Летняя математика. Что нужно знать родителям младших школьников?
Логин:
Пароль:
Запомнить меня
Забыли пароль?
Вернуться к списку новостей
16.07.2021
Летняя математика. Что нужно знать родителям младших школьников?

Дети школьного возраста всегда с нетерпением ждут лета: это три месяца круглосуточного отдыха без учебников, уроков и домашних заданий, без задач и уравнений! Три месяца занятий любимыми делами!

Безусловно, к 1 сентября дети должны подойти отдохнувшими, желающими дальше постигать азы науки. В первый месяц летних каникул им особенно необходимо выспаться, набегаться, нагуляться, наиграться с друзьями... При этом, как напоминают специалисты, и в каникулярное время у детей должен быть сохранён режим дня. Пусть он будет менее жёстким, чем в учебном году (ребёнок может поспать подольше утром, позже ложиться вечером), но вставать, ложиться, питаться нужно в одно и то же время.

С другой стороны, непрерывный отдых тоже утомителен. Всем известно, что отдых – это смена деятельности. Значит ли это, что возможные занятия летом будут полезны? И как часто заниматься, чтоб не «перегибать палку»?

«Чтобы в следующий класс не отправить полностью перегоревшего ученика, родителям нужно выбрать правильный темп подготовки и придумать занятия, которые будут принципиально отличаться от школьных уроков и домашнего задания. По разным источникам, школьники, которые не прекращают занятия летом, в следующем классе показывают на 12–25 % более высокую успеваемость по предмету, нежели их тотально отдыхавшие товарищи», – говорит Алевтина Фёдорова, кандидат педагогических наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования РФ, методист издательства «Русское слово».

Вопросом о том, как трёхмесячный летний отдых влияет на успеваемость школьников, исследователи занимаются уже давно. Ещё в 1996 году учёные из Университета Миссури и Государственного университета Теннеси проанализировали 39 научных работ, описывающих взаимосвязь летних каникул со школьными успехами детей. Для этого они сравнили результаты тестов и контрольных работ по различным предметам, которые школьники выполняли весной и осенью. Выяснилось, что в среднем за лето дети успевают забыть тот объём информации, на освоение которого тратилось от одного до полутора месяцев. Больше всего летние каникулы сказывались на успеваемости по математике, а особенно плохо школьники справлялись с задачами на вычисление.

Давайте рассмотрим, каких правил стоит придерживаться родителям при организации летних занятий.

1) С ребёнком необходимо заранее договориться, какими предметами и сколько времени в неделю вы будете заниматься. Занятиям по школьной программе стоит отводить не больше 20–30 минут в день, причём время для них ребёнок должен выбрать сам. Нужно лишь, чтобы оно было по возможности постоянным на протяжении всего отдыха. Считается, что одного-двух занятий вполне хватит, чтобы не только поддержать достигнутый за учебный год уровень, но и существенно его расширить. Мотивированные школьники могут за это время даже углубить свои знания до олимпиадного уровня.

2) Надо создать условия, чтобы ребёнку хотелось заниматься, а не избегать наказания за невыполненное задание (в речи родителя не должно быть связки «если НЕ …, то НЕ ….»). Когда школьник доволен тем, как он справляется с заданиями, он будет стремиться повышать свои навыки их выполнения и лучше запоминать новые данные. И наоборот: неуспех ведёт к забыванию материала. Чем больше раз ребёнок повторит ту или иную информацию, тем лучше он её запомнит. Наконец, успехи ребёнка зависят от его мотивации: для наиболее эффективной работы и учёбы она должна быть не слишком сильной и не слишком слабой, гласит закон Йеркса-Додсона.

3) Родителям важно принимать живое участие в летних занятиях детей. Когда все члены семьи вместе проводят практический опыт или решают ту или иную математическую задачу, это здорово сплачивает семью.

4) Регулярность занятий, особенно в младшем школьном возрасте, очень важна. Пусть занятия будут по полчаса в день, но регулярные. Такой режим будет ценнее многочасовых изнуряющих марафонов редких занятий. Каникулы – именно то время, когда можно малыми средствами и усилиями достичь очень многого.

