизненных ситуаций, литературных произведений, художественных полотен и так далее. В сущности, физика повествует о законах природы, действие которых оказывает влияние на жизнь каждого, а во многом даже обеспечивает её», – говорит Ирина Мещерякова, кандидат технических наук, лауреат и победитель конкурса «Грант Москвы», методист издательства «Русское слово».
Особое внимание в УМК уделяется формированию у школьников физического мышления и научного мировоззрения, что способствует формированию целостной картины мира. Построение материала каждого параграфа можно сравнить с этапами научного метода познания:
– накопление опытных фактов и наблюдений, проведение эксперимента;
– выдвижение гипотезы, объясняющей результаты наблюдений;
– логический или математический вывод следствий из гипотезы;
– экспериментальная проверка следствий из гипотезы;
– закрепление нового материала с использованием качественных и количественных задач, а также тестов.
«Эксперимент в процессе научного познания является и исходным материалом, на основании которого создаётся гипотеза, и он же выступает в качестве критерия проверки истинности выдвигаемой гипотезы, – объясняет Ирина Мещерякова. – Немаловажно, что, например, в 7–9 классах в учебниках физики есть дополнительный раздел, посвящённый экспериментам, которые можно проводить в домашних условиях без использования специального лабораторного оборудования с помощью самых обычных и привычных предметов, которые есть практически в каждом доме. Этот приём помогает школьнику понять, как и в каких жизненных ситуациях ему могут понадобиться знания, полученные на уроке».
Продуманность методики подачи учебного материала позволяет учителю максимально эффективно организовать практико-ориентированное обучение. Нельзя не отметить значительное внимание автора к навыкам работы с информацией: её извлечению, анализу, преобразованию, структуризации и интерпретации.
«В учебниках для 10 и 11 классов конце каждой главы представлены схемы, отражающие её структуру и содержание, что позволяет очень эффективно организовать повторение и закрепление пройденного, упорядочить весь материал, "разложить его по полочкам"», – говорит Ирина Мещерякова.
Новый УМК по физике поможет учащимся 10–11 классов не только достойно освоить учебный предмет, но и привить любовь к физике как науке, привлечь внимание к живой природе и сохранению природного богатства, красоты родного края и планеты в целом.
Новые учебники по физике для 10–11 классов согласно протоколу заседания Научно-методического совета по учебникам от 11 ноября 2020 г. № Д04-7/04пр рекомендованы для включения в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254.
Состав УМК включает:
– программу курса;
– учебники в печатной форме;
– электронную форму учебников;
– рабочие тетради;
– методическое пособие;
– тетради для лабораторных работ;
– методические рекомендации по проведению лабораторных работ;
– контрольно-измерительные материалы.