Русский язык – это целый мир, о котором мы так мало знаем! Знания об истории развития нашего языка, его достижениях и победах, об отношениях с другими языками, о проблемах и многом другом, что помогает не только расширить кругозор детей, но и понять, что есть язык как система законов и правил, что есть язык как наиважнейшее средство человеческого общения и, наконец, что есть язык как объективная часть окружающего нас мира, – такая информация сегодня необходима! Это современно! Наступило другое время, людям требуются другие знания. Учёные утверждают, что эпоха открытий почти завершена, и мы теперь используем накопленный человечеством опыт для своего дальнейшего развития. Но подобное осуществимо при одном условии: сохранении традиций и приумножении накопленного. И язык имеет к этому непосредственное отношение.
Откройте учебник «Русский язык» для 5 класса (Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева, под редакцией Е.А. Быстровой), найдите рубрику «А знаете ли вы, что…», пролистайте… Дальше вам захочется просто засесть за русский. Может быть, вы даже признаетесь себе, как мало вы знаете и что стоит начать всё сначала… Родители! Это обращение к вам! Учитесь вместе с детьми, занимайтесь самообразованием. Знания, представленные в этой рубрике, были и раньше, их просто не транслировали в школе. Теперь же говорят о других акцентах обучения русскому языку, и вам это должно быть интересно. Почему? Язык – средство передачи информации последующим поколениям. Что вы оставите после себя?
А как заинтересовать детей, как сформировать мотивацию, как убедить их, что свой язык, русский, – это путь познания? Сначала нужно научиться им пользоваться. Пользоваться инструментом, без которого в жизни просто не обойтись. Давайте посмотрим, что предлагает для этого линия учебников по русскому языку для 5–9 классов издательства «Русское слово».
Например, откуда взялась морфема и наука морфемика? Морфология, может быть?.. Нет, не морфология, а морфемика. Учебник для 5 класса (часть 2) – вот ответ на вопрос!
Посмотрите, как просто и логично даётся информация и какое важное место в этом отводится как раз рубрике «А знаете ли вы, что…». Тогда и само понятие «морфема» с лёгкостью входит в обиход ребёнка! И уже мало кто скажет, что это неинтересно!
Владея такой информацией, дети начинают мыслить иначе и воспринимают определённые языковые явления как что-то захватывающее; то или иное правило русского языка больше не является для них чем-то абстрактным. Собирается образ. А это уже творчество! Ну и, конечно, практика, которая подтверждает, что эта информация из рубрики «А знаете ли вы, что…» очень полезна.
Перед вами примеры, которые показывают, как сделать информацию для детей не только доступной, но и интересной. Но если вернуться к названию рубрики, становится понятно, что это ещё и возможность иными словами спросить детей о том, что они знают, выстроить доверительные отношения с учебником (книгой) как с живым организмом. Не случайно одним из аспектов читательской компетентности является умение самостоятельной работы с учебником (и вот здесь очень хочется уточнить – с хорошим учебником), когда при первой необходимости ребёнок может привычно для себя найти нужную и понятную ему информацию, сделав это с минимальными затратами сил и времени, ведь ещё одним важным показателем является понимание возрастных возможностей детей.
Обратите внимание на автора текста рубрики: Дитмар Розенталь – известный советский и российский лингвист, педагог. Идея познакомить учащихся с выдающимися учёными реализуется в линиях учебников издательства «Русское слово» по русскому языку и по русскому родному языку. Об этом мы отдельно поговорим в следующий раз.
А вот научить детей вступать в диалог, вести беседу, уметь воздействовать на собеседника – одна из задач, которая должна решаться на уроках русского языка не формально. На сегодняшний день это важная составляющая процесса овладения языком как средством общения.
И наконец, о новой для нас ещё недавно, но теперь ставшей обыденной сетевой форме общения, которая нарушила сложившееся за века языковое существование людей. Мы только сейчас начинаем говорить об этом, видеть закономерности, обозначать проблемы, обсуждать… Разговор об этом и о других актуальных проблемах изучения русского языка мы продолжим в следующих публикациях, а также на предстоящих вебинарах издательства «Русское слово», посвящённых русскому языку.
Автор Ирина Громовик,
методист издательства «Русское слово»