Дорога в космос: рассказ о Вселенной и космических полётах в учебниках
Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение»
Как объяснить ребёнку устройство Вселенной? Может быть, так, как познавало мир само человечество? Сначала рождаются мифы, легенды, которые помогают понять, почему светит солнце и дует ветер, день сменяется ночью, откуда на небе звёзды… «Наблюдая за Луной, люди не переставали изумляться, как она, будто в сказке, то росла от узенького серпа до круглого яркого диска, то постепенно убывала, пока не исчезала совсем. А через некоторое время всё повторялось, и конца этому не было. Задумались люди: может быть, по Луне можно отсчитывать время? И они создали календарь, по которому стали вести счёт неделям и месяцам» (В. Горьков, Ю. Авдеев, «Космическая азбука»). Позднее, по мере развития науки, человек открывает для себя суть природных явлений, строение Солнечной системы и многое другое. Ребёнок проходит тот же путь – только не за тысячелетия и века, а за годы и месяцы.
Можно рассказать детям о космических объектах и небесных явлениях, наделяя их свойствами живых существ. Например, почему у месяца нет платья? Может, потому, что каждый раз, когда он приходил на примерку, платье оказывалось то велико, то мало? Так повествует о смене фаз Луны сербская народная сказка. При этом школьник понимает, что такое объяснение – лишь шутка, игра, и сам становится участником такой игры: «Ох, до чего же хитры второклассники… Они притворяются, будто не знают, что наша Земля вертится, словно волчок, и подставляет Солнцу то один бок, то другой!» (Дж. Родари, «Откуда берутся день и ночь?»)
Детские писатели очеловечивают космические объекты, чтобы они стали ближе к ребёнку, не пугали и не отталкивали своей сложностью. Например, Владислав Горьков и Юрий Авдеев в книге «Космическая азбука» так объясняют размеры нашей планеты и её спутника: «Если сделать шары размером с Землю и поставить их друг на друга, то тридцатый коснётся Луны… Значит, не только Земля, как в карусели, мчится вокруг Солнца, Луна, кружась вокруг Земли, образует ещё одну, меньшую карусель». А Феликс Кривин в цикле о небесных явлениях «Прабабушка наша Вселенная» рассказывает о солнечной энергии легко и с иронией: «Без Солнца невозможна никакая жизнь на Земле – представляешь, какая жизнь должна быть на самом Солнце? А какая? А никакая. На Солнце нет жизни, хотя без Солнца невозможна жизнь на Земле. Вот тебе и раз! Учит жить других, а само жить не умеет. Такое иногда случается. Солнце ведь не только учит жить Землю, оно отдаёт ей своё тепло. А когда отдаёшь тепло, тогда помогаешь жить другим».
В учебниках Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение» тексты о Вселенной, звёздах, планетах и других космических телах представлены в разных жанрах: это отрывки из научно-популярных произведений, сказки, стихотворения, рассказы. И если учёные могут рассказать о фактах и явлениях, используя цифры, объясняя причины и следствия, то писатели, художники передают свои ощущения от того, насколько велик мир, в котором мы живём, и каковы границы того, что нам ещё неизвестно. Например, объяснить, насколько маленьким становится каждый из нас в масштабах планеты или Вселенной, можно с помощью стихотворения Эммы Мошковской («Мама, я, кузнечик и птица»):
Сидит очень смелый кузнечик,
сидит и на поезд глядит,
как страшный огромнейший поезд
куда-то летит и пыхтит…
Как быстро он мчится всё прямо
куда-то в другие края!
И спит в нём громадная мама
и страшный, огромнейший, я.
А в небе высоко-высоко
какая-то птица летит.
Летает какая-то птица
И тоже на поезд глядит.
Он маленький-маленький, поезд!
Что тихо ползёт, как змея.
И спит в нём булавочка-мама
и маленький-маленький я…
Примерно так же увидел Землю Юрий Гагарин во время полёта 12 апреля 1961 года: «В иллюминаторах показалась далёкая земная поверхность. В это время “Восток” пролетал над широкой сибирской рекой. Отчётливо виднелись на ней островки и берега, поросшие тайгой, освещённой солнцем» (Ю. Гагарин, «Дорога в космос»). А после возвращения – река, поле, люди – всё снова становится большим: «Всё ближе и ближе Земля… Семь тысяч метров… Внизу блеснула Волга. Гагарин… вернулся из космоса в те самые места, где впервые в жизни летал на самолёте…
Гагарин приземлился на вспаханное поле, и первыми, кто его встретил, была жена лесника с шестилетней внучкой Ритой.
– Неужели из космоса? – не совсем уверенно спросила женщина.
– Представьте себе, да! – ответил Гагарин…» (М. Водопьянов, «106 минут вне Земли»).
Сейчас уже прошло то время, когда большинство детей мечтали стать космонавтами. Но, несмотря на то, что существуют снимки и видеотрансляции из космоса, ощущения человека, пребывающего в безвоздушном пространстве, продолжают завораживать.
А какие навыки нужны космонавту? Как проходили поиски человека, который должен был полететь в космос? Об этом предлагают задуматься авторы книги «Космическая азбука»: «Кто первым должен полететь в космос: врач, моряк, инженер или лётчик?.. Ближе всех к этой мечте оказались военные лётчики‑истребители. Они летают на большой высоте, в скафандрах, знают, что такое перегрузка, невесомость, умеют прыгать с парашютом».
Не менее интересно детям и то, как проходит жизнь на борту космического корабля. Как обедают, спят, какой режим дня соблюдают космонавты? Об этом в учебнике «Литературное чтение» для 3 класса можно узнать из первых уст – из воспоминаний Алексея Леонова, человека, первым вышедшего в открытый космос: «Наступило время обеда. Павел Иванович достал упаковку с продуктами и как‑то неосторожно раскрыл её. Из упаковки тут же вылетели наши тубы с борщом, консервные банки и хлеб в пакетах… Обед летал по кораблю. Нам пришлось потратить много времени, чтобы всё это поймать и положить под закрепляющие резинки… В космосе надо уметь и есть. Если будешь жевать, не закрывая рта, или говорить при этом, то крошки хлеба, каша сразу же вылетят изо рта и будут плавать под носом… Когда я пил черносмородиновый сок из тубы, то немножко пролил его. Сок сразу превратился в круглый вишнёвый шар и начал плавать по кораблю…» (А. Леонов, «Обед в космосе»)
При этом каждый космонавт понимает, что находится в космосе не для развлечения и не из любопытства, его задача – работать, следить за своими ощущениями, контролировать работу техники, чтобы неизведанное космическое пространство становилось ближе и понятнее для любого человека на Земле – а особенно для тех, кто мечтает побывать в нём.
Рассказывая ребёнку об устройстве Вселенной и полётах человека в космос, мы говорим не только о физических величинах и технических характеристиках, – мы говорим о том, насколько необъятны возможности человеческого разума и силы духа: «Куда бы ты ни шёл, куда бы ты ни плыл, ни летел, – помни, что ты идёшь по Звёздному Пути. Ты идёшь по пути, который ведёт к звёздам» (Ф. Кривин, «Прабабушка наша Вселенная»).
Автор Смирнова Ольга Олеговна,
руководитель центра «Начальная инновационная школа» издательства
Ко Дню космонавтики и 60-летию первого полёта человека в космос интернет-магазин издательства «Русское слово» объявляет акцию «МКС: много космических скидок». Только три дня, с 12 по 14 апреля, на весь ассортимент печатных изданий действуют скидки до 60 процентов. Не пропустите!