В современных условиях всё чаще уже в раннем возрасте у детей возникают проблемы со зрением. Близорукость сегодня называют эпидемией XXI века. До недавнего времени считалось, что при прогрессирующей близорукости необходимо оградить ребёнка от физических нагрузок. Исследования последних лет показали, что повышение работоспособности аккомодационного аппарата с помощью специальных упражнений и нормализация кровообращения тканей глаза приводят к торможению прогрессирования близорукости, а иногда предотвращают её возникновение. То есть физические нагрузки не только не вредны, а просто необходимы. Но подбор видов нагрузки для детей с уже возникшими проблемами здоровья требует дифференцированного подхода. Значительным потенциалом для решения обозначенных проблем обладает такой вид спорта, как бадминтон.
Учёные Московского научно-исследовательского института глазных болезней имени Гельмгольца пришли к выводу, что бадминтон помогает сохранить зрение. У постоянно играющих в бадминтон детей не ухудшается зрение даже в том случае, если родители имеют наследственную предрасположенность к близорукости или дальнозоркости. У детей с зарождающимися проблемами близорукости зрение полностью восстанавливается. Занятия бадминтоном способствуют улучшению кровообращения, обеспечивают тренировку мышц глаз, которые отвечают за фокусировку и зрение. Волан во время игры то приближается к глазу, то удаляется от него, что хорошо тренирует глазодвигательный аппарат. Постоянно следя за воланом в процессе игры в бадминтон, человек делает те же упражнения для глаз, которые рекомендуют офтальмологи для профилактики ухудшения зрения.
Игра в бадминтон характеризуется частой сменой положения тела, сочетанием таких показателей, как быстрота и ответная реакция на сигнал. Это требует от детей точности выполнения действий, равновесия, координации. Таким образом, происходит взаимодействие между зрительной и двигательной системами, что ведёт к развитию согласованности движений, благотворно влияет на зрительное восприятие. В данной игре совершенствуются управление мышечными усилиями, чувство пространства и чувство времени.
Занятия бадминтоном развивают все группы мышц, силу, быстроту, координацию движений и выносливость, улучшают подвижность в суставах, воспитывают волевые качества и психологическую устойчивость. Игра на свежем воздухе способствует закаливанию.
В рамках региональной программы популяризации спортивной игры бадминтон в Орловской области и при реализации парциальной программы «Бадминтон для дошкольников» в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27» г. Орла (заведующая – Е.В. Анпилогова) для воспитанников с различными нарушениями зрения был составлен специализированный комплекс коррекционных и общеразвивающих упражнений на основе элементов спортивной игры бадминтон (авторы – старший воспитатель А.М. Шелудченкова и инструктор по физической культуре О.Н. Бутырина).
Детей привлекает яркий инвентарь для игры (ракетки, цветные воланы и шарики)! На начальном этапе при знакомстве с бадминтоном увлекательные игровые упражнения учат ребят разными способами подбрасывать и ловить волан, следить за его перемещением, попадать им в цель, жонглировать, перебрасывать из одной руки в другую без помощи ракетки. И даже запускать «как самолётик», целясь в определённый ориентир или партнёру в руки. Задача – не уронить волан во время выполнения упражнений. Для детей с разными нарушениями зрения при помощи специалистов (врача‑офтальмолога, тифлопедагога) подбираются индивидуальные комплексы упражнений. Все они обеспечивают развитие зрительно-двигательной ориентации в пространстве, а значит, и профилактику близорукости.
Педагоги и руководители МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 27» г. Орла много лет ведут коррекционную работу с детьми и успешно используют бадминтон для профилактики и поддержки лечения нарушений зрения. Накопив опыт в этой сфере, они пришли к выводу о необходимости популяризации бадминтона, распространения информации о пользе этой игры и её возможностях в борьбе с близорукостью. Методика занятий бадминтоном, разработанная при поддержке Национальной федерации бадминтона России и доказавшая свою эффективность в лечении и профилактике заболеваний глаз, должна стать общедоступной!
Автор Лилия Тимофеева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образовательных систем БУ ОО ДПО «Институт развития образования» (г. Орёл), эксперт президиума Федерального экспертного совета по дошкольному образованию «Воспитатели России», автор парциальной программы «Бадминтон для дошкольников».
Подробнее ознакомиться с парциальной программой «Бадминтон для дошкольников», а также с другими парциальными программами и изданиями ПМК «Мозаичный ПАРК» можно на сайте Центра дошкольного образования издательства «Русское слово» и в интернет-магазине издательства.