Открытый семинар «Условия эффективного детско-взрослого взаимодействия планирования воспитательной деятельности в рамках Управляющего совета» состоялся в онлайн-формате. Участники обсудили актуальные вопросы воспитания, опыт работы управляющих советов школ столицы и их участие в разработке программ воспитания образовательных организаций. В ходе семинара с докладом выступила кандидат исторических наук, руководитель Центра социализации, воспитания и дополнительного образования издательства «Русское слово» Хмайра Загладина.
Как известно, с 1 сентября 2021 года все школы России начнут работать по программам воспитания, разработанным в соответствии с Примерной программой воспитания. Эти программы будут учитывать специфику школ, их традиции, опыт воспитательной работы, накопленный сотрудниками, запросы местного социума (села, района и т.п.) на те или иные образовательные практики и другие условия.
В разработке новых программ воспитания должны принимать участие все субъекты образования, включая школьников и родителей. Поэтому управляющие советы, куда входят и представители родительского корпуса, и учащиеся сегодня становятся важнейшим звеном управления образованием. Управляющие советы – это ключевой элемент управления школой и оценки качества образовательной организации.
«Необходимо использовать и актуализировать все эффективные ресурсы воспитания. Один из важнейших ресурсов – это добровольчество (волонтёрство). Сегодня существует много соблазнов и рисков для детей, связанных с негативным контентом сетей, с трудными жизненными ситуациями. Поэтому вовлечь детей и подростков в добрые и полезные дела – задача классных руководителей, вожатых, администрации школ, а также управляющих советов. Добровольчество может удачно встроиться в инвариантный модуль Программы воспитания "Курсы внеурочной деятельности" или модуль "Самоуправление" (если волонтёрство развивать на базе ученического самоуправления). Курс по добровольчеству может быть ориентирован и на вариативный модуль, когда мы будем развивать детские общественные объединения, или стать самостоятельным модулем воспитательной программы», – отметила Хмайра Загладина.
Сейчас, в сложной эпидемиологической ситуации, очень важна консолидация всех участников образовательного процесса. Большая ставка делается на партнёрство семьи и школы, на взаимодействие образовательных организаций с социально ориентированными некоммерческими организациями, бизнес-структурами, которые предлагают большое количество цифровых образовательных ресурсов.
Спикер рассказала о том, что в рамках федерального проекта «Социальная активность» (нацпроект «Образование») сотрудниками РАО и издательством «Русское слово» были подготовлены материалы по развитию добровольческого движения в школах и колледжах: УМК «Дорогою добра» для 5–9 классов (авторы Х.Т. Загладина и И.Б. Шульгина) и УМК «Волонтёрство: шаг за шагом» (авторы Х.Т. Загладина и И.Б. Шульгина).
На семинаре с докладами также выступили Инна Шустова, д.п.н., ведущий научный сотрудник Лаборатории стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО, разработчик Примерной программы воспитания, и Лариса Вьюшина, член Управляющего совета ГБОУ «Вешняковская школа г. Москвы», секретарь совета, член правовой комиссии совета, представитель родительской общественности.
Организатором открытого онлайн-семинара «Условия эффективного детско-взрослого взаимодействия планирования воспитательной деятельности в рамках Управляющего совета» выступила Академия инновационного образования и развития, являющаяся партнёром издательства «Русское слово», во главе с руководителем Ольгой Рубцовой.