«Какие задания вызывают интерес у детей? Мы предлагаем для летнего обучения "жизненные" задачи. Такие задачи, затрагивающие не столько арифметику, сколько логический аспект и умение рассуждать, помогают детям понять причинно-следственные связи, сформируют у них критическое мышление, помогут найти решение в разных жизненных ситуациях. Это намного важнее техники счёта, – продолжает Алевтина Фёдорова. В жизни математика может прятаться в таких вещах, где её искать и не подумаешь. К примеру, семья планирует поездку на отдых. Значит, решаем с ребёнком задания, подготавливающие к ней: считаем общие расходы, рассчитываем время, за которое можем добраться до определённого пункта нашей поездки, знакомимся через определённые задания с особенностями поездки».

Вот, например, задача из учебника «Математика» (авторы Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева) для 1 класса (часть 2):

Два друга договорились сесть в четвёртый вагон электропоезда. Но один мальчик сел в четвёртый вагон от начала, а другой – в четвёртый вагон от конца электропоезда. В одном ли вагоне едут оба мальчика, если вагонов 8? Догадайся, сколько вагонов должно было быть в поезде, чтобы мальчики оказались в одном вагоне.

Или задача про переправу через реку. «Математика» 3 класс, 1 часть (авторы Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева):

«Математика» 3 класс, 1 часть (авторы Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева)

Занимательные летние задачи могут быть максимально прикладными, взятыми в буквальном смысле из летней жизни конкретной семьи и самого ребёнка. Ремонт в квартире, отдых на даче, приготовление завтрака для всей семьи – всё это может лежать в основе задач. Например:

Имеются песочные часы на 3 минуты и 7 минут. Гренки с сыром надо продержать в духовке ровно 4 минуты. Как это сделать?

Задача про сбор меда. «Математика» 2 класс, 1 часть (авторы Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева):

«Математика» 2 класс, 1 часть (авторы Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева)

Летом нужно заниматься с интересом, увлечённо! В учебниках математики Б.П. Гейдмана, И.Э. Мишариной, Е.А. Зверевой для начальной школы есть задания-головоломки, ребусы. Также часто встречаются задачи, кажущиеся очень простыми, но над решением которых стоит задуматься всерьёз. Например, следующая задача:

Есть столб высотой 10 сантиметров. По нему ползет улитка. За день она поднимается вверх на 5 сантиметров. А потом наступает ночь, улитка засыпает и соскальзывает на 4 сантиметра вниз. За сколько дней улитка сможет забраться на самый верх?

«Самый традиционный неправильный ответ к этой задаче – 10 дней, так как улитка будет подниматься суммарно за сутки на 1 см. Но правильный ответ – за 6 дней. Утром шестого дня она будет на высоте 5 см, к концу дня она достигнет вершины», поясняет Алевтина Фёдорова.

Ещё одна область математики, доступная для летнего свободного знакомства с ней, комбинаторика. Задания для учеников начальной школы могут показаться очень простыми, а на самом деле они довольно серьёзные.

Задача про Васю, Игоря и Петю. «Математика» 1 класс, 2 часть (авторы Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева):

«Математика» 1 класс, 2 часть (авторы Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева):

Для летних занятий можно подобрать задания, которые подойдут как младшим школьникам, так и подросткам. К таким относятся задания, решаемые методами теории графов. Непривычно, интересно, увлекательно!

Задача про необходимость разукрасить платок Василисы Прекрасной. «Математика» 1 класс, 2 часть (авторы Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева):

«Математика» 1 класс, 2 часть (авторы Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева)

«Разумеется, нам хотелось бы, чтобы занятия математикой летом мотивировали детей активнее познавать мир, читать дополнительную литературу. УМК «Математика» Б.П. Гейдмана содержит тот потенциал, который запустит интерес к чтению: сюжеты многих задач выстроены на литературных произведениях, содержат много интересной и увлекательной информации из мира животных, растений, окружающей действительности, науки и техники», подводит итог Алевтина Фёдорова.

Линия учебников «Математика» для 1–4 классов (авторы – Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А. Зверева) выпущена издательством «Русское слово» в составе ИОС «Начальная инновационная школа». Учебники включены в действующий Федеральный перечень. Главные особенности курса – гармоничное сочетание арифметической, геометрической и логической составляющих, а также знания, необходимые для ориентации в современном мире, в информационных технологиях для продолжения образования. Подробнее ознакомиться с учебниками можно в каталоге на сайте издательства, а также в интернет-магазине.

ПОДЕЛИТЕСЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:
ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ НОВОСТЕЙ
Все вебинары