19 августа православные христиане отмечают один из двунадесятых непереходящих праздников – Преображение Господне. Он установлен в память о чудесном событии, совершившемся на горе Фавор во время земной жизни Иисуса Христа.
В земной жизни Спасителя Преображение совершилось перед тем, как Он с учениками-апостолами вошёл в Иерусалим, где был схвачен, несправедливо осуждён на казнь и после распятия на третий день воскрес. Иисус Христос взял трёх апостолов – Иоанна, его брата Иакова и Петра – и взошёл с ними помолиться на гору. Подъём был долгий и утомительный. На вершине уставшие апостолы присели отдохнуть. Иисус Христос стал молиться и преобразился перед апостолами. В момент Преображения от Спасителя исходил неземной, Божественный свет так, что на Него трудно было смотреть. Лик Спасителя и Его одежды сияли ярким белым светом.
Потрясённые таким явлением Божественного величия, апостолы буквально рухнули на землю, не в силах подняться. По сторонам от Христа они увидели ещё двух человек, которые стояли, поклонившись ему. Это были древние пророки Илия и Моисей. Апостолы испытывали одновременно и страх, и блаженство под воздействием Божественной силы, исходящей от Иисуса Христа. Пётр смог только сказать, как им хорошо здесь и что он хотел бы оставаться тут всегда. И для этого предложил сделать три кущи (шалаша) для Спасителя, Илии и Моисея. Слова явно несуразные, неуместные. Как уточняет апостол Марк, он сказал это, «ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе». Из опустившегося на гору облака апостолы услышали голос Бога Отца со словами об Иисусе Христе: «Ты – Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благословение!»
После того как явление Преображения завершилось, Христос подошёл к апостолам и поднял их на ноги. Он запретил им до Его Воскресения рассказывать о том, что они видели. И только после Воскресения Господня апостолы поведали другим о Преображении, Божественном величии Иисуса Христа, о Царстве Божием – насколько они могли видеть это человеческими глазами.
В Преображении Господь как богочеловек не только показал свою Божественную силу и могущество. Он ещё показал, каким может быть каждый человек и каким он будет в единстве с Богом. Иисус Христос продемонстрировал апостолам преображение человека Божественной благодатью.
В России Преображение Господне – один из любимых праздников. После богослужений по традиции проводится освящение яблок и других плодов, с чем связано другое, народное название праздника – Яблочный Спас.
От Преображения Господня в нашей культуре, в нашем языке сложилось понимание самого слова преображение – как изменения кого-то или чего-то к лучшему, высшему, к благу. Когда, например, говорят, что дом, село или город преобразились – это значит, они улучшили свой образ, вид. Или человек преобразился, то есть стал лучше выглядеть. Но главное не внешнее, а внутреннее преображение, когда сам человек становится лучше, добрее, мудрее.
«Именно к такому внутреннему преображению мы должны стремиться сами и направлять наших учеников. Оно должно быть целью наших трудов в учении и во всех других делах. Такое преображение можно считать и целью изучения всех предметов духовно-нравственной направленности, в том числе и православной культуры», – уверен Александр Алексеев, советник генерального директора издательства «Русское слово», почётный работник общего образования РФ.
Для изучения предметов духовно-нравственной направленности в каталоге издательства «Русское слово» представлены линии учебников для начальной и основной школы. Учебники по ОРКСЭ и ОДНКНР образуют единую систему, которая включает модули «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики», «Основы православной культуры» и «Православная культура». Учебники соответствуют ФГОС и включены в Федеральный перечень. Подробнее ознакомиться с учебниками и другими изданиями, входящими в состав УМК, можно в каталоге на официальном сайте издательства «Русское слово».