Зачем современным детям информация о лингвистах в школьных учебниках русского языка?
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
22.07.2021
Зачем современным детям информация о лингвистах в школьных учебниках русского языка?

Зачем современным детям информация о лингвистах в школьных учебниках русского языка? Давайте рассуждать! Правила правописания, теория, большое количество разнообразных заданий – это понятно. Справиться бы с итоговыми испытаниями в 9 и 11 классах и с чувством выполненного долга увидеть результаты своих учеников… Мы помогли им стать грамотными!

И всё?! Русский язык – это в первую очередь творчество, впрочем, как и математика, и биология, и физика с химией, и всё остальное в этом мире. И если научить ребёнка (например, через язык) видеть, как это творчество рождается и запускает другие немаловажные процессы в жизни человека, очевидными станут другие вещи. Это всё давно прописано в новых образовательных стандартах.

А при чём тут информация о лингвистах в школьных учебниках? Всё просто. Мы с вами до сих пор воспринимаем систему законов и правил нашего языка как что-то само по себе существующее в этом мире. Как день и ночь, как дождь и ветер, как то, что всегда было… Мы не формировали в детях понимание, что за всеми правилами и законами языка стоят люди, выдающиеся учёные, «сделавшие» наш язык таким великим и могучим. Мы не рассказывали своим ученикам (системно не рассказывали) об истории развития языка, мы только учили их «правильно писать». Согласны? Думаю, в большей мере, мои коллеги скажут: «Да». Тогда открываем учебник русского языка под редакцией Е.А. Быстровой.

«Общаясь друг с другом, мы обычно не задумываемся над тем, как говорит наш собеседник. Но если он нарушает правила произношения, мы тотчас обращаем внимание на неправильное звучание слова и отвлекаемся от содержания разговора. Очень важно следить за своей речью, не допускать орфоэпических ошибок. А для этого надо знать правила орфоэпии, соблюдение которых обязательно для всех говорящих на русском языке».

Фрагмент из учебника издательства «Русское слово» для 5 класса (часть 1), посвящённый орфоэпии

Это фрагмент из учебника для 5 класса (часть 1), посвящённый орфоэпии. И вот здесь дети знакомятся с Рубеном Ивановичем Аванесовым, выдающимся русским учёным-лингвистом, специалистом в области фонетики и орфоэпии.

В рамках темы «Зачем нужна орфография?» любую орфограмму наши авторы называют «ошибкоопасным» местом, что очень поддерживает детей психологически и в дальнейшем не вызывает у них страха перед таким не очень любимым понятием, как «орфограмма». Кто первым предложил установить правила орфографии? Яков Карлович Грот, известный русский учёный XIX века. Эти знания помогут иначе взглянуть на проблему правописания, и однажды кто-то из учителей даже позволит себе пошутить на уроке русского: «Это не я – это Грот виноват!». А почему нет? Непринуждённость в общении, позитивность, уместный юмор – это всё необходимо в диалоге учителя и учеников. Как сказал Максим Анисимович Кронгауз, русский лингвист, педагог, наш с вами современник: «Орфография облегчает жизнь далеко не всем, а только грамотным людям…»

Фрагмент из учебника издательства «Русское слово» для 5 класса (часть 1)

В учебнике 6 класса, знакомя детей с Александром Матвеевичем Пешковским, авторы указывают на то, как учёный умел «просто, популярно, живо, интересно писать о самом серьёзном и сложном». Это же ещё и пример для подражания – научиться высказываться на понятном всем языке. Знаете, кто «впервые обратил внимание на существование в русском языке существительных общего рода», кто «исключил из списка частей речи причастие и предложил рассматривать его как особую глагольную форму»? Александр Христофорович Востоков. Это уже серьёзная информация и непростая, но очень интересная работа для семиклассников.

Фрагмент из учебника издательства «Русское слово» для 7 класса

Что есть базовые знания по русскому языку для современных школьников, для которых открыты информационные границы? Формирование лингвистической компетенции, наряду с языковой и коммуникативной: знания не только о языке как средстве и предмете, но и как о науке. Вот ответ на вопрос «Зачем современным детям информация о лингвистах в школьных учебниках русского языка?». Научный подход как специальная цель обучения – это реалии сегодняшнего дня. С учётом возрастных возможностей учащихся, конечно же, что очень чётко и системно прослеживается в учебниках русского языка издательства «Русское слово» (линии учебников «Русский язык» для 5–9 классов под редакцией Е.А. Быстровой, «Русский язык» для 10–11 классов Н.Г. Гольцовой, И.В Шамшина, М.А. Мищериной, «Русский родной язык» для 5–9 классов Т.М. Воителевой, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирновой и др.). Посмотрите, как дозированно даётся подобная информация, представленная в определённом контексте или в рамках изучения темы. И тут только от творческих способностей учителя и его профессионализма зависит, как будет использован подобный материал.

Фрагмент из учебника издательства «Русское слово» для 8 класса

И ещё хочется сказать о Владимире Ивановиче Дале, информацию о котором вы обязательно найдёте в учебниках издательства. Знаете, почему Даль? Парадокс! Сын датчанина и полунемки-полуфранцуженки, он стал по-настоящему русским! Его главный труд – «Толковый словарь живого великорусского языка», на составление которого ушло около пятидесяти лет жизни, обязательно должен стоять на полке в кабинете каждого учителя русского языка и литературы. А вы собираете словари? Дети помогают вам в этом? Вы формируете культуру работы с первоисточниками? Информация ради информации, не всегда корректной и выверенной, что стало проблемой нашего времени, или истинные знания и авторитетное имя, на которое всегда можно сослаться?! Мы обязательно поговорим об этом накануне Дня словаря, который традиционно отмечается в нашей стране 22 ноября, в день рождения В.И. Даля. Следите за анонсами вебинаров. Кстати, издательство «Русское слово» словари коллекционирует. Вы можете найти серию школьных словарей в нашей библиотеке! Смотрите подробную информацию о наших словарях в каталоге издательства и в интернет-магазине.

Автор Ирина Громовик,
методист издательства «Русское слово»

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары