Слова Президента РФ Владимира Путина об учебниках истории, произнесённые в ходе выступления с посланием к Федеральному собранию, вновь актуализировали и оживили дискуссию вокруг содержания учебников истории. На этот раз в фокусе общественного внимания оказались учебники истории для профессиональных образовательных организаций среднего образования.
В настоящий момент, согласно письму Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259, предмет «История» является обязательной частью программ подготовки как квалифицированных рабочих и служащих, так и специалистов среднего звена. Согласно рекомендациям того же письма, на изучение предмета «История» должно отводиться от 117 до 171 часа. Содержание предмета определяется рекомендованной Федеральным институтом развития образования примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций и, в свою очередь, должно учитывать требования ФГОС основного среднего образования и концепции УМК по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт. Последнее связано в том числе и с переходом на линейную систему обучения, когда уроки в 10–11 классах средней школы должны быть посвящены уже исключительно истории России XX – начала XXI в. и хронологически соответствующему ей периоду всеобщей истории. Рекомендации ФИРО тем не менее предписывают включение в содержание курса «История» для среднего профессионального образования и материала по истории России и мира с древнейших времён до начала XXI в.
«Очевидно, что перед средними профессиональными образовательными организациями встаёт задача не только качественного преподавания истории, но и обеспечения обучающихся качественными учебниками, которые компактно излагают материал как по отечественной, так и по всеобщей истории, акцентируя при этом внимание студентов на наиболее значимых событиях прошлого нашей страны. С этой точки зрения издательство «Русское слово» может рекомендовать входящий в Федеральный перечень учебник «История» (авторы – А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин, Ю.А. Петров), охватывающий курс российской и мировой истории с древнейших времён до начала XXI в. Приоритет в изложении отдан событиям истории России, включая наиболее значимые моменты нашего прошлого, в том числе сражения Великой Отечественной войны», – говорит Кирилл Кочегаров, кандидат исторических наук, руководитель Центра историко-обществоведческих дисциплин издательства «Русское слово».
Учебник издан в двух частях, он снабжён цветными иллюстрациями, методический аппарат включает не только вопросы и задания после параграфа и вопросы на актуализацию знаний в начале параграфа, но и практикум в конце каждого раздела, который может стать основой проектных и самостоятельных работ.
Учебник имеет как традиционную печатную, так и электронную форму (ЭФУ), включающую дополнительные интерактивные и мультимедийные ресурсы. Существенно расширить возможности ЭФУ и открыть перспективы для модернизации учебного процесса позволяет Электронная образовательная среда (ЭОС) издательства «Русское слово».
«К преимуществам ЭФУ и ЭОС для системы среднего профессионального образования можно, без сомнения, отнести сочетание более низкой по сравнению с печатными изданиями стоимости и оперативной поставки. Выдача кодов активации и получение доступа к цифровому учебному контенту возможны сразу после заключения контракта. Кроме того, процессы цифровизации обучения в системе профобразования начались значительно раньше, нежели в системе общего образования, поэтому руководители, педагоги и библиотекари колледжей и техникумов на сегодняшний день демонстрируют большую уверенность и компетентность в сфере цифровых образовательных технологий и методик преподавания», – поясняет Марина Соловей, руководитель Мультимедийного центра издательства «Русское слово».
Методистами издательства к учебнику «История» А.Н. Сахарова, Н.В. Загладина, Ю.А. Петрова (№ ФП 1.1.3.3.1.5.1) разработаны примерные рабочие программы, которые могут быть использованы преподавателями образовательных организаций среднего и специального образования для разработки рабочих программ дисциплин. Примерные программы можно посмотреть по ссылке.
В настоящее время к выходу готовится методическое пособие с поурочными разработками к обеим частям учебника (автор Н.И. Шевченко), которое также станет для преподавателей значительным подспорьем при подготовке к занятиям.
Кроме того, преподаватели и студенты по достоинству оценят серию картографических практикумов по истории (авторы – А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдулаев, О.В. Сдвижков), которые охватывают период с древнейших времён до начала XXI в. и соответствуют материалу всего школьного курса истории России. Каждое из трёх пособий, входящих в серию, содержит несколько десятков карт и схем по отечественной истории и разнообразные интерактивные задания к ним. Практикумы выпущены как в печатной, так и в электронной форме и позволят не только проверить, но и систематизировать и закрепить знания студентов по предмету.
В добрый путь с нашей историей